Транснациональная преступность на Дальнем Востоке: региональный аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (200) апрель 2018 г.

Дата публикации: 05.04.2018

Статья просмотрена: 409 раз

Библиографическое описание:

Потокина, Е. С. Транснациональная преступность на Дальнем Востоке: региональный аспект / Е. С. Потокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 14 (200). — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/archive/200/49128/ (дата обращения: 16.11.2024).



Одной из главных угроз безопасности нашего государства, его экономическому развитию является транснациональная преступность, принимающая сегодня глобальные масштабы. Такие виды транснациональной преступности, как оборот контрафактных товаров, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, незаконный оборот оружия уже давно стали проблемой для международного сообщества.

Кроме этого, по мнению ряда специалистов, транснациональная преступность, складывается из преступлений, которые во многих случаях совершаются при сложных формах соучастия, а именно, организованных группах и преступных сообществах [3 c. 58].

Материалы судебной и следственной практики в Дальневосточном ФО свидетельствуют о том, что в уголовных делах, возбужденных по признакам преступлений, предусмотренных статьей 210 УК РФ, часто встречаются эпизоды, свидетельствующие о транснациональном характере преступных групп, которые входили в состав тех или иных преступных организаций [4].

В п. 2 ст. 3 Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности под преступлением транснационального характера понимается преступление

1) совершено в более чем одном государстве;

2) совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве;

3) совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве;

4) совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место быть в другом государстве [1].

По мнению А. Л. Репецкой, транснациональная организованная преступность определяется как функционирование преступных организаций и сообществ, имеющих разветвленную сеть филиалов в других странах, использующих международные связи для постоянного осуществления глобальных незаконных операций, связанных с перемещением потоков информации, денег, физических объектов, людей, других материальных и нематериальных средств через государственные границы с целью использования благоприятной рыночной конъюнктуры в одном или нескольких иностранных государствах для получения существенной экономической выгоды [5].

Проанализировав понятие и признаки транснациональной преступности, представляется возможным определить её как совокупность преступлений (лиц, их совершивших), наносящих ущерб охраняемым интересам более чем одного государства, характеризующихся систематичностью и контролем значительных финансовых средств, ответственность за которые предусмотрена как в национальном, так и в международном законодательстве.

Характеристика организованной преступности, направления её деятельности в значительной мере зависят от особенностей территории, на которой она существует.

Как отмечает В. А. Номоконов, организованная преступность в России распространена весьма неравномерно, поскольку многие регионы нашего государства на сегодняшний день остаются не до конца освоенными [2].

Дальний Восток России — это обширная приграничная территория с богатыми природными запасами олова, ртути, драгоценных металлов, древесного сырья, а также морепродуктов и редких, занесённых в Красную книгу, животных. Поэтому внимание организованной преступности уже давно сосредоточено на таких богатейших природных территориях, как Сибирь и Дальний Восток.

Проанализировав данные Дальневосточного таможенного управления по итогам правоохранительной деятельности таможен ДВТУ в 1-м полугодии 2017 года, следует отменить, что более половины выявленных преступлений (132 или 66 %) связаны с контрабандой стратегически важных товаров и ресурсов, таких как лесоматериалы, водные биоресурсы, цветные и драгоценные металлы, дериваты диких животных, полудрагоценный камень нефрит. Стоимость выявленной контрабанды в 2017 году в 2,5 раза больше, чем в 2016 году, и составила 1,8 миллиарда рублей.

Кроме того, в силу своего географического положения и богатейших природных территорий, на Дальнем Востоке распространена контрабанда водных биоресурсов. По данным ДВТУ, в 2017 году в два раза возросло число выявленных преступлений, связанных с незаконным перемещением водных биоресурсов. В первом полугодии 2017 года перемещено 27 тысяч тонн морепродукции, что в 13,5 раз больше, чем за весь 2016 год. Также в разы выросла и стоимость контрабанды, по уголовным делам она составила 1,6 миллиарда рублей. Наиболее распространенными видами контрабанды морепродуктов являются различные виды рыбной продукции, такие как горбуша, семга, палтус и другие, а также краб, креветка, кальмар, гребешок и другие моллюски.

Выявлено 49 преступлений, связанных с незаконным экспортом ценных дальневосточных пород леса, таких как дуб, ясень, сосна, чья стоимость составила в общей сложности 117 миллионов рублей.

