Проблема отчуждения человека в современном мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 05.02.2017

Статья просмотрена: 495 раз

Библиографическое описание:

Соловьев В. А., Михайлов А. Л. Проблема отчуждения человека в современном мире // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 456-458. — URL https://moluch.ru/archive/139/39244/ (дата обращения: 17.08.2018).



В статье представлен анализ категории отчуждения и подходы к ее