Функционирование государства на современном этапе охватывает все слои и направления деятельности российского общества, чем обусловлена необходимость налаживания эффективных каналов связи для продвижения идей государства и получения обратной связи от населения. Право населения на взаимодействие с органами власти закреплено на законодательном уровне. В статье 33 Конституции Российской Федерации сказано: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы местного самоуправления» [1]. В соответствии со статьей 24 Конституции, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы [1].
Цель системы взаимодействия законодательной власти с населением — принимать законы и иные нормативно-правовые акты, согласованные с обществом. Это общественная цель взаимодействия. При этом цель органов законодательной власти — получить от населения обратную связь по планируемым и принятым законодательным инициативам, а цель населения — донести до законодательной власти свои конструктивные инициативы.
В связи с целью взаимодействия, можно обозначить его функции:
1) законодательная: учет конкретных законодательных предложений населения в процессе правотворческой деятельности органов законодательной власти (депутатов);
2) коммуникационная: выстраивание диалога власти и общества для формирования стратегического сотрудничества в целях социально-экономического развития страны и региона;
3) мониторинговая: определение законодательной властью основных параметров настроений и ожиданий общества и отдельных групп населения с целью принятия управленческих решений, направленных на решение запросов общества и снятие напряженности в обществе.
Взаимодействие органов законодательной власти и населения начинается на этапе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания и депутатов на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Например, процедура выборов депутатов Государственной Думы регламентируется Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [3].
На последующих этапах граждане могут обратиться в органы законодательной власти с вопросами и получить на них ответы. Данный порядок взаимодействия регламентируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [4].
Органы законодательной власти взаимодействуют с населением не только напрямую, но и опосредованно через средства массовой информации и органы местного самоуправления. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
Важным направлением является взаимодействие законодательной власти и населения посредством общественного контроля. Нормативной основой такого взаимодействия является Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [5].
Однако, основной спектр задач по взаимодействию органов государственной власти с населением ложится на службу по связям с общественностью.
Организационная структура службы по связям с общественностью в органах законодательной власти может иметь разные формы. В крупных государственных институтах принято организовывать специальное подразделение. Преимуществом такой формы организации является системная целостность отдела, который способен разрабатывать и проводить долгосрочную политику в сфере связей с общественностью, формировать корпоративную философию и политику и благодаря разделению труда внутри подразделения иметь высококвалифицированных специалистов по разным направлениям связей с общественностью.
Организационная структура государственной пресс-службы, как правило, включает три основных отдела: информационно-аналитический; пресс-службу, отдел брифингов. Каждый из отделов имеет свою область компетенции.
Достаточно часто можно встретить и следующую структуру подразделения по связям с общественностью: информационно-аналитический отдел; пресс-служба; отдел по работе с политическими партиями и общественными объединениями; организационно-правовой отдел.
Взаимодействие органов законодательной власти и населения предполагает использование комплекса технологий. Рассмотрим данные технологии более подробно.
- Медийные технологии — это технологии взаимодействия органов законодательной власти с населением посредством средств массовой информации.
Ежедневно сотрудники отдела по связям со СМИ и общественностью (пресс-службы) органов законодательной власти (на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ) готовят новостные и аналитические материалы о законодательных органах и их председателях и рассылают их во все издания. Предоставляют по запросу журналистов необходимые данные, готовят материалы к интервью.
Медийные технологии проявляются также через наполнение веб-сайта органа законодательной власти, подготовку материалов к пресс-конференциям, брифингам и телевизионным эфирам. Принятие того или иного социально значимого решения сопровождается созданием соответствующего информационного фона.
- Персонифицированные технологии — это технологии взаимодействия органов законодательной власти с населением посредством работы с индивидуальными обращениями граждан через подразделения по работе с жалобами и обращениями, а также путем непосредственного общения депутатов с избирателями (в том числе через общественные приемные депутатов).Частью работы депутата является обслуживание избирателей, через представление их интересов в законодательной власти и предоставление прямой связи с правительством. Граждане ожидают, что у них будут прямые контакты с их избранным представителем, и рассматривают их как тех, что сможет помочь решать их проблемы. Практика отношений с избирателями включает коммуникацию с избирателями, изучение их проблем, а также оказание помощи в решении их проблем.
