В статье рассматривается сущность исполнительского сбора, его роль в исполнительном производстве.
Ключевые слова: исполнительский сбор, административный штраф, исполнительное производство, судебный пристав-исполнитель, судебный акт.
Исполнительский сбор имеет весомое значение для исполнения судебных актов, актов других органов должностных лиц, а также служит хорошим толчком для должника исполнить законные требования исполнительного документа.
На сегодняшний день правовая сущность исполнительского сбора недостаточно изучена юридической литературой. Данное обстоятельство является предпосылкой для зарождения различных точек зрения касательно правовой сущности исполнительского сбора. Отметим, что до принятия Федерального закона «Об исполнительном производстве» легальное определение понятия «Исполнительский сбор» отсутствовало в законодательстве; это увеличивало количество высказываемых мнений и предлагаемых определений рассматриваемого правового института [4, с. 129].
В настоящее время определение понятия «Исполнительский сбор» зафиксировано в статье 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ.
Исполнительский сбор — денежное взыскание, налагаемое на должника за неисполнение им в добровольном порядке требований исполнительного документа в пятидневный срок, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с того момента, как им была получена копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении в отношении его исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Взыскивается только один раз — при первом поступлении исполнительного документа судебному приставу-исполнителю по окончании срока для его добровольного исполнения [1, ст. 112].
Судебный пристав-исполнитель имеет право установить исполнительский сбор, если у него имеются доказательства того, что должник был уведомлен о возбуждении в отношении его исполнительного производства и не исполнил законное требование судебного акта в срок, либо отказался получить соответствующее постановление судебного пристава-исполнителя и, если при этом должник не предоставил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы.
По смыслу ч. 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает признаками штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства [3, п. 78].
Исполнительский сбор, как санкция штрафного характера является фиксированным денежным выражением, принудительно взыскиваемое на основании постановления уполномоченного должностного лица. Взыскивается в связи с неисполнением в добровольном порядке законных требований исполнительного документа. Учитывая данную позицию, правильным будет говорить, что исполнительский сбор — это мера принуждения, применяемая в связи с несоблюдением законных требований исполнительного документа [2, п. 3].
Необходимо сделать акцент на том, что идентифицировать исполнительский сбор с административным штрафом не совсем верно. Основанием для наложения административного штрафа является совершение лицом противоправного, виновного действия, содержащее в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренное конкретными статьями КоАП РФ.
Однако исполнительский сбор имеет общие черты со штрафом административного характера:
- исполнительский сбор, как и административный штраф, назначается от имени государства уполномоченным должностным лицом, оформляется постановлением;
- предусматривает обременение имущественного характера для правонарушителя, связанное с неисполнением законного требования представителя органа государственной власти.
В заключении следует добавить, что исполнительский сбор является мерой принуждения, применяемая к должнику для воздействия на его поведение с целью обеспечения исполнения исполнительного документа и восстановления нарушенных прав взыскателя.
Литература:
- Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ;
- Постановление Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский»;
- ППВС РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении не которых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».
- Гуреев В. А., Гущин В. В. Исполнительное производство: Учебник. — 4-е изд., испр. и доп. — М., 2014. — 455 с. 2014