Статья посвящена проблеме развития активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения-рассуждения. В статье приведен материал, используемый на уроках по развитию речи. Такой метод работы будет интересен учителям-словесникам при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения на ОГЭ.
Ключевые слова: познавательная активность, написание сочинения-рассуждения, урок, учащийся, ученик, познавательная деятельность, ситуационная проблема, текст
Практика современной школы в условия реализации ФГОС убедительно показывает, что без развития познавательной активности, тесно связанной с самостоятельностью обучающихся, не может быть хороших результатов работы.
Каждый урок русского языка, на мой взгляд, должен содержать такие задачи, так быть построен, чтобы ученик видел себя участником важного и нужного дела, а не сторонним зрителем.
Чтобы познавательная активность на уроке возрастала, должны быть учтены все важные обстоятельства.
Конечно, урок должен основываться на материале, уже известном ученикам, с которым они работали или знакомились. Такой подход рождает ассоциативные связи, помогающие каждому ученику активно работать на уроке.
Разумеется, важным стимулом в развитии познавательной деятельности является доверие учителя, который твёрдо верит в возможность для ученика провести наблюдение, сделать вывод.
Желанию ученика самому докопаться до сути вопроса, ответить на все «почему?» способствует создание на уроке ситуации затруднения. Дети от природы любопытны. Это заложенное в них качество подтолкнёт их к поиску ответов на интересующие вопросы.
И наконец, учащихся необходимо последовательно подводить ко всё более усложняющимся задачам. Иначе выполнение однотипных заданий приведёт к спаду познавательной активности.
Подготовку к написанию сочинения-рассуждения, требующегося на ОГЭ, я начинаю уже в пятом классе. Поэтому мои сегодняшние восьмиклассники уже в большинстве своём умеют аргументировать выдвинутый тезис, определять тип текста (рассуждение). Развивая в них познавательную активность, я учу их работать в группе самостоятельно, отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы, уважать оппонента, давать позитивную оценку себе и окружающим, уметь вести диалог со всеми участниками конкретного образовательного процесса.
Обучаясь написанию сочинения-рассуждения, учащиеся ставят новые творческие и учебные цели и задачи в сотрудничестве с учителем, учатся планировать свою деятельность и деятельность группы, различать способ и результат действия.
Умение находить в предложенной информации (кейсе) нужное для аргументации, анализировать и использовать это в письменной и устной речи позволяет им самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационной проблемы.
На таких уроках решаются и коммуникативные задачи: умение слушать, слышать и понимать речь других, задавать вопросы, формулировать собственное мнение, строить монолог и диалог, уметь работать сообща.
В этом плане эффективен метод групповой работы. Класс разбивается на три группы. При чём я делю группы на сильную, среднюю и слабую. Таким образом, на уроке приходится работать всем участникам процесса, а не прятаться за спины сильных учеников. Разумеется, в ходе работы в группах проявляются лидеры. Это стимулирует учащихся, придаёт им уверенности, особенно это активизирует слабых учеников.
На одном из уроков по подготовке к написанию сочинения-рассуждения трём группам учащихся были розданы три разных текста, но одинаковых по сложности восприятия.
Текст № 1.
Посреди прекрасного, яркого божьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а колорадский жук даже насмехался над ней. Маленькая букашечка очень горевала. Но однажды утром её погладил по спинке солнечный лучик. Малышка обрадовалась, что её кто-то любит, и подумала с благодарностью: «Я могу сделать доброе дело! Очищу листики от тлей», — и листик за листиком, веточка за веточкой за день очистила целое дерево. И каждый листочек на дереве зашептал ей:
— Спасибо, ты спасла нас!
Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво!
С тех пор она всегда сияла и излучала такую радость, что все полюбили её и стали называть «божьей коровкой». И теперь, когда люди просят её полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она — «божья», и она точно знает, что каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим!
Текст № 2.
