Проблема человека в западной философии конца XIX — начала ХХ века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №11 (197) март 2018 г.

Дата публикации: 18.03.2018

Статья просмотрена: 2905 раз

Библиографическое описание:

Гаврилов, С. А. Проблема человека в западной философии конца XIX — начала ХХ века / С. А. Гаврилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 284-285. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48790/ (дата обращения: 27.04.2024).



«Классическая философия отличалась строгой приверженностью традиционной проблематике, рассматриваемой с универсалистских позиций. Метафизика занималась исследованием сущего, исследованием истины и бытия. Ее мало волновало прикладное значение метафизических принципов и исследований. Современная философия, наоборот, поставила проблему человека в тесной связи с его повседневной жизнью, которая, разумеется, охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности. Поэтому современная философия «вышла из берегов» философии на широкое поле современной культуры…» [2, c.7]

Действительно, в т. н. «неклассической» философии конца XIX — начала ХХ века, в отличие от всех предыдущих философских систем, на первый план выводится субъективность, понимаемая как способность каждого человека видеть мир по-своему, по-своему понимать и трактовать его, а также и проявлять себя в мире уникальным, индивидуальным образом. Это — главная особенность неклассической философии, доминировавшая на всем протяжении ХХ века и остающаяся одним из ведущих трендов современной философской мысли.

Классическую философию на всем протяжении ее истории интересовали в первую очередь традиционные метафизические вопросы — организация и функционирование окружающего мира, проблемы его реальности и познаваемости и т. д. Ее отличали стремление «объяснить» мир, рассматриваемый как объект, склонность к абстрактному теоретизированию. Т.н. «неклассическая» философия, сформировавшаяся на рубеже XIX-ХХ столетий, переносит акцент на субъект — на конкретного человека, личность, индивидуальность, на его индивидуальное и уникальное восприятие каждого конкретного момента собственного существования. Это очень ярко проявилось, например, в феноменологического подхода Эдмунда Гуссерля, ставшего главной методологической парадигмой для многих философских течений ХХ века. Гуссерль говорит о необходимости изменения всего строя западного философского мышления, которое было и до сих пор находится в кризисе — в результате противостояния между современным подходом, который Гуссерль называет «объективистским физикализмом», и более адекватным человеческой природе «трансцендентным субъективизмом», который выступал идеалом философствования античных и ренессансных мыслителей и к возрождению которого призывает Гуссерль.

В числе важнейших философских направлений ХХ века называют экзистенциализм, подход которого к проблеме человека во многом близок феноменологическому. Человек, его «существование» и «сущность», его индивидуальность и свобода оказываются в центре внимания экзистенциализма. Так, знаменитый слоган Ж.-П.Сартра «Экзистенциализм — это гуманизм» послужил не только заглавием одной из его лекций, но и девизом всего философского течения. Экзистенциальная философия, утверждает Сартр, есть в первую очередь философия гуманистическая, поскольку превыше всех ценностей ставит человеческую свободу.

Еще одно очень авторитетное течение ХХ века — психоанализ. Он зародился как психологическое и психотерапевтическое учение, но его главное открытие — о доминировании в человеческой жизни и деятельности бессознательных и иррациональных мотивов — обусловило огромный философский потенциал данного направления. Согласно Фрейду, сознательное «Я» (Ego) в индивидуальной психике на всем протяжении индивидуального развития оказывается «зажато» между инстинктивными бессознательными влечениями (в терминологии Фрейда — Id, «Оно») и столь же бессознательными требованиями внутренней цензуры(SuperEgo). Этот конфликт, имеющий, по мнению Фрейда, физическую (энергетическую) природу, так постоянен и настолько важен для человеческого существования, что обретает статус конфликта экзистенциального. Тот же подход развивали и дополняли в дальнейшем последователи Фрейда — в том числе такие крупные ученые, как Карл Густав Юнг, Отто Ранк, Карен Хорни, Отто Ранк и др. В концепции Юнга, например, личное бессознательное оказывается лишь элементом «коллективного бессознательного», которое в виде «архетипов» присутствует в любой индивидуальной психике и определяет жизнь и деятельность любого индивида.

В целом можно заключить, что психоаналитическое направление в психологии и философии акцентирует неосознаваемые составляющие психического мира человека, которые, именно в силу своей неосознанности, обычно оказывают деструктивное и патологическое воздействие на личность. «Рецепт», предлагаемый психоанализом, несмотря на свой научный характер, во многом совпадает с рекомендациями большинства древних восточных учений, призывавших человека ко все более глубокому осознанию.

Можно констатировать, что, если феноменология Гуссерля и экзистенциализм имеют дело с «наличной» субъективностью, с индивидуально-личностным восприятием окружающего мира, драматических вызовов человеческого существования, — Фрейд и его последователи делают шаг в направлении выявления глубинных причин, побуждающих человека существовать и действовать тем или иным образом.

