Ключевые слова: правовой статус, саморегулирование организации, предпринимательская деятельность, правовое положение.
В связи с развитием рыночных отношений в России особенно актуален вопрос использования иных видов и форм регулирования торговых отношений, отличных от государственных. Сильное государство — это то, что способно поддерживать равные условия конкуренции на рынке, позволяя рыночным специалистам и отдельным лицам преследовать свои интересы путем саморегулирования и самоорганизации. Рынок требует участия государства, при этом следует признать, что государство в силу объективных явлений не способно взять на себя полную ответственность за эффективное функционирование экономики.
Государство и свободный рынок не способны в полной мере выполнять функции эффективного развития деловых отношений. Поэтому не случайно экономическая и юридическая литература все чаще подтверждает необходимость существования третьей силы, которая помогла бы государству, во-первых, устанавливать только действительно необходимые правила, а во-вторых, поддерживать их соблюдение правила более эффективно. Речь идет о саморегулировании, которое осуществляется без вмешательства государства и предполагает установление субъектами предпринимательской деятельности определенных правил поведения. В этом отношении показательно заявление Ф. Фукуямы о необходимости увеличения силы государства за счет сокращения объема его функций, где они могут быть заменены саморегулированием. [4, с. 5].
В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием понимается самостоятельная инициатива, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой является разработка и установление норм и правил этой деятельности, а также контроль за соблюдением требований установленных норм и правил [1].
Саморегулирование обычно понимается как регулирование определенных рынков и областей экономическими субъектами без вмешательства государства [5, с. 6.]. Участники имущественного оборота в определенных сферах деятельности создают саморегулируемые организации, которым они делегируют часть своих прав. В рамках таких организаций устанавливаются определенные правила и нормы поведения на рынке, система контроля за соблюдением таких правил и процедур внесудебного разрешения споров [6, с. 102].
Основным законодательным актом, регулирующим правовой статус саморегулируемых организаций (далее-СРО) в России, является Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «Об саморегулируемых организациях».
Кроме того, особенности правового статуса этих организаций также определяются федеральными законами, регулирующими правоотношения в определенных сферах коммерческой и профессиональной деятельности (например, Закон о рекламе [2], Закон об оценочной деятельности [3]). Закон N 315-ФЗ не распространяется только на СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, паевые инвестиционные фонды, депозитарии паевых фондов, негосударственные паевые инвестиционные и пенсионные фонды, кредитные организации, бюро кредитной истории, жилищно-сберегательные кооперативы. Деятельность таких СРО регулируется специальными федеральными законами.
Особый правовой статус саморегулируемых организаций раскрывается через функции, которые они выполняют. Среди основных функций СРО как специальных субъектов права можно выделить следующие:
– нормативная, проявляющаяся в разработке стандартов и правил, условий членства в саморегулируемой организации и других внутренних документов СРО;
– контроль, выражающийся в том, что саморегулируемые организации осуществляют контроль за профессиональной деятельностью своих членов;
– организационно-обеспечительная, примерами которых являются ведение реестра членов СРО, обеспечения имущественной ответственности членов организации, регулируется перед потребителями товаров (работ, услуг), произведенных ими и другими лицами, формирование органов управления саморегулируемой организации, размещение документов и информации, предусмотренных законом, на официальном сайте в СРО;
– юрисдикционная, в которой СРО рассматривают жалобы на действия членов организации и нарушение их членами требований стандартов и правил организации, условия членства в организации, применяют меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов.
При рассмотрении правового статуса саморегулируемых организаций необходимо учитывать различия в их правовом статусе и выделять:
1) саморегулируемые общественные организации (основанные на обязательном членстве и являющиеся субъектами публичного права с элементами частного права);
2) саморегулируемые организации (основанные на добровольном членстве, действующие как субъекты частного права с элементами публичного права).
Таким образом, саморегулируемые организации являются некоммерческими организациями с особым статусом публичного права. Саморегулируемые организации выполняют функции публичного и частного права, что определяет особенности их правового характера.
Литература:
- Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 N 315-ФЗ.
- Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция).
- Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
- Фукуяма Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке: [пер. с анг.]. М., 2006. С. 5–7.
- Крючкова П. В. Саморегулирование хозяйственной деятельности как альтернатива избыточному государственному регулированию. М., 2015. С. 6.
- Ростовцева Н. В. Правовое положение саморегулируемых организаций в Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. N 11. С.102.