Компетентность саморегулируемых предпринимательских структур: маркетинговый аспект
Автор: Ларкина Наталья Георгиевна
Рубрика: 11. Маркетинг, реклама и коммуникации
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, апрель 2011)
Статья просмотрена: 758 раз
Библиографическое описание:
Ларкина, Н. Г. Компетентность саморегулируемых предпринимательских структур: маркетинговый аспект / Н. Г. Ларкина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Москва : РИОР, 2011. — С. 27-32. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/387/ (дата обращения: 16.12.2024).
Вопросы создания конкурентных преимуществ и ноу-хау, соблюдения этики бизнеса, поддержания репутации и формирования маркетинговой компетентности постепенно становятся приоритетными для дальнейшего взаимоотношений и формирования устойчивых и эффективных взаимовыгодных рыночных связей. В современных условиях одной из причин, сдерживающих рост взаимодействия, является кризис доверия между основными субъектами рынка: предпринимателями, потребителями и органами государственной власти.
Кризис доверия выражается в разобщенности и несогласованности действий по выработке отраслевых стандартов со стороны государства, отклонении от норм и правил деловой этики со стороны предпринимательских структур и как следствие потере доверия со стороны потребителей. Роль института, который может восстановить доверие и взаимопонимание, отводится саморегулируемым организациям, которые создаются в рамках политики дерегулирования экономики и устранения избыточных административных барьеров.
Во многих странах мира создаваемые саморегулируемые организации становятся все более мощной движущей силой экономического роста, обеспечивающей повышение эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, учет и согласование интересов, маркетингового взаимодействия всех хозяйствующих субъектов при выработке и реализации экономической политики.
Таким образом, актуальность исследования процесса развития саморегулируемых организаций обусловлена осуществляемыми на современном этапе преобразованиями экономики страны, связанными с попытками стабилизации экономики, растущей динамикой рынков, повышением интенсивности конкурентоспособности продукции и услуг, значимостью нематериальных активов, что видоизменяет формы и методы взаимодействия бизнес-сообщества с органами государственной власти, потребителями и обществом в целом.
Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида[3, c.25].
Экономическая сущность саморегулируемых организаций и их эффективность на рынке выражается в нижеследующем. Саморегулируемая организация – институт, регулирующий взаимоотношения между предпринимателями, государством и покупателями. Государственным органам создание саморегулируемых организаций позволит существенно снизить затраты на регулирование деятельности ряда отраслей за счет отмены в них лицензирования и сертификации, что в конечном счете должно привести к сокращению государственного аппарата и снижению коррупции. Предпринимательское сообщество возьмет на себя издержки по «допуску» профессионалов на рынок. Бизнес-сообщество получит возможность самостоятельно определять эффективные пути использования средств, аккумулированных в СРО и предназначенных для целей саморегулирования.
Саморегулируемые организации модифицируют условия конкуренции в отрасли. С одной стороны, они способствуют разработке норм, стандартов и принципов ведения бизнеса, правил качественного обслуживания потребителей, создают коллективный бренд, который позволяет повысить конкурентоспособность членов организации. С другой стороны, существует вероятность одновременного снижения конкурентоспособности тех структур, которые не присоединились к саморегулируемой организации, и создания барьеров для входа в отрасль новым, в том числе зарубежным, компаниям[1, c.45].
Таким образом, институт саморегулирования выступает как специальная экономическая и правовая инфраструктура, способная стать новой движущей силой развития экономики.
Для обоснования важности и необходимости наличия саморегулируемых организаций, важно проследить основные этапы формирования современного саморегулирования. К ним можно отнести:
Усиление конкуренции, стимулирующее ориентацию на максимальное удовлетворение потребителей и улучшение обратной связи.
Поддержка формирования гражданского общества и развития некоммерческих структур.
Формирование саморегулируемых организаций.
Повышение важности соблюдения этических стандартов профессиональной деятельности отраслевых правил, норм и стандартов деятельности.
