Особенности использования метафоры как средства создания образа героя (на материале произведений Дж. Голсуорси и И. Макьюэна) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (197) март 2018 г.

Дата публикации: 18.03.2018

Статья просмотрена: 732 раза

Библиографическое описание:

Иванова, С. В. Особенности использования метафоры как средства создания образа героя (на материале произведений Дж. Голсуорси и И. Макьюэна) / С. В. Иванова, М. Н. Чикишева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 274-276. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48830/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье раскрываются особенности функционирования концептуальной метафоры, используемой при создании образа героя в произведениях английских писателей Дж. Голсуорси и И. Макьюэна. Оба писателя широко используют природоморфные метафоры при создании образа персонажа, то есть человек по большей части мыслится как часть природы. Составляющие образов литературных героев в романе И. Макьюэна больше соотносятся с предметами, созданными человеческим трудом, а в романе Дж. Голсуорси — с человеком как таковым, его физиологией, душевным миром, родственными связями и т. д.

Ключевые слова: метафора, когнитивная метафора, образ героя.

Метафоре посвящено множество научных исследований в лингвистике, психологии, философии, социологии, политологии и т. д. Однако некоторые аспекты ее функционирования изучены не полностью. Так, представляются недостаточно разработанными положения о том, насколько метафора способна передать индивидуальное мировоззрение автора как языковой личности, которое отражается в средствах создания образа героя художественного произведения. В последнее время многие исследователи посвящают свои работы функционированию метафоры в языке художественной литературы (Н. И. Борковец, Е. Ю. Глотова, Е. Н. Осатюк, О. В. Трынкова, Е. В. Шустрова). Описание метафорического словоупотребления в рамках художественного дискурса является перспективным развивающимся направлением в современной когнитивной лингвистике (М.Джонсон, Ю. Н. Караулов, Е. С. Кубрякова, Дж.Лакофф, А. П. Чудинов), что определяет актуальность настоящего исследования.

В данной работе к анализу художественных текстов применяется методика изучения и описания метафорических моделей, разработанная А. П. Чудиновым для исследования политической метафоры. Цель работы состоит в сопоставлении типов метафор, использованных при создании образа героя в произведениях Дж.Голсуорси и И.Макьюэна. Объектом исследования являются образы героев произведений. Предмет — метафоры, способствующие созданию образа героя. Материалом исследования послужили 200 метафор, использованных при конструировании образа литературного героя и извлеченных при помощи метода сплошной выборки из произведений «Закон о детях» И.Макьюэна и «Собственник» Дж.Голсуорси.

Существует две точки зрения на понятие метафоры: она может рассматриваться как экспрессивное стилистическое средство и как когнитивный механизм. С когнитивистских позиций метафора представляет собой одну из ментальных операций, которая объединяет две понятийные сферы и создает возможность использовать потенции структурирования сферы-источника при помощи новой сферы [3, с. 63]. В данном исследовании опора производится на понятие когнитивная, или концептуальная, метафора. Это метафора, возникающая в результате сдвига в сочетаемости предикатных слов (переноса слов) и создающая полисемию [1, c. 44].

В данной работе за основу взята классификация, разработанная А. П. Чудиновым, в соответствии с которой выделяется четыре разряда моделей метафоры: антропоморфная метафора (человек моделирует реальность по своему подобию; анализируются концепты, относящиеся к понятийным сферам «Анатомия и физиология», «Семья», «Болезнь» и т. д.), метафора природы (реальность осознается в концептах окружающей человека природы), социальная (исследуются концепты, относящиеся к понятийным сферам «Театр», «Спорт», «Война» и т. д.) и артефактная метафора (реальность сопоставляется с предметами, созданными трудом человека; понятийные сферы — «Дом», «Механизм» и т. д.) [4, с.49]. В рамках каждого разряда исследуется набор понятийных сфер (сфера-источник), выделяются фреймы и слоты. При метафорическом переносе система фреймов одной ментальной сферы (сферы-источника) служит основой для моделирования ментальной системы другой сферы (сферы-магнита, или сферы-мишени) [5].

В качестве сфер-магнитов рассматриваются такие составляющие образа героя как внешность, эмоции и чувства, действия, физиологические реакции и состояния, черты характера и привычки, интеллектуальная деятельность и мышление. Метафоры, служащие созданию образов литературных героев, были распределены по указанным выше разрядам в соответствии с представленной классификацией, в результате чего было получено следующее соотношение. 46 % метафор из романа «Собственник» Дж.Голсуорси являются природоморфными, 30 % — антропоморфными, 14 % — артефактными и 10 % — социоморфными. В произведении «Закон о детях» И.Макьюэна также преобладает число метафор природы — 34 %, доля артефактных метафор составляет 27 %, 21 % — антропоморфные и 18 % — социоморфные метафоры.