Попала аквариумная рыбка в реку. Окружили её местные рыбы, подивились диковинному наряду и спросили, как ей жилось в домашних условиях.
— Хорошо! — вспоминая тёплый уютный аквариум, ответила, дрожа от холода, рыбка и пожаловалась: — Одно было плохо: кормили только один раз в день!
— Ну, с этим у нас проще! — успокоили её рыбы. — Ешь, сколько хочешь! Если, конечно, сможешь…
И бросились, кто, куда в поисках корма.
Смысл их последних слов аквариумная рыбка поняла к вечеру, когда ей пришлось встречать ночь полуголодной.
Текст № 3.
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.
Рос он, рос… И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.
Просто так, не зная даже зачем.
Скомкал и выбросил на дорогу.
Больно стало цветку, горько.
Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.
Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее, о чем он подумал — что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
Сложность работы с текстом была в том, что нужно было не только ознакомиться с текстом, но и определить его основную мысль и поставленную в нём проблему. А это уже из задания по написанию сочинения на ЕГЭ. Для учащихся это не было трудностью, потому что такая практика работы ведётся у них, я повторюсь, с пятого класса.
После определения проблемы ребята выдвигают тезис, а затем комментируют его. Они объясняют, что без комментирования эта часть работы будет неполной.
Очень важно не допустить, чтобы при комментировании учащиеся не начинали приводить примеры из текста. Это уже другой вид работы, которая называется аргументацией. Довожу до сведения ребят, что при объединении двух видов работ они могут потерять баллы при оценивании их сочинения экспертом.
В работе с аргументацией интересно наблюдать за процессом, когда учащиеся, опираясь на свой читательский, а также небольшой жизненный опыт, подбирают второй аргумент к тезису. Вот тут в глазах ребят можно увидеть не только отчаяние и досаду из-за своей нелюбви к чтению, но и гордость книголюбов.
Третьей частью сочинения — рассуждения является вывод. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
В этой части работы нам с ребятами помогает формула, придуманная нами: «прихожая — квартира- прихожая». В пятом классе мы обговаривали, что, придя в гости, сначала входим в прихожую, затем хозяин нас знакомит со своей квартирой, и выходим из квартиры мы тоже через прихожую. Опираясь на такую ассоциацию, учащиеся строят сочинение, помня, что вывод не должен отличаться от тезиса, он дублирует его, завершая наше рассуждение по проблеме.
Что мы выберем, какие способы, приёмы, методы будем использовать при подготовке к написанию сочинения-рассуждения, будет зависеть только от нас, учителей, так как инструментальная основа активности разнообразна.
На этапе завершения урока также необходимо вернуться к целям, поставленным в начале урока, посмотреть, что выполнили, а что нет и почему, то есть обратить внимание на результат учебной деятельности. Таким образом, происходит формирование и развитие рефлексии (размышлений о себе, о своей работе, динамике познания), в результате чего становится всё больше учащихся, которые осознанно, с пониманием относятся к результатам своего труда. А это не может не сказаться на активности познавательной деятельности.
Работы подобного вида, на мой взгляд, помогают достигнуть наибольшей активности учащихся на уроке. Им приходится выполнять серьёзные мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение и обобщение. Ситуации затруднения и соревнования стимулируют ребят, вызывают у них желание самостоятельно докопаться до сути вопроса, помогают каждому ученику активно участвовать в процессе.
“Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрыли перед ребёнком классной дверью”, — говорил в своё время выдающийся учитель В. А. Сухомлинский. Поскольку сегодня от нас, учителей, зависит, с какой жизненной позицией выйдут ученики во взрослую жизнь, какими мы их воспитаем, и что они смогут взять из детства, развить, приумножить, эти слова очень актуальны.
Литература:
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — 4-е изд. — Киев: Радянськая школа, 1973. — 320 с.
- Шанский Н. М. В мире слов. — М.: Просвещение, 1971. — 255 с.
- Шмаков С. А., Безбородова Н. Е. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. — М.: Новая школа, 1995. — 80 с.