Литература:

1. Аликин В. А. Свобода и игра в экзистенциализме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2012. — N 12 (1).

2. Долгов К. От Кьеркегора до Камю. 2-е изд. — М., 2010.

3. Зобова М. Р., Родюков А. Ф. Философия. — СПб: СПб ГУТ, 2012.

4. Канке В. А. История философии: Мыслители, концепции, открытия. 3-е изд. М.: Логос, 2007.

5. Кинодо Ж.-М. Читая Фрейда. Изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе.— М.: Когито-Центр, 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): век, индивидуальная психика, окружающий мир, проблема человека, современная философия, человеческое существование.


Похожие статьи

Актуальные философские проблемы XXI века: открытое...

Морально-нравственные ориентиры изменяются, и кажется, что места философским проблемам в мире потребления и развития

Такой вопрос стоит рассматривать с как с позиции мировоззрения современного человека, так и с позиции самого понятия философии.

Проблема отчуждения человека в современном мире

История отчуждения человека насчитывает многие и многие века.

Православная церковь и нравственные ценности в современном мире. Проблема отчуждения личности в истории философии.

Смысл жизни как проблема философии | Статья в журнале...

миром жизненных смыслов могут быть глубины человеческого Я, в том числе и бессознательного (К. Юнг)

Степанов С. Век психологии: имена и судьбы.

Психофизическая проблема как раздел современной философии сознания.

Современные глобальные проблемы человечества

В 70-х годах XX века сложилось достаточно влиятельное направление общественной мысли, которое можно назвать философией глобальных проблем.

Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира [2].

Проблемы современной философии как науки

Основная цель науки — достижение истинного знания об окружающем мире, это означает что исследователь должен иметь представление о том, что является истиной, при этом существование истин

Проблемы человеческого фактора в современной философии.

Проблема отчуждения личности в истории философии

Человек Ж. П. Сартра не находит в природе ничего, чтобы представляло какую-то ценность для его существования.

Проблема отчуждения человека в современном мире. Концепция технологического детерминизма в философии истории.

Размышление о бессмертии человека | Статья в журнале...

Человеческий век краткосрочный, но большинство современного населения не проживает и половины этого срока.

Проблема отчуждения человека в современном мире.

Проблема «антропологической катастрофы» и пути выхода из нее

Современный человек живет в «мире растущей сложности».

Эпоха Авиценны была золотым веком духовного развития исламского мира, при котором, однако

Проблема чувственности в философии и науке Возрождения и Нового времени: на пути к экспериментальным наукам.

Уровень личности в общей структуре человека. Философский...

Рубрика: Философия. Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Здесь во главу угла ставится проблема деятельности и как следствие связи человека с опытом.

Речь о том, что действующее начало человеческой психики и личность — представляют собой в...

Похожие статьи

Актуальные философские проблемы XXI века: открытое...

Морально-нравственные ориентиры изменяются, и кажется, что места философским проблемам в мире потребления и развития

Такой вопрос стоит рассматривать с как с позиции мировоззрения современного человека, так и с позиции самого понятия философии.

Проблема отчуждения человека в современном мире

История отчуждения человека насчитывает многие и многие века.

Православная церковь и нравственные ценности в современном мире. Проблема отчуждения личности в истории философии.

Смысл жизни как проблема философии | Статья в журнале...

миром жизненных смыслов могут быть глубины человеческого Я, в том числе и бессознательного (К. Юнг)

Степанов С. Век психологии: имена и судьбы.

Психофизическая проблема как раздел современной философии сознания.

Современные глобальные проблемы человечества

В 70-х годах XX века сложилось достаточно влиятельное направление общественной мысли, которое можно назвать философией глобальных проблем.

Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира [2].

Проблемы современной философии как науки

Основная цель науки — достижение истинного знания об окружающем мире, это означает что исследователь должен иметь представление о том, что является истиной, при этом существование истин

Проблемы человеческого фактора в современной философии.

Проблема отчуждения личности в истории философии

Человек Ж. П. Сартра не находит в природе ничего, чтобы представляло какую-то ценность для его существования.

Проблема отчуждения человека в современном мире. Концепция технологического детерминизма в философии истории.

Размышление о бессмертии человека | Статья в журнале...

Человеческий век краткосрочный, но большинство современного населения не проживает и половины этого срока.

Проблема отчуждения человека в современном мире.

Проблема «антропологической катастрофы» и пути выхода из нее

Современный человек живет в «мире растущей сложности».

Эпоха Авиценны была золотым веком духовного развития исламского мира, при котором, однако

Проблема чувственности в философии и науке Возрождения и Нового времени: на пути к экспериментальным наукам.

Уровень личности в общей структуре человека. Философский...

Рубрика: Философия. Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Здесь во главу угла ставится проблема деятельности и как следствие связи человека с опытом.

Речь о том, что действующее начало человеческой психики и личность — представляют собой в...

Задать вопрос