Фигурное катание на уроках физической культуры в начальной школе
Авторы: Кизиляева Екатерина Юрьевна, Барышникова Татьяна Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 3201 раз
Библиографическое описание:
Кизиляева, Е. Ю. Фигурное катание на уроках физической культуры в начальной школе / Е. Ю. Кизиляева, Т. В. Барышникова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 187-190. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1860/ (дата обращения: 17.12.2024).
Одним из популярных и массовых видов спорта является фигурное катание на коньках. Общая задача которого - формирование гармонично развитого, ведущего здоровый образ жизни человека. Средствами фигурного катания успешно решается ряд задач, изложенных ниже.
Оздоровительные задачи.
Закаливание организма. Т.к. большинство любителей катания на коньках занимаются на свежем воздухе, это благоприятно влияет на их здоровье, улучшает терморегуляцию, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, такими, как ангина, ОРЗ и т.д. Фигуристы в возрасте от пяти до семи лет, состоящие в кружках и секциях по месту жительства, болеют вдвое меньше, чем их сверстники, не занимающиеся спортом (В.А. Апарин, Г.И. Выборова) [2].
Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование
правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности). Необходимо также с ранних лет создавать у ребенка представление о правильной осанке. Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела, упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются в повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц.Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д.
Образовательные задачи.
Создание представления о виде спорта.
Формирование двигательных навыков
Решая образовательные задачи, фигурное катание развивает физические способности. (Силовые, скоростные, координационные, выносливость и гибкость) [1, 106]. Важная сторона фигурного катания — его эстетическое воздействие. Занятия фигурным катанием воспитывают в человеке художественный вкус, музыкальность, формируют понятия о красоте движений, требуют от фигуриста знакомства' со многими видами сценического искусства
Воспитательные задачи включают необходимость выработки у детей потребности, привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, умения самостоятельно заниматься этими упражнениями, развития нравственно-волевых качеств, таких как дисциплинированность, собранность, трудолюбие, активность, коллективизм, смелость, упорство и т.д., положительных черт характера, двигательных качеств, способностей; содействие умственному, трудовому, эстетическому, нравственному воспитанию.
В последние годы значительно увеличилась сеть школ и секций фигурного катания. Этим видом спорта занимаются в настоящее время люди всех возрастов. Современные общеобразовательные школы так же стремятся участвовать в данном процессе. Но далеко не каждая школа может позволить себе собственный каток по различным причинам.
Данный вопрос актуален в связи с прогрессирующим ухудшением здоровья школьников. Что связано, прежде всего с их образом жизни - последнее время школьники больше времени проводят дома, и соответственно недостаточно занимаются спортом вне школы, особенно на свежем воздухе, следствием чего является гипокинезия, гиподинамия, нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата, ухудшение зрения и т.д. Слабая адаптация к физической нагрузке, отсутствие подготовки, необходимой для выполнения различных упражнений особенно заметное на уроках физической культуры, отрицательно влияет на весь учебный процесс.
Теоретическое значение состоит в изучении влияния фигурного катания на школьных уроках физической на уровень знаний, умений и навыков занимающихся в области физической культуры, а также на проведение досуга.
Практическое значение данного исследования состоит в том, чтобы на основании проведённого исследования совершенствовать уроки физической культуры в школе, а так же дать практические рекомендации преподавателям физической культуры, школьникам и родителям.
Объектом исследования является организация и проведение уроков физической культуры в начальной школе.
Предмет исследования - учащиеся 2 – 4 классов ГБОУ СОШ № 98 Калининского района г. Санкт - Петербурга, посещающие уроки фигурного катания на физической культуре в школе.
Гипотеза исследования: введение в уроки физической культуры фигурного катания способствует тому, чтобы дети занимались физической культурой и спортом вне школы. Существенно повышает интерес школьников к данному предмету, а так же уровень знаний, умений и навыков школьников в области физической культуры, оказывает положительное влияние на учебный процесс, а так же на формирование здорового образа жизни школьников.
Цель исследования:
определить результативность обучения школьников фигурному катанию на коньках в рамках вариативной части уроков физической культуры в школе.
Задачи исследования:
Определить исходный уровень знаний, умений и навыков школьников в области физической культуры, в частности фигурного катания, а так же внешкольные интересы учащихся.
Выявить влияние уроков фигурного катания на учебный процесс и проведение досуга школьниками.
Разработать меры по совершенствованию школьных уроков физической культуры с целью приобщения школьников к ведению здорового образа жизни.
Методы исследования.
1.Теоретический анализ и обобщение литературных данных. 2. Педагогическое наблюдение. 3.Опрос родителей. 4. Анкетирование учащихся. 5. Метод математико-статистической обработки материала.
Организация исследования.
Данное исследование длилось три года и проводилось в несколько этапов.
На первом этапе был проведён теоретический анализ и обобщение литературных данных по теме. Были определены: цель и задачи исследования, сформулирована гипотеза. Второй этап исследования проходил в БГОУ СОШ № 98 Калининского района г. Санкт - Петербурга. Были проведены: педагогическое наблюдение, опрос родителей и анкетирование учащихся. На третьем этапе исследования производилась систематизация и обработка полученных данных, на основе которых были сформулированы выводы и разработаны практические рекомендации.
Педагогическое наблюдение, проведённое во вторых, третьих и четвертых классах дало следующие результаты:
- в течение первого года обучения примерно четверть занимающихся научилась кататься на коньках с выполнением элементов фигурного катания,
- в течение второго года обучения примерно 70% занимающихся научилась кататься на коньках с выполнением элементов фигурного катания.
