Вклад Гази Кашшафа в развитие татарской литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (20) сентябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 289 раз

Библиографическое описание:

Бадертдинова, Л. Ш. Вклад Гази Кашшафа в развитие татарской литературы / Л. Ш. Бадертдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 9 (20). — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/archive/20/2064/ (дата обращения: 17.12.2024).

            В формировании эстетического вкуса, стиля, удовлетворении духовных потребностей отдельного народа, нации большую роль играет искусство и, в частности, литература. Писатели, поэты и драматурги отражают в своих произведениях своеобразное «национальное лицо» народа. Многовековая татарская литература может гордиться такими мастерами пера. Среди них множество народных писателей и поэтов, личностей, которые удостоены высоких государственных премий и наград. Однако наряду с ними нам нельзя и забывать тех, кто безустанно трудился на пути донесения этих имен, произведений известных писателей читателю. Одним из таких в татарской литературе является Гази Кашшаф.  

            Гази Кашшаф (Миргази Султанович Кашшафутдинов) родился 15 апреля 1907 года в деревне Новоарсланово Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне Туймазинский район Республики Башкортостан). Его отец был муллой в деревне и преподавал в местном медресе. Несомненно, тяга к образованию и познанию у маленького Гази была заложена с детства.

            Интерес к творчеству у Г. Кашшафа проснулся в годы обучения в Белебеевском педагогическом техникуме (1920 − 1925). Желание своими глазами увидеть известных татарских писателей Галимзяна Ибрагимова, Шарифа Камала, Хади Такташа приводит его в Казань. Обучаясь в Восточном педагогическом институте, он серьезно интересуется литературным творчеством (1925 − 1928). Являясь активным членом кружка молодых писателей в Доме татарской культуры, Гази Кашшаф позднее и сам руководит данным кружком совместно с Гаделем Кутуем и Мирсай Амиром. Первые его рецензии, статьи о произведениях татарских писателей и о спектаклях, постановки которых шли на сценах театров Казани, появляются именно в эти годы. В 1928 году они печатаются на страницах газеты «Кызыл яшьләр» («Красная молодежь») под псевдонимами «Кәш», «Кәшгаз», «Г. К.», «Кәләй». Также ранние статьи можно встретить на страницах журнала «Авыл яшьләре» («Сельская молодежь»). Отметим, что эти первые работы Гази Кашшафа еще только своего рода размышления, начальные шаги, которые не исключают порой и взглядов вульгарного социологизма.

            Нил Юзеев в многотомном издании по истории татарской литературы разделяет в творчестве Гази Кашшафа, растянувшемся более чем на сорок лет, два основных периода: 1928 − 1941 годы − первый, второй − годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы [1, с. 501]. Однако такое деление условно. Творчество Гази Кашшафа больше характеризуется не периодами, а теми направлениями,  в которых он работал.

            Закончив институт, Г. Кашшаф преподает в различных учебных заведениях: Татарском рабочем факультете, в коммунальной школе сельского хозяйства, в техникуме кожевенной и меховой промышленности, Сельскохозяйственном институте. В 1937 году его приглашают старшим литературным консультантом в Татарстанское книжное издательство, а через два года назначают старшим редактором сектора художественной литературы.

            В тридцатые годы Гази Кашшаф знакомит читателей со своими первыми произведениями. Его повесть о пограничниках «Чүл буенда» («На границе пустыни»), маленькие рассказы о жизни и повседневности рабочих фабрик, заводов публикуются в журналах, издаются отдельными книгами. Однако эти произведения остались актуальными лишь для тех лет.   

            Творческая деятельность Гази Кашшафа конца двадцатых − начала тридцатых годов характеризуется желанием оценить, пропагандировать каждую новую книгу, сборник. На страницах журнала «Безнең юл» («Наш путь»), газет «Кызыл Татарстан» («Красный Татарстан»),  «Кызыл яшьләр» («Красная молодежь») Г. Кашшаф публикует рецензии о сборниках стихов Хади Такташа, Шайхи Маннура, Мансура Крыймова, Тухвата Ченакая, Гаделя Кутуя, о произведениях Махмуда Максуда, о сборниках рассказов Афзала Тагирова и Махмуда Галяя.

            Во второй половине тридцатых годов эстетические взгляды Г. Кашшафа претерпевают изменения. Он пишет реже, но основательнее, поднимает актуальные вопросы литературного процесса, заставляя читателя задумываться и ставя перед ним вопросы. В этот период можно особо отметить его работы о творчестве Фатиха Хусни, Шайхи Маннура, Шарифа Камала. Статьи о творчестве таких классиков, как Габдулла Тукай, Галиаскар Камал, Хади Такташ помогают оценить их произведения с точки зрения достижений современного литературоведения. На страницах журнала «Азат хатын» («Свободная женщина») публикуются статьи критика с наставлениями и пожеланиями молодым писателям. В эти годы он дает благословение творческому пути молодого татарского поэта Сибгата Хакима, ставшего позднее одним из классиков татарской поэзии. Некоторые из вышеперечисленных статей, в той или иной степени дополненные, нашли свое место в сборнике критических статей Г. Кашшафа «Каләм мастерлары» (1940) («Мастера пера»). В 1940 году вышла в свет еще одна его книга «Шәриф Камал» («Шариф Камал»). Эта монография, состоящая из двух частей, отражает жизненный путь и творческую деятельность выдающегося писателя татарской литературы начала ХХ века.

