В статье освещены вопросы правильного составления текста-рассуждения на занятиях русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.
Ключевые слова: текст-рассуждение, методика обучения, тип речи, тезис, размышление, умозаключение, аргумент, доказательство, вывод
Текст-рассуждение для учащихся и студентов является наиболее трудно осваиваемой формой речи. В методике обучения в средних школах, лицеях, колледжах и вузах рассуждению отводится незначительное место и время. Слабо владеющий русским языком ученик, да и студент, практически не умеют аргументировать и доказывать свои мысли, а большинство педагогических кадров не владеет полноценной методикой обучения такому виду речи на русском языке.
Однако именно умение правильно составлять текст-рассуждение объективно характеризует показатель знаний русского языка. Выражение собственных мыслей в определенной последовательности, логично, достаточно полно, при этом умело оперируя другими типами речи, как в монологе, так и в диалоге, является основной задачей обучения русскому языку.
Что же такое текст-рассуждение и как научиться его составлять?
Обратимся сначала к старой теории словесности: «Рассуждение… имеет целью выяснить какое-нибудь понятие, развить, доказать или опровергнуть какую-нибудь мысль». Значит, с логической точки зрения это цепь умозаключений на какую-нибудь тему, изложение в последовательной форме. Данный тип текста выделяет соответственно цель и содержание речи, наиболее типичные грамматические средства оформления текста. [2]
Целью создания текста-рассуждения является исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи:
‒ Содержанием и формой текста выступают: тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства).
‒ Используются размышления, умозаключения, пояснения.
‒ Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности.
‒ Всё, не относящееся к доказательству, опускается.
Типичными грамматическими средствами оформления текста-рассуждения являются простые широко распространенные предложения:
а) с причастными и деепричастными оборотами;
б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели;
в) с глаголами разных видовых форм. [5]
Рассуждением называют и ряд суждений, относящихся к какому-либо вопросу, которые следуют одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают другие и, в результате, мы получаем ответ на поставленный вопрос. Значит, в основе рассуждения лежит умозаключение, например:
«Нефть — жидкое горючее ископаемое. Жидкое горючее ископаемое — топливо»
Однако, умозаключение редко встречается в речи в чистом виде, чаще в форме рассуждения. В тексте–рассуждении принято выделять три части: положение (тезис), основная часть (аргументы, доказательства) и заключение (вывод, умозаключение). Все части подчинены единой цели: глубоко и аргументировано раскрыть главную мысль — тезис.
Тезис — это главная мысль сочинения, утверждение, которое будет доказываться. Тезис и вывод иногда могут совпадать, и тогда выделяются только две части: тезис и объяснение или объяснение и вывод.
Если вывод, к которому пришел автор рассуждения, повторяет тезис, то нет необходимости его повторять. А иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден. В объяснении студент национальной группы, как правило, использует 1–2, иногда 3 аргумента, редко больше. Поэтому мостиками, соединяющими первые две части рассуждения будут слова–связи: потому что, так как, оттого что. Следующие две части рассуждения будут связывать слова: поэтому, следовательно, в результате, итак, таким образом, чем — тем.
Используем в качестве примера два мини — текста, предлагаемые студентам для развития навыков рассуждения:
- В нашей стране хлебороб — уважаемая профессия. И это понятно: чем больше мы вырастим хлеба, тем богаче и сильнее государство, тем обильнее стол у нашего народа.
- Наша Армия никогда ни на кого не нападала. Она была армией-защитницей, армией-освободительницей. Быть солдатом нашей славной армии очень почётно.
Первое задание — сформулировать основную мысль высказывания, второе — выделить в них части рассуждения. Здесь студенты без особого труда выделяют все части текста рассуждения.
Другой пример, на доске записываем предложение: Весь стадион любовался бегом юных спортсменов. Предлагаем одному из студентов сделать грамматический разбор предложения. Разбирая слово «бегом» как часть речи, юноша назвал её глаголом. С мест посыпались реплики: неправильно. Это наречие, потому что отвечает на вопрос как?