Снижение государственных расходов на регулирование профессиональных сообществ.
Потребность в обмене информацией при разработке и внедрении инновационных и маркетинговых технологий.
Снижение административных барьеров и осуществление политики дерегулирования.
Заинтересованность в поддержании добросовестной конкуренции и репутации в отрасли.
Возрастание потребности в получении качественных товаров и услуг.
Борьба с коррупцией.
Основной целю создания саморегулируемых в современных условиях можно назвать повышение конкурентоспособности предпринимательских структур за счет регулирования взаимодействия между деловым сообществом, государством и потребителями, включая защиту и представительство интересов предпринимателей. В этой связи саморегулируемые организации должны в своей деятельности основываться на следующих принципах:
Рисунок 1. Основополагающие принципы саморегулируемых организаций.
Репутация организации саморегулирования занимает важное место и представляет собой результат положительного функционирования саморегулируемой организации на рынке, а приобретение данного результата основывается на компетентности, что определяет ее особу роль в деятельности саморегулируемых организаций и создает предпосылки к ее формированию и оценке.
Под компетентностью организации понимаются накопленные знания, успешно применяемые для выработки новых знаний, методов и технологий и проявляющиеся как в практической деятельности, так и в коммуникациях[4, c.57-60]. Развитие компетентности необходимо для организации эффективного взаимодействия саморегулируемых организаций с основными группами влияния.
Таблица 1
Преимущества и недостатки саморегулирования и создания саморегулируемых организаций (СРО) [6, c.30-44].
Недостатки и отрицательные черты |
|
Саморегулирование |
|
|
|
Саморегулируемая организация (СРО) |
|
|
|
Положительная оценка репутации саморегулируемой организации со стороны бизнес-партнеров и потребителей связана с уровнем оперативной реакции на их запросы и соблюдением всех процедур механизма разбирательства споров. Поддержание отношений с финансовыми институтами и средствами массовой информации требует открытости информационной политики, корпоративной и социальной ответственности СРО. Для взаимодействия с органами власти необходима компетентность, позволяющая соблюдать необходимый уровень отраслевых стандартов и приводящая к созданию репутации, которая позволила бы государственным органам еще больше снизить степень регулирования отрасли и содействовать развитию саморегулируемых инициатив.
Для целенаправленного формирования компетентности организаций саморегулирования необходимо провести классификацию компетентности саморегулируемых организаций по нескольким признакам[2, c.39].
По уровню носителя компетентности выделяется индивидуальная и коллективная компетентность:
1.Индивидуальная компетентность формируется из индивидуальных знаний сотрудников, применяемых ими на рабочем месте, в виде:
изученных образовательных программ;
опыта разрешения ими проблем и ситуаций;
неопределенных, неявных предположений и предчувствий.
2.Коллективная компетентность складывается из опыта и навыков каждого сотрудника, используемых во взаимодействии с лидирующими индивидуальными компетентностями, проявляющихся во взаимодействии между сотрудниками внутри организации саморегулирования, между сотрудниками СРО.
По функциям, которые должны выполнять организации саморегулирования, выделяются:
Социально-этическая компетентность формируется из знаний и накопленного опыта по установлению и адаптации правил ведения бизнеса, санкций за их нарушение, правильного соблюдения кодексов этики и норм поведения внутри отрасли.
Маркетинговая компетентность представляет собой знания о рынке, потребностях покупателей и способностях компаний отрасли эти потребности удовлетворить.
Третейская компетентность новое развитие компетентности среди организаций саморегулирования; ввиду отсутствия практики и большого опыта в решении спорных вопросов между членами организации, а также между ее членами и потребителями важно накопление знаний и передачи опыта в решении конфликтов в досудебном порядке.
По условиям формирования:
1.Органическая компетентность формируется при объединении членов предпринимательского сообщества в СРО и обеспечивается обменом знаниями и опытом.