Таким образом, наиболее частотной является группа природоморфных метафор как в произведении представителя начала XX века, так и у нашего современника. Человек является частью природы, этим объясняется сопоставление различных его характеристик и действий с природными явлениями (a cloud of thought [6, с. 68], awave of love [6, с. 176]), животным (a resemblance to a turkey-cock coming upon his old face [2, с. 28], the worm of suspicion [6, с. 25]) и растительным миром (he had remained young and green at heart [2, с. 45]).

В романе И. Макьюэна образ героя часто описывается в терминах разнообразных артефактов, например, чувства сопоставляются с частью механизма (the engine of self-pity began to turn [6, с. 55]) или с предметами (her new keys, opening the way to her other life [6, с. 72], an adult’s armor [6, с. 79]). Человек неотделим от продуктов своего труда, он мыслится как часть того физического мира, который он сам создает.

Дж. Голсуорси в свою очередь, в отличие от И. Макьюэна чаще прибегает к использованию антропоморфной метафоры, т. е. при создании образа человека акцентируется внимание на том, что это живой организм (she saw only her own flesh and blood [2, с. 29], June stood in front, …, as somebody once said, ‘all hair and spirit’ [2, с. 21]).

Доля социоморфной метафоры одинаково невелика у обоих писателей, это позволяет предположить, что социальные явления и роль общества в передаче эмоциональных состояний персонажей, их способов мышления, создания портрета, не играют большой роли. Тем не менее, некоторые события из жизни героев охарактеризованы с помощью спортивной (June, indeed, with her habit of championing the unfortunate [2, с. 85]) или театральной метафоры (the high marital drama in its opening scene [6, с. 169]).

Таким образом, как Дж. Голсуорси, так и И. Макьюэн широко использует природоморфные метафоры при создании образа персонажа в произведениях. То есть человек по большей части мыслится как часть природы. Если представитель начала XX века чаще прибегает к антропоморфной метафоре, то в произведении нашего современника, помимо метафоры природы, преобладают артефактные метафоры. Это говорит о том, что образы литературных героев в романе И. Макьюэна больше соотносятся с предметами, созданными человеческим трудом, а в романе Дж. Голсуорси — с человеком как таковым, его физиологией, душевным миром, родственными связями и т. д.

Литература:

  1. Арутюнова Н. Д. Языковая метафора (синтаксис и лексика) // Лингвистика и поэтика: сб. — М.: Наука, 1979. — 311 с.
  2. Голсуорси Дж. Сага о Форсайтах. Собственник: книга для чтения на английском языке. — СПб.: КАРО, 2011. — 608 с.
  3. Чудинов А. П. Теория метафорического моделирования на современном этапе развития // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества. — 2000. — Т. 5. — С. 63- 65.
  4. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991–2000). — Екатеринбург, 2001. — 238 с.
  5. Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации // Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru/linguistics2/chudinov-03a.htm (дата обращения: 9.03.2018).
  6. McEwan Ian The Children Act. — Jonathan Cape, 2014. — 224 p.
Основные термины (генерируются автоматически): метафора, создание образа героя, антропоморфная метафора, большая часть, душевный мир, образ героя, произведение, создание образа персонажа, часть природы, человеческий труд.


Похожие статьи

Аспекты антропоморфно-метафорического моделирования в дискурсе Г. Ф. Лавкрафта

В данной статье с применением когнитивного подхода проводится анализ концептуальных антропоморфных метафор, функционирующих в произведениях Говарда Филипса Лавкрафта. С помощью метода семантического фреймо-слотового моделирования была выделена метафо...

Сленг как индикатор ментального состояния героя в романе Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»

В данной статье рассматривается сленг как один из ведущих стилистических приемов характеризации образа главного героя в романе Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Сленговые выражения и вульгаризмы выступают как индикатор эмоционального состояния ге...

Особенности антропоконнотативной лексики в китайском, русском и чувашском языках

В статье рассматриваются особенности антропоконнотативной лексики в китайском, русском и чувашском языке. Сделан вывод о том, что антропоконнотативная лексика многогранна с внешней и внутренней структуры. Внешняя сторона данного вида лексики охватыва...

Гендерные характеристики персонажей в романе О. Хаксли «О дивный новый мир»

Статья посвящена роли гендерного аспекта в создании образа литературного персонажа. На разных уровнях языка существуют различные ассоциации и импликации, основывающиеся на гендерном факторе. Гендерный аспект структурно значим для создания художествен...

Образ зайца в русских и индийских сказках: сопоставительное изучение

Статья посвящена сопоставительному изучению образа зайца как сказочного персонажа в русских и индийских народных сказках. В частности, рассматриваются отличительные черты зайца в восприятии представителей двух разных народов, обсуждаются сходства и р...