— Почему? — не соглашался студент, — ведь юные спортсмены бежали! А слово «бежать» — глагол, он обозначает действие.
Тогда преподаватель выразила ребятам своё несогласие с их точкой зрение, тем более что ни один из них не мог доказать свою правоту. Она предложила на доске составить схему рассуждения.
1. Тезис (то, что надо доказать): слово бег — имя существительное.
2. Доказательство:
а) оно обозначает предмет, отвечает на вопрос что?
б) слово бег относится к мужскому роду: быстрый бег, красивый бег и др.
в) слово бег склоняется по падежам и числам (именительный падеж, единственное число), бега (именительный падеж, множественное число)
г) В предложении слово бег может быть либо подлежащим, либо дополнением.
Например: Бег юных спортсменов удивительно красив. Весь стадион любовался бегом юных спортсменов (здесь бегом — дополнение).
3. Вывод. Слово бег — имя существительное, так как обладает всеми признаками данной части речи.
В качестве примера можно предложить студентам порассуждать над вопросом «Что воспитывает человека?». Ребенка воспитывает всё, что его окружает (тезис). Родители, родственники, соседи, знакомые, дом, в котором он живёт, улица, по которой он ходит; вещи, которые он видит и слова, которые он слышит. К этому следует добавить школу, класс, где он учится, книги, которые он читает, радио, телевидение, спектакли и кинофильмы. И здесь важно то, какое влияние окажется решающим, воспитание не дудочка, под которую должен плясать человек, а многоголосый хор, и не всегда солирующим голосом удается прорваться через помехи, не всегда музыка побеждает шумы (аргументы, доказательства). В воспитании всё главное — и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе (выводы, умозаключения).
Необходимо обратить внимание студента на тот факт, что в тезисе часто используются однородные и обобщающие предложения, а в основной части нередко используются вводные слова во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец. В качестве средств связи могут употребляться такие слова как по-моему, на мой взгляд, говорят, рассказывают, думаю, т. е ссылка на источник сообщения.
Основная часть текста-рассуждения устанавливает истинность (правильность) тезиса, поэтому может также выражать причинно-следственные отношения посредством союзов поэтому, потому что, оттого что, ибо, в связи с этим и другие. Чтобы выразить пояснения, иллюстрации, уточнения употребляются слова и выражения типа: даже, лишь, ведь, то есть, например, особенно, а именно, точнее говоря, примером может служить и т. д.
В заключительной части текста-рассуждения делаются выводы, обобщения, умозаключения, где могут быть использованы вводные слова итак, следовательно, таким образом и др.
В доступном варианте в качестве тезиса студентам можно предложить следующие темы:
- Мой отец замечательный специалист.
- Мой брат уважаемый врач.
- Что такое счастье?
- Для чего растениям нужны корни?
- Почему мы зовём нашу страну Отечеством?
- К учебникам надо относиться бережно.
и множество других.
Важнее другое: какие аргументы и доказательства использует каждый из них, чтобы доказать состоятельность данного тезиса, какие сделает выводы.
Еще одной разновидностью обучения русскому языку является сочинение–рассуждение. В вузовской практике — это один из видов самостоятельной работы по языку. И здесь успех работы зависит от того, какие навыки выработал студент в ходе занятий, как усвоил материал по стилистике языка, в процессе работы над текстами различных смысловых типов.
Когда студент научится осмысленно рассуждать, высказывать собственные суждения по тому или иному вопросу (тезису) и при этом самостоятельно делать собственные выводы, тогда мы можем смело говорить о том, что научили его русскому языку.
Литература:
1. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка. — М., «Дрофа», 2002.
2. Золотова Л. М. Обучение устной монологической русской речи. — Т., «Укитувчи», 1985, с. 23–24.
3. Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А. В. Русский язык. Справочные материалы. Раздел «Стилистика» — М., «Просвещение», 1989.
4. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи. Улан–Удэ, 1974.
5. Одинцов В. В. Стилистика текста. — М., 1980.
6. Лосева М. М. Как строится текст. — М., 1980.