2. Приобретенная компетентность формируется при взаимодействии с другими субъектами рынка (государством, другими СРО и потребителями) и обеспечивается дополнительными консалтинговыми кампаниями, исследованиями, обучающими тренингами и семинарами.
По уровню развития компетентности:
1.Стандартная компетентность предполагает набор способностей, знаний и опыта, которые позволяют решать стандартные для данного рынка и отрасли задачи и которыми обладают все участники рынка. Стандартная компетентность саморегулируемой организации будет формироваться из накопленных знаний, способностей и опыта членов СРО при наличии минимальных требований к вступающим.
2.Дифференцирующая компетентность набор способностей, знаний и опыта, которые позволяют решать особые задачи, нетипичные для большинства участников рынка, что обеспечивает конкурентоспособность и увеличение количества членов СРО. Дифференцирующая компетентность обеспечивается членством в организации сильных компаний, которые заинтересованы и имеют возможность формировать стратегию поведения отрасли.
3.Лидирующая компетентность преимущества в наличии знаний и опыта, помогающих в решении тех задач и ситуаций, которые станут зоной конкуренции в будущем. Лидирующая компетентность может быть основана на развитии инновационных технологий и их внедрении в деятельность саморегулируемой организации, разработке новых эффективных механизмов ведения бизнеса в отрасли, применении знаний в области ребрендинга. Она формируется при взаимодействии компетентностей лучших компаний и установлении связей с зарубежными организациями.
По роли во взаимодействии:
1.Функциональная (предметная) или техническая компетентность характеризуется знаниями, умениями и опытом в области профессионального интереса членов СРО.
2.Коммуникативная компетентность формируется из готовности воспринимать и анализировать ожидания партнеров, эмоциональной интеллигентности, умения вести переговоры, устанавливать во взаимоотношениях взаимное доверие и обязательства.
3.Управленческая компетентность предполагает умение планировать, организовывать и контролировать деятельность СРО, решать сложные вопросы по управлению коллективным брендом, планированию и реализации товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики в отрасли.
Таким образом, для достижения основных целей и задач саморегулируемой организации необходимо задействовать и развивать все вышеперечисленные виды компетентности.
Для выделения основных сегментов потенциальных членов СРО можно использовать кластерный анализ. В современных условиях выделяется 4 кластера потенциальных членов СРО. Спрос на саморегулируемые организации проявляет, прежде всего, крупный и средний бизнес, поскольку малый бизнес разобщен и малые предприятия испытывают опасения о том, что затраты на участие в СРО превысят получаемую выгоду от саморегулирования [5, c.72].
Обеспечение конкурентоспособности выделенных сегментов – членов саморегулируемых организаций можно достичь за счет совместного использования знаний о хозяйственных процессах каждого из членов, о соблюдении отраслевых правил и стандартов, компетентного разрешения споров, корпоративной и социальной ответственности возможно благодаря использованию маркетинговых технологий. Для каждого из выделенных сегментов можно определить и сформировать маркетинговые мероприятия по привлечению членов предпринимательского сообщества в саморегулируемую организацию, т.е. мероприятия в области товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики (табл. 3).
Таблица 3. Структура маркетинг-микса для каждого выделенного сегмента – потенциального члена СРО.