- Информационно-аналитические технологии. Прежде всего, речь идет о проведении опросов и мониторинге общественного мнения. Опросы общественного мнения дают депутатам ценную информацию о нуждах округа, приоритетах, представлениях граждан. Временами то, что представители и их партии считают крайне приоритетом, может недостаточно соответствовать тому, о чем беспокоятся реальные избиратели. Польза исследования общественного мнения состоит в том, что это дает узнать гражданам, что их мнения имеют значение, и что они участвуют в управлении. Проведение опроса может быть очень простым. Если депутаты пытаются собрать научные данные, то проведение исследование может быть сделано фирмой по опросу общественного мнения.
- Дистанционные технологии. Дистанционные технологии — это технологии взаимодействия органов законодательной власти с населением посредством веб-сайта органа законодательной власти и социальных сетей.
Органы законодательной власти организуют информационное наполнение веб-сайта, а также интерактивные формы, которые позволяют принять участие в опросе или направить обращение депутату через Интернет. Новым и одним из наиболее важных направлений является взаимодействие через социальные сети. Специальные подразделения органов законодательной власти проводят мониторинг социальных сетей и осуществляют коммуникацию в целях изучения общественного мнения и оперативного предоставления ответов на вопросы, волнующие население.
- Законодательные технологии. Законодательные технологии — это технологии взаимодействия органов законодательной власти с населением посредством принятия нормативно-правовых актов, реализующих интересы избирателей. Кроме того, это взаимодействие с органами местного самоуправления и привлечение населения к общественному обсуждению наиболее важных социально-экономических вопросов. Например, на федеральном уровне периодически проводятся дистанционные обсуждения законодательных инициатив по наиболее острым и общественно значимым вопросам.
- Общественные технологии. Общественные технологии — это технологии взаимодействия органов законодательной власти с населением посредством реализации общественных конкурсов, социально-значимых проектов и мероприятий, в которых принимают участие широкие слои населения или отдельные целевые аудитории.
Эффективность системы взаимодействия органов законодательной власти с населением может быть определена на основании ряда критериев. Можно предложить следующие критерии эффективности:
1) уровень информированности населения о деятельности органа законодательной власти и изменениях в законодательстве;
2) количество рассмотренных и принятых законодательных инициатив граждан;
3) отношение населения к органу законодательной власти и к депутатам.
Выявление эффективности взаимодействия органов законодательной власти с населением необходимо проводить по предложенным критериям в результате мониторинга общественного мнения посредством опросов, анкетирования и иных социологических методов.
В настоящее время на законодательном уровне критерии взаимодействия законодательной власти и населения не определены. Считаем необходимым восполнить данный пробел и установить контроль над законодательными органами по достижению целевых показателей в рамках критериев эффективности.
Опросы общественного мнения могут быть либо количественными, либо качественными.
Количественный опрос включает интервьюирование большого числа людей с использованием набора вопросников. Люди на интервью отвечают «да или нет» на вопрос, просто выбирая из списка ответов. Собрав ответы из этих вопросников, можно оценить какой процент людей, что думает по вопросу. Преимущества количественного опроса в том, его легко разработать. Недостаток в том, что чтобы получить статистически верный (точный) результат, нужно провести интервью с большим числом людей, и эти люди должны быть случайно выбраны. Это может быть финансово затратно и длительно по времени.
Качественное исследование включает не столь структурные исследовательские методы, такие как интервью в свободной форме или фокус групп обсуждения. Вопросы обычно открытые и человек, у которого берут интервью, обычно отвечает своими словами. Формальное качественное более сложно в дизайне, и не дает легких числовых результатов, но оно позволяет более глубокое исследование мнения людей. Оно спрашивает «почему» люди чувствуют о том, что делается по проблеме. Неформальное качественное исследование может вестись постоянно, просто в разговоре с людьми и на встречах с группами людей для обсуждения важных проблем.
Итак, эффективность взаимодействия органов законодательной власти с населением определяется по ряду критериев. При этом отметим, что провести абсолютно точную оценку эффективности взаимодействия законодательной власти с населением не представляется возможным, поскольку такое исследование относится к области гуманитарных, а не точных наук. Социологические исследования позволяют лишь приблизительно оценить восприятие населением конкретных органов законодательной власти на той или иной территории.
Проведение оценки по эффективности взаимодействия органов законодательной власти с населением необходимо в каждом субъекте РФ, поскольку такие данные позволяют повышать качество взаимодействия.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.
- Рубанов В. А. Система взаимодействия органов власти и населения как объект социологического исследования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elib.bsu.by
- Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 8. Ст.740.
- Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 19. Ст.2060.
- Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (Часть I). Ст.4213.