Система точек зрения как композиционный приём в повести К.Г. Паустовского «Исаак Левитан»

Статья посвящена анализу композиционных особенностей повести К.Г. Паустовского «Исаак Левитан». В качестве основного подхода к исследованию структуры произведения выбран приём, связанный с определением системы точек зрения. Вычленение различных взгля...

Лингвистические средства передачи внутреннего мира персонажей романа “Como agua para chocolate” Л. Эскивель и их перевод с испанского языка на русский

В данной статье рассматривается применение лингвистических средств при формировании образа и внутреннего мира персонажа на примере романа Лауры Эскивель “Como Agua Para Chocolate”, а также сопоставляются варианты переводов фрагментов, посвященных дан...

К вопросу о функционировании антропонимов-реалий в художественном произведении (на материале романа О. де Бальзака «Евгения Гранде»)

В данной статье проводится мысль о том, что в художественном произведении антропоним-реалия может выступать в обобщенно-символической функции и способствовать реализации авторского замысла, являясь, в частности, символом, характеризующим персонажей р...

Роль синтаксических средств в художественном тексте (на примере романа Э. Гаскелл «Север и юг»)

В статье рассматриваются способы языковой организации текста, выражения мысли автора при помощи синтаксических стилистических средств. В качестве материала не случайно выбран роман Элизабет Гаскелл «Север и юг», так как именно произведения этой викто...

Преодоление лингвистических границ: исследование перевода имен собственных в романе Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»

В данной статье рассматриваются переводческие приемы, использованные для передачи на русский язык имен собственных в романе Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень». Исследование выявляет комплексность переводческих решений, демонстрируя на...

Похожие статьи

Аспекты антропоморфно-метафорического моделирования в дискурсе Г. Ф. Лавкрафта

В данной статье с применением когнитивного подхода проводится анализ концептуальных антропоморфных метафор, функционирующих в произведениях Говарда Филипса Лавкрафта. С помощью метода семантического фреймо-слотового моделирования была выделена метафо...

Сленг как индикатор ментального состояния героя в романе Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»

В данной статье рассматривается сленг как один из ведущих стилистических приемов характеризации образа главного героя в романе Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Сленговые выражения и вульгаризмы выступают как индикатор эмоционального состояния ге...

Особенности антропоконнотативной лексики в китайском, русском и чувашском языках

В статье рассматриваются особенности антропоконнотативной лексики в китайском, русском и чувашском языке. Сделан вывод о том, что антропоконнотативная лексика многогранна с внешней и внутренней структуры. Внешняя сторона данного вида лексики охватыва...

Гендерные характеристики персонажей в романе О. Хаксли «О дивный новый мир»

Статья посвящена роли гендерного аспекта в создании образа литературного персонажа. На разных уровнях языка существуют различные ассоциации и импликации, основывающиеся на гендерном факторе. Гендерный аспект структурно значим для создания художествен...

Образ зайца в русских и индийских сказках: сопоставительное изучение

Статья посвящена сопоставительному изучению образа зайца как сказочного персонажа в русских и индийских народных сказках. В частности, рассматриваются отличительные черты зайца в восприятии представителей двух разных народов, обсуждаются сходства и р...

Система точек зрения как композиционный приём в повести К.Г. Паустовского «Исаак Левитан»

Статья посвящена анализу композиционных особенностей повести К.Г. Паустовского «Исаак Левитан». В качестве основного подхода к исследованию структуры произведения выбран приём, связанный с определением системы точек зрения. Вычленение различных взгля...

Лингвистические средства передачи внутреннего мира персонажей романа “Como agua para chocolate” Л. Эскивель и их перевод с испанского языка на русский

В данной статье рассматривается применение лингвистических средств при формировании образа и внутреннего мира персонажа на примере романа Лауры Эскивель “Como Agua Para Chocolate”, а также сопоставляются варианты переводов фрагментов, посвященных дан...

К вопросу о функционировании антропонимов-реалий в художественном произведении (на материале романа О. де Бальзака «Евгения Гранде»)

В данной статье проводится мысль о том, что в художественном произведении антропоним-реалия может выступать в обобщенно-символической функции и способствовать реализации авторского замысла, являясь, в частности, символом, характеризующим персонажей р...

Роль синтаксических средств в художественном тексте (на примере романа Э. Гаскелл «Север и юг»)

В статье рассматриваются способы языковой организации текста, выражения мысли автора при помощи синтаксических стилистических средств. В качестве материала не случайно выбран роман Элизабет Гаскелл «Север и юг», так как именно произведения этой викто...

Преодоление лингвистических границ: исследование перевода имен собственных в романе Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»

В данной статье рассматриваются переводческие приемы, использованные для передачи на русский язык имен собственных в романе Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень». Исследование выявляет комплексность переводческих решений, демонстрируя на...

Задать вопрос