Глобальной проблемой транснациональной преступности в Приморском крае является контрабанда в Китай особо ценных видов животных и их частей. К примеру, скелет амурского тигра граждане Китая перерабатывают в порошок и изготавливают лекарственные средства, которые в КНР пользуются большой популярностью. На сегодняшний день в Китае совсем не осталось тигров, они были истреблены в 70-е годы прошлого века для нужд китайской медицины, потому взоры китайских предпринимателей были обращены на природные ресурсы пограничного Приморского края.

Организованная преступная организация состоит из заказчиков, которые находятся в Китае, посредников, которые прибывают в Россию по туристическим визам и исполнителей — охотников, непосредственно выполняющих заказ на вывоз шкур, скелетов тигров, лап медведей и иных частей диких животных.

В январе 2018 года сотрудники Дальневосточной оперативной таможни совместно с Пограничным управлением ФСБ и УФСБ России по Приморскому краю пресекли попытку нелегального вывоза крупнейшей партии частей тела диких животных в КНР в провинцию Хэйлунцзян через озеро Ханка. В результате оперативных мероприятий в Ханкайском районе Приморского края задержаны три автомобиля, которыми управляли граждане РФ и КНР. Контрабандисты намеревались пересечь границу вне таможенных и пограничных пунктов пропуска по льду озера Ханка. Сотрудниками таможни обнаружены шкура и кости пяти особей амурского тигра, а также к вывозу в КНР было подготовлено более тонны медвежьих лап — около 870 штук, «жир» и половая система лягушки, зубы медведя, половые органы, хвосты изюбря и пятнистого оленя и многое другое. Примерная стоимость только одних медвежьих лап составила около 55 миллионов рублей. Кроме того, в автомобилях контрабандистов обнаружено оружие — пневматическая винтовка, огнестрельное охотничье ружье «Сайга» и боеприпасы к ним.

По данным материалам возбуждено уголовное дело по статье 226.1 УК РФ «Контрабанда особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов».

Следует отменить, что на данной территории уже не первый раз контрабандисты пытаются перевезти в Китай крупную партию особо ценных диких животных и их частей. В 2008 году на озере Ханка были задержаны шесть граждан РФ и КНР, которые пытались перевезти через границу части тела амурского тигра и 480 лап медведей. В результате оперативных мероприятий контрабандисты были задержаны, а позднее осуждены в совокупности на 49 лет лишения свободы.

По уголовным делам, возбужденным дальневосточными таможнями, в 2017 году вынесено 25 обвинительных приговоров (по семи обвинительным актам, направленным в суд таможенными органами, и по 18 обвинительным заключениям, направленным следственными органами). По ним 16 фигурантов приговорено к лишению свободы, штрафные санкции составили 10,5 миллионов рублей, конфисковано предметов преступления на семь миллионов рублей.

Литература:

  1. Конвенция против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года // Собрание законодательства РФ. 2004. № 40. Ст. 3882.
  2. Номоконов В. А., Транснациональная организованная преступность: дефиниции и реальность / под общ. ред. В. А. Номоконова. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. — 483 с.
  3. Никитенко И. В., Якушева Т. В. Координация преступных действий организованных групп: проблемы законодательства и правоприменительной практики // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. № 2 (39), 2017. — Хабаровск. С. 58–63.
  4. Никитенко И.В, Якушева Т. В. Организация преступного сообщества: проблемы квалификации // Уголовное право. — 2010. — №. — С. № 5.
  5. Репецкая, А. Л. Транснациональная организованная преступность: учебное пособие / А. Л. Репецкая. — Иркутск: Издательство БГУЭП, — 2005. — 215 с.
  6. Словарь международного права / Т. Г. Авдеева, В. В. Алешин, Б. М. Ашавский и др. — М.: Статут, — 2014. — 495 с.
  7. Информационная справка о правоохранительной деятельности таможен ДВТУ в 1-м полугодии 2017 года // Сайт ФТС. URL: http://dvtu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22371:-1–2017-&catid=55:deit-pravo-ohran-cat&Itemid=85 (дата обращения: 10.03.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): КНР, транснациональная преступность, государство, Китай, амурский тигр, организованная преступность, Приморский край, Россия, Дальний Восток, транснациональная организованная преступность.


Задать вопрос