            Одно из самых любимых направлений творчества Г. Кашшафа − это театральная критика. Об этом сам критик не раз упоминает и в своих статьях [2, с. 3]. Г. Кашшаф не только оценивал постановки пьес, но сравнивал игру разных актеров одной и той же роли. Эти многочисленные рецензии о театральной критике, о драматических произведениях печатаются на страницах периодической печати, а в 1975 году, уже после смерти Г. Кашшафа, выходит в свет сборник этих статей − «Күңел көзгесе» («Зеркало души»). Эта книга по праву занимает достойное место в истории татарской театральной критики Советского периода.

            Многогранная деятельность Г. Кашшафа в области литературоведения, литературной критики, педагогики, журналистики особо активизируется в годы начала Великой Отечественной войны. В этот период он реализует себя как опытный критик, крепко впитавший веяния литературного процесса. Время требует от него быть одновременно и общественным деятелем, и литературоведом, и учителем-наставником. Начиная с декабря 1941 года он работает редактором журнала «Совет әдәбияты» («Советская литература», позднее «Казан утлары»). В октябре 1943 года его, не освобождая от других работ, избирают председателем Союза писателей Татарстана. В 1943 году остаются неизданными семь номеров журнала «Совет әдәбияты». В этот период на помощь татарским писателям не раз приходит Александр Фадеев. С докладом о трудном положении Союза писателей Татарстана Г. Кашшаф выступает перед президиумом Союза писателей СССР. Критик рассказывает о достижениях писателей, просит о помощи. Его требования были услышаны. Журнал не прекратил своего существования и в тяжелые годы войны. Нужно также отметить, что в сороковые годы сложно было найти авторов, которые бы писали произведения и статьи для журнала. В этот период Г. Кашшаф реализует себя как очеркист. Его произведения о простых солдатах и мужественных героях были своего рода отголоском военных событий с фронта, патриотическим настроем помогали мирным жителям вести «битву с врагом» в тылу. В 1945 − 1947 годах Г. Кашшаф является референтом-консультантом Союза писателей Татарстана, а с 1950 по 1958 года вновь редактором вышеназванного журнала. 19 лет подряд его избирают секретарем организации партия Союза писателей. С 1947 по 1950 год он работает в институте Языка, литературы и истории Казанского филиала Академии Наук СССР, а с 1961 до последних дней своей жизни преподает на филологическом факультете Казанского государственного университета (сначала на кафедре татарской литературы, а с 1964 года на кафедре журналистики).

            Особое место в деятельности Г. Кашшафа занимают его письма, дневники, которые он вел на протяжении многих лет. В них можно представить себе и круг общения критика, его переживания, мечты. В годы Великой Отечественной войны переписка с друзьями, фронтовиками являлась и своего рода связью с их семьями. Многие писатели и поэты обращались к нему с просьбой оказания помощи их семьям. В этих письмах отражается тот дух и характер критика, который впоследствии отмечают его близкие друзья, сотоварищи в своих воспоминаниях.

  Сегодня, оценивая литературно-критическую, писательскую, журналистскую деятельность Г. Кашшафа, многие татарские литературоведы отмечают главную заслугу критика, называя его основателем джалиловедения. Действительно, Г. Кашшаф одним из первых начал изучать жизнь и творчество поэта-героя Мусы Джалиля. Он, ни на минуту не сомневаясь в честности и преданности поэта Родине, обивает пороги многих инстанций, доказывая, что Джалиль не может быть предателем. Спустя девять лет после казни джалиловцев, на страницах «Литературной газеты» были напечатаны стихи Мусы Джалиля из Моабитской тетради. Становится известной трагическая судьба поэта, реабилитируется его имя. 25 апреля 1953 года превращается в день второго рождения татарского поэта-героя Мусы Джалиля.   

Не случайно, наверное, и свое завещание Муса Джалиль пишет именно Гази Кашшафу: «В случае моей смерти сбор всех моих рукописей, стихов, песен, поэм, рассказов, пьес, эпиграмм, критических статей, дневников, писем, как в черновом виде, так и в виде беловиков, завещаю и доверяю моему лучшему другу, критику и писателю, члену ССП тов. Кашшафу Гази.

… Завещаю тов. Кашшафу Гази составлять и редактировать сборники моих произведений и отдельные мои книги после моей смерти. Завещаю ему все мое творчество, завещаю привести в порядок мое литературное наследие и со своими комментариями опубликовать в печати по его усмотрению»... [3, с. 468−469].

