В статье раскрываются особенности функционирования концептуальной метафоры, используемой при создании образа героя в произведениях английских писателей Дж. Голсуорси и И. Макьюэна. Оба писателя широко используют природоморфные метафоры при создании образа персонажа, то есть человек по большей части мыслится как часть природы. Составляющие образов литературных героев в романе И. Макьюэна больше соотносятся с предметами, созданными человеческим трудом, а в романе Дж. Голсуорси — с человеком как таковым, его физиологией, душевным миром, родственными связями и т. д.
Ключевые слова: метафора, когнитивная метафора, образ героя.
Метафоре посвящено множество научных исследований в лингвистике, психологии, философии, социологии, политологии и т. д. Однако некоторые аспекты ее функционирования изучены не полностью. Так, представляются недостаточно разработанными положения о том, насколько метафора способна передать индивидуальное мировоззрение автора как языковой личности, которое отражается в средствах создания образа героя художественного произведения. В последнее время многие исследователи посвящают свои работы функционированию метафоры в языке художественной литературы (Н. И. Борковец, Е. Ю. Глотова, Е. Н. Осатюк, О. В. Трынкова, Е. В. Шустрова). Описание метафорического словоупотребления в рамках художественного дискурса является перспективным развивающимся направлением в современной когнитивной лингвистике (М.Джонсон, Ю. Н. Караулов, Е. С. Кубрякова, Дж.Лакофф, А. П. Чудинов), что определяет актуальность настоящего исследования.
В данной работе к анализу художественных текстов применяется методика изучения и описания метафорических моделей, разработанная А. П. Чудиновым для исследования политической метафоры. Цель работы состоит в сопоставлении типов метафор, использованных при создании образа героя в произведениях Дж.Голсуорси и И.Макьюэна. Объектом исследования являются образы героев произведений. Предмет — метафоры, способствующие созданию образа героя. Материалом исследования послужили 200 метафор, использованных при конструировании образа литературного героя и извлеченных при помощи метода сплошной выборки из произведений «Закон о детях» И.Макьюэна и «Собственник» Дж.Голсуорси.
Существует две точки зрения на понятие метафоры: она может рассматриваться как экспрессивное стилистическое средство и как когнитивный механизм. С когнитивистских позиций метафора представляет собой одну из ментальных операций, которая объединяет две понятийные сферы и создает возможность использовать потенции структурирования сферы-источника при помощи новой сферы [3, с. 63]. В данном исследовании опора производится на понятие когнитивная, или концептуальная, метафора. Это метафора, возникающая в результате сдвига в сочетаемости предикатных слов (переноса слов) и создающая полисемию [1, c. 44].
В данной работе за основу взята классификация, разработанная А. П. Чудиновым, в соответствии с которой выделяется четыре разряда моделей метафоры: антропоморфная метафора (человек моделирует реальность по своему подобию; анализируются концепты, относящиеся к понятийным сферам «Анатомия и физиология», «Семья», «Болезнь» и т. д.), метафора природы (реальность осознается в концептах окружающей человека природы), социальная (исследуются концепты, относящиеся к понятийным сферам «Театр», «Спорт», «Война» и т. д.) и артефактная метафора (реальность сопоставляется с предметами, созданными трудом человека; понятийные сферы — «Дом», «Механизм» и т. д.) [4, с.49]. В рамках каждого разряда исследуется набор понятийных сфер (сфера-источник), выделяются фреймы и слоты. При метафорическом переносе система фреймов одной ментальной сферы (сферы-источника) служит основой для моделирования ментальной системы другой сферы (сферы-магнита, или сферы-мишени) [5].
В качестве сфер-магнитов рассматриваются такие составляющие образа героя как внешность, эмоции и чувства, действия, физиологические реакции и состояния, черты характера и привычки, интеллектуальная деятельность и мышление. Метафоры, служащие созданию образов литературных героев, были распределены по указанным выше разрядам в соответствии с представленной классификацией, в результате чего было получено следующее соотношение. 46 % метафор из романа «Собственник» Дж.Голсуорси являются природоморфными, 30 % — антропоморфными, 14 % — артефактными и 10 % — социоморфными. В произведении «Закон о детях» И.Макьюэна также преобладает число метафор природы — 34 %, доля артефактных метафор составляет 27 %, 21 % — антропоморфные и 18 % — социоморфные метафоры.
Таким образом, наиболее частотной является группа природоморфных метафор как в произведении представителя начала XX века, так и у нашего современника. Человек является частью природы, этим объясняется сопоставление различных его характеристик и действий с природными явлениями (a cloud of thought [6, с. 68], awave of love [6, с. 176]), животным (a resemblance to a turkey-cock coming upon his old face [2, с. 28], the worm of suspicion [6, с. 25]) и растительным миром (he had remained young and green at heart [2, с. 45]).
В романе И. Макьюэна образ героя часто описывается в терминах разнообразных артефактов, например, чувства сопоставляются с частью механизма (the engine of self-pity began to turn [6, с. 55]) или с предметами (her new keys, opening the way to her other life [6, с. 72], an adult’s armor [6, с. 79]). Человек неотделим от продуктов своего труда, он мыслится как часть того физического мира, который он сам создает.
Дж. Голсуорси в свою очередь, в отличие от И. Макьюэна чаще прибегает к использованию антропоморфной метафоры, т. е. при создании образа человека акцентируется внимание на том, что это живой организм (she saw only her own flesh and blood [2, с. 29], June stood in front, …, as somebody once said, ‘all hair and spirit’ [2, с. 21]).
Доля социоморфной метафоры одинаково невелика у обоих писателей, это позволяет предположить, что социальные явления и роль общества в передаче эмоциональных состояний персонажей, их способов мышления, создания портрета, не играют большой роли. Тем не менее, некоторые события из жизни героев охарактеризованы с помощью спортивной (June, indeed, with her habit of championing the unfortunate [2, с. 85]) или театральной метафоры (the high marital drama in its opening scene [6, с. 169]).
Таким образом, как Дж. Голсуорси, так и И. Макьюэн широко использует природоморфные метафоры при создании образа персонажа в произведениях. То есть человек по большей части мыслится как часть природы. Если представитель начала XX века чаще прибегает к антропоморфной метафоре, то в произведении нашего современника, помимо метафоры природы, преобладают артефактные метафоры. Это говорит о том, что образы литературных героев в романе И. Макьюэна больше соотносятся с предметами, созданными человеческим трудом, а в романе Дж. Голсуорси — с человеком как таковым, его физиологией, душевным миром, родственными связями и т. д.
Литература:
- Арутюнова Н. Д. Языковая метафора (синтаксис и лексика) // Лингвистика и поэтика: сб. — М.: Наука, 1979. — 311 с.
- Голсуорси Дж. Сага о Форсайтах. Собственник: книга для чтения на английском языке. — СПб.: КАРО, 2011. — 608 с.
- Чудинов А. П. Теория метафорического моделирования на современном этапе развития // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества. — 2000. — Т. 5. — С. 63- 65.
- Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991–2000). — Екатеринбург, 2001. — 238 с.
- Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации // Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru/linguistics2/chudinov-03a.htm (дата обращения: 9.03.2018).
- McEwan Ian The Children Act. — Jonathan Cape, 2014. — 224 p.