- в течение третьего года обучения примерно 90% занимающихся научилась кататься на коньках с выполнением элементов фигурного катания.
Это подтвердило данные литературных источников о том, что как правило, все ребята довольно быстро привыкают ко льду и начинают интересоваться упражнениями. До того как приступить непосредственно к катанию, детей прежде всего следует научить падать – правильно, на нужные части тела, а после этого грамотно вставать, а так же не хвататься друг за друга, не подъезжать близко к бортику. И постепенно скользкая стихия становится привычной: уже после первого занятия большинство занимающихся перестают бояться и сами ходят по льду. А когда исчезает страх падения, можно спокойно начинать учиться катанию. Здесь же следует отметить, что школьникам очень нравятся такие занятия, они очень активны, инициативны и с радостью выполняют задания, включенные в урок.
Опрос родителей был проведён для выявления их отношения к включению фигурного катания в уроки физической культуры. Всего было опрошено 150 респондентов. Из которых 97% активно положительно относятся к проведению занятий на катке, они хотят оказывать посильную помощь в проведении занятия (страховка - что особо актуально в начальной школе при условии), а так же в формировании интереса детей к внеурочным занятиям фигурным катанием.
В анкетировании приняли участие 100 школьников, из которых 50 мальчиков и 50 девочек, занимающихся фигурным катанием на уроках физической культуры, в период с 2008 по 2011год. Все респонденты не имели ранее опыт в занятиях данным видом спорта.
Как показали результаты анкет:
- за первый год обучения научились свободно перемещаться по площадке 42% учащихся, из которых 20% научились выполнять элементы фигурного катания.
- за второй год обучения научились свободно перемещаться по площадке 70% учащихся, из которых 60% научились выполнять элементы фигурного катания.
- за третий год обучения научились свободно перемещаться по площадке 97% учащихся, из которых 93% научились выполнять элементы фигурного катания.
Положительная динамика, на наш взгляд обусловлена повышением заинтересованности учащихся и родителей в освоении данной части учебной программы. Доказательством чего является то, что более 70% младших школьников посещают каток во внеурочное время с друзьями и родителями.
Практически все респонденты отметили, что после занятий на свежем воздухе они меньше устают от учебной нагрузки, быстрее справляются с домашними заданиями, стали более внимательными и собранными при их выполнении.
Выводы.
Исходный уровень знаний, умений и навыков школьников в области физической культуры, в частности фигурного катания, оказался невысоким (3 балла из 5) .
Около 90% интересов школьников связаны с различными компьютерными играми и просмотром телепередач.
На уроках фигурного катания повышается интерес детей к учебному процессу, данные уроки оказывают различное воздействие на занимающихся: образовательное, оздоровительное, воспитательное, развитие физических способностей, приобщают к ведению здорового образа жизни.
Для совершенствования уроков физической культуры следует включать в них элементы массовых видов спорта (в нашей школе – это фигурное катание на коньках, но тут могут быть и другие варианты), которыми школьники смогут заниматься самостоятельно во внешкольное время.
На основании данных, полученных в ходе исследования можно дать следующие практические рекомендации преподавателям физической культуры, выполнение которых ведет к совершенствованию школьных уроков физической культуры:
- не допускать к занятиям школьников не прошедших медицинский осмотр,
- до занятий следует поинтересоваться самочувствием занимающихся (особое внимание следует уделить детям, входящим в специальную группу),
- поддерживать строгую дисциплину на уроке,
- во время урока всегда находиться с детьми и их контролировать действия,
- т.к. данные уроки травмоопасны, необходимо сообщать детям правила безопасного поведения на уроке физической культуры в школе, и объяснить важность соблюдения данных правил. Для этого следует проводить инструктаж по технике безопасности в начале урока, или перед началом изучения нового упражнения. Для наглядности их следует вывесить у входа в зал и на классные информационные стенды, чтобы школьники могли с ними самостоятельно ознакомиться,
- при изучении сложных упражнений следует уделять внимание правильной техники их выполнения, для этого следует использовать показ (идеальный), а так же разучивать упражнения по частям,
- комплектовать группы следует с учетом возраста, пола, способностей, состояния здоровья занимающихся,
- проводить разминку в начале каждого урока,
- внимательно следить за состоянием мест занятий, инвентаря и оборудования,
- необходимо заинтересовать детей занятиями спортом, чтобы они стремились не только посещать уроки физической культуры, но и заниматься спортом во внеурочное время,
- если занимающийся получил травму, следует оказать первую помощь и при необходимости направить в лечебное учреждение.
Так же можно дать следующие рекомендации школьникам:
- поддерживать дисциплину на занятии физической культурой,
- соблюдать правила личной гигиены,
- знать и соблюдать правила безопасного поведения на уроках физической культуры,
- своевременно сообщать преподавателю об ухудшении самочувствия во время занятия,
- чаще находиться на свежем воздухе во внеурочное время.
Основной рекомендацией для родителей, на наш взгляд является приобщение ребенка к внешкольным занятиям физической культурой, а так же способствование формированию его здорового образа жизни.
Литература:
1. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Советский спорт, 2010. – 464 с.
2. А.Н.Мишин. Учеб. для институтов физ. культ. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271 с, ил.
3. Самсон Г. Азбука начинающего фигуриста. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 103 с.
4. Фигурное катание на коньках: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2006г. - 154 с.