С древних времен считается, что выдающийся талант — это прежде всего наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет, или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, они же гении». [1, c. 15] Но сделать ребенка гением, известным деятелем или великим спортсменом могут не только гены и природа, но и родители и их вклад в развитие детей, особенно на первых годах жизни.
Как же помочь грудному ребенку быть не только успешным в будущем, но и здоровым?
Плавать раньше, чем ходить. Этот вполне привычный ныне девиз не так давно считался невероятным. Первые попытки обучать грудных детей плаванию были сделаны в 50-е годы. Эти единичные случаи воспринимались как сенсация и поражали воображение. Одними из первых, кто начал обучать плаванию трехнедельную дочку, были австралийские тренеры Клер и Тим Тимерманс. Второго ребенка они стали учить еще раньше, в конце первой недели после рождения. К шести месяцам их дети самостоятельно держались на воде 15–20 минут, свободно плавали. [2, c. 4]
Умение плавать причисляется к перечню жизненно-необходимых навыков. Плавание — один из самых массовых и наиболее популярных видов спорта, который широко применяется в системе физического воспитания. Во время плавания работу включается вся мышечная система, такое времяпровождение способствует гармоническому, слаженному физическому и эмоциональному развитию ребенка.
Плаванье — это навык, которым, как считают многие современные врачи и родители, стоит овладеть раньше, чем ходьбой. Кроме того, раннее плавание для новорожденных полезно тем, что стимулирует процессы обмена веществ, укрепляет детскую нервную систему, улучшает аппетит, выносливость и сон.
Одной из главных предпосылок для рационального и успешного обучения ребёнка плаванию состоит в том, что до своего появления на свет он делал это все 24 часа в сутки, находясь в утробе матери.
Еще одна особенность заключается в следующем: погруженное в воду тело человека теряет в первоначальном весе столько, сколько весит вытесненная им вода. Благодаря этому ребёнку становится легче, он чувствует свободу в суставах и мышцах, ему легче выполнять движения, глубокие дыхания.
Не менее важной предпосылкой служит также наличие у ребёнка некоторых врожденных рефлексов, среди которых дыхательный и толчковый рефлексы.
Показания к грудничковому плаванию:
– врожденные пороки сердца;
– острые инфекционные заболевания до выздоровления;
– неврологические расстройства, сопровождающиеся судорогами;
– гнойные заболевания кожи;
– патологии опорно-двигательного аппарата, требующие фиксации конечностей.
Также было замечено что, грудничок, который посещает бассейн, развивается немного быстрее сверстников, так как плавание является прекрасной гимнастикой для мышц и суставов, ускоряется его психофизическое развитие, ребенок начинает контролировать свое дыхание,
Развивается удивительная чувствительность ребенка, улучшается иммунитет малыша, он реже болеет. Родители отмечают, что «плавающие» дети более смелые и уверенные в себе, так как посещение бассейна стимулирует эмоциональное развитие ребенка.
Дети, занимающиеся грудничковым плаванием, в несколько раз реже страдают от острых респираторных инфекций, легче их переносят, они практически не знают проблем с кожей и желудочно-кишечным трактом.
Практически каждый здоровый ребенок, начиная с 10–15 дней жизни, при отсутствии противопоказаний может заниматься грудничковым плаванием вместе с мамой или папой.
Важно сразу правильно формировать двигательные навыки у детей, поскольку переучивать их трудно, поэтому необходимо обучать детей рациональной технике выполнения физических упражнений, расширять объем разнообразных навыков, в том числе и плавание, которые совершенствуются на последующих возрастных этапах их жизни.
Но самое главное плавание — это прекрасное развлечение, которое дарит новые ощущения ребенку.
Период с рождения до года — это время активного физического и психического развития малыша, его адаптации к окружающей среде, к окружающим его людям, общению с ними и приобретения опыта.
Начиная с первых дней жизни ребенка необходимо создавать условия для правильно формирования у него произвольных движении, двигательных функций, как при организации занятий, так и в свободной двигательной деятельности. В этом возрасте происходит закладка дельнейшей жизни ребенка, возможно именно в этот период родители, благодаря таким занятиям как плавание, создают сферу будущей деятельности их ребенка.
Таланты не рождаются, а воспитываются. Даже если принять за аксиому, что способности человека на 100 процентов врожденные, то это значит, что ребенок должен достичь хотя бы уровня своих родителей. Если вам не удалось воспитать своего ребенка так, чтобы он превзошел вас хоть немного, значит, вы были ленивыми родителями. [1, c. 216]
Литература:
- После трех уже поздно / Масару Ибука; [пер. с англ. — Н. Пе- ровой]. — М.: Альпина нон-фикшн, 2011.— 224 с.
- Булах И. М. Плавание: от рождения до школы. — Мн.: Полымя, 1991- 106 с.