Характеристика сегмента |
Наименование сегмента |
|||
"Новичок" |
"Опытный" |
"Равнодушный" |
"Лидер" |
|
Важность сегмента |
приоритетное значение |
важное значение |
среднее значение |
важное значение |
Потребности сегмента |
получение конкурентных преимуществ, увеличение компетентности и улучшение репутации, получение возможности влияния на изменение ситуации на рынке |
лоббирование интересов предпринимателей, проведение обучающих программ и тренингов, сохранение репутации, возможность влияния на деятельность СРО |
получение дополнительных конкурентных преимуществ от участия в СРО |
лоббирование интересов предпринимателей, проведение обучающих программ и тренингов, сохранение репутации, возможность влияния на деятельность СРО |
Мероприятия товарной политики |
проведение тренингов, предоставление возможности использования сильного коллективного брэнда |
проведение тренингов, использование коллективного брэнда, применение третейских механизмов |
проведение тренингов, предоставление возможности использования коллективного брэнда |
проведение тренингов, использование коллективного брэнда, применение третейских механизмов |
Мероприятия коммуникативной политики |
агрессивная рекламная кампания и PR, прямая реклама, презентации и конференции, переговоры по вступлению организации в СРО |
поддерживающие рекламная кампания, прямая реклама, презентации новых обучающих программ и участие в конференциях |
рекламная кампания и PR, прямая реклама, презентации, участие в конференциях, переговоры по вступлению организации в СРО |
поддерживающие рекламная кампания, прямая реклама, презентации новых обучающих программ, участие в конференциях |
Мероприятия ценовой политики |
скидки на участие в платных мероприятиях и семинарах СРО |
предоставление возможных скидок и бонусов на участие в мероприятиях и семинарах СРО |
стандартная ценовая политика |
получение дополнительной спонсорской помощи |
Мероприятия сбытовой политики |
Косвенный сбыт, ориентированный на успешный опыт организаций – членов СРО |
Прямые контакты, играющие активную роль в привлечении партнеров по бизнесу |
Косвенный сбыт, ориентированный на успешный опыт организаций – членов СРО |
Прямые контакты, стимулирование привлечения партнеров по бизнесу |
Влияние сегмента на репутацию и компетентность СРО |
Среднее влияние |
Существенное влияние |
Среднее влияние |
Существенное влияние |
Проведенное сегментирование показывает, что наиболее привлекательными сегментом является «опытный», так как он более многочислен на рынке, имеет опыт вхождения и получения преимуществ, находясь в составе бизнес-объединения.
Саморегулируемая организация в процессе реализации маркетинговых мероприятий будет выступать как инициатор применения новых технологий, как гарант конфиденциальности общей и маркетинговой информации, как организатор процесса применения маркетинговых технологий, в частности бенчмаркетинга, который повышает уровень взаимодействия между членами организации саморегулирования.
Современные условия предопределяют развитие теоретических и методических положений управления саморегулируемых организаций особенно на основе компетентностного подхода, который предполагает наличие репутации саморегулируемых организаций, систему взаимодействия с покупателями, государством и бизнес-сообществом, реализацию маркетинговых технологий, особенно бенчмаркинга, позволяющего повысить уровень взаимодействия между членами СРО. Это дает возможность обеспечить будущую адаптацию и устойчивость саморегулируемых организаций на рынке при изменении условий внешней среды.
-
- Литература:
Астафьев А.А. К вопросу о совершенствовании подходов к саморегулируемы организациям//Известия ИГЭА. -2009.-№ 5 (67).
Зельвинская А.А. Мировой опыт саморегулируемых организаций и его использование в российской практике // Научные основы экономики и управления предпринимательской деятельностью. Новейшие технологии. Маркетинг взаимодействия. Логистические цепи поставок. Коммерция и информационные сети. Экономическая эффективность. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.
Зельвинская А.А. Саморегулирование бизнес-процессов и перспективы его развития // Конкуренция и рынок. – 2007. - № 2 (34).
Зельвинская А.А. Использование зарубежного опыта саморегулирования бизнеса в российском предпринимательстве // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2007. - № 3.
Зельвинская А.А. Основные аспекты саморегулирования в развивающейся экономике Российской Федерации // Современные аспекты экономики. – 2010. - № 7 (120).
Соловьева Ю.Н. Маркетинговая компетентность саморегулируемых организаций как фактор формирования ее репутации // Экономическая политика России: состояние и перспективы. - СПб.:Изд-во СПбГУЭФ, 2008.