Вложив немало сил на пути возвращения народу имени Мусы Джалиля, его творчества, критик не останавливается на достигнутом. Он призывает к этому и других: «Нужны воспоминания о Мусе! К кому я только с этими словами не обращался! К писателям, артистам, композиторам, его знакомым, друзьям, соратникам… Ни один не отверг моего предложения, говорили, что хорошее дело затеял, святое, упомянули, что такие воспоминания будут особенно дороги будущему поколению… естественно, воспоминания должны были посыпаться, но этого не произошло…» [4, с. 306]. Рождается новое направление в работе Г. Кашшафа − поиск. В своей статье «Последнее слово» он пишет: «Мне пришлось переписываться, встречаться с десятками людей, со многими переговорить и словно иголкой откапывать в их памяти частицы жемчужин» [4, с. 308]. Эту статью критик разместил в заключение книги «Воспоминания о Мусе».

            «У каждого критика и литературоведа, как и у писателя, есть своя главная книга – «золотая книга». У Г. Кашшафа такой «золотой» книгой стала монография «Муса Джалиль», изданная 1957 и 1961 годах в Таткнигоиздате, положившая начало новому направлению в татарском литературоведении – джалиловедению», − напишет позднее литературовед Н. Юзеев [5, с. 12]. Однако критик не останавливается на достигнутом. К 70 летнему юбилею поэта-героя Г. Кашшаф готовит к выпуску трехтомник его произведений. К сожалению, встретить юбилей самому критику уже не удалось. 9 декабря 1975 года его проводили в последний путь.

            «Творчество Мусы Джалиля − неотъемлемая часть богатой многонациональной культуры России, ее уникального литературного наследия. А сама его жизнь − пример самоотверженного служения высоким нравственным идеалам, символ подлинного патриотизма, мужества и героизма», − говорится в приветствии Президента РФ В.В. Путина участникам и гостям торжественного вечера, посвященного 100-летию со дня рождения Мусы Джалиля, прошедшего в Москве, в Центральном доме литераторов 29 марта 2006 года [6, с. 4]. Несмотря на то, что сегодня идет полемика по поводу преданности поэта Родине, в возвращении имени Мусы Джалиля бесценную роль сыграл именно Г. Кашшаф.

            Г. Кашшаф не только яркая творческая личность. Помимо литературной деятельности, он вел и активную общественно-политическую жизнь. Долгие годы он являлся одним из авторов учебников-хрестоматий для учащихся средних школ. За достижения в свое время он был награжден Красным знаменем труда (1957) и орденом «Знак Почета» (1967), а уже после смерти, в 1976 году, премией имени Мусы Джалиля комсомола Татарстана.  

            15 апреля 2007 года исполнилось 100 лет со дня рождения Г. Кашшафа.  В эти дни имя критика упоминалось часто: в школах, высших учебных заведениях, литературных, творческих объединениях. Ему была посвящена ежегодная научно-практическая конференция факультета журналистики Казанского государственного университета, по итогам которой вышла в свет книга «Гази Кашшаф – язучы-журналист, педагог, галим» («Гази Кашшаф – писатель-журналист, педагог, ученый»). На наш взгляд, особых научных трудов заслуживает и его литературно-критическая деятельность. Думается, что это лишь вопрос времени.

            Материалы, посвященные юбилею Г. Кашшафа, были опубликованы и на страницах периодической печати. Среди них можно отметить статьи профессора Казанского университета Ильдара Низамова «Остаз мирасына тугрылык» («Преданность наследию наставника»), Фирузы Замалетдиновой «Гази ага безне һаман да укыта» («Гази ага нас до сих пор учит»), поэта, Заслуженного работника искусств Республики Татарстан Шамиля Маннапова «Тугрылык Алиһәсе» («Божественная преданность»), соотечественника Г. Кашшафа Замира Низаметдинова «Җәлил дусты Кашшаф» («Друг Джалиля Кашшаф») и многие другие.

             Таким образом, начиная с 20-х годов и на протяжении почти пятидесяти лет, Г. Кашшаф посвятил свое творчество развитию татарской литературы, журналистики и особенно литературной критики. Более трехсот его работ за этот период были опубликованы на страницах периодической печати, в сборниках, монографиях. Это говорит о том, что творчество такой выдающейся личности вправе занять достойное место в литературе татарского народа и жить в его памяти.

 

Литература:

  1. Татар әдәбияты тарихы: 6т: Бөек Ватан сугышы һәм сугыштан соңгы еллар әдәбияты (1941 −1960). – Казан: Татар. кит. нәшр., 1989. – Т. 5. – 544 б.
  2. Кашшаф Г. Күңел көзгесе / Г. Кашшаф. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1975. – 206 б.
  3. Джалиль М. Красная ромашка. – Казань: Таткнигоиздат, 1981. – 544 с.
  4. Кашшаф Г. Муса турында истәлекләр. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1964. – 310 б.
  5. Юзеев Н. Мир поэта. Творческие портреты Х. Такташа, М. Джалиля, Х. Туфана, С. Хакима / Н. Юзеев. − Казань: Татарское кн. изд-во, 1987. − 190 с.
  6. Муса Джалиль: творчество и подвиг. Взгляд из ХХI века / Сост. Х.Ю. Миннегулов, Н.М. Юсупова. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006. – 150 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): писатель, произведение, татарская литература, Великая Отечественная война, Гази, Кызыл, Мус, периодическая печать, страница журнала, Казанский государственный университет.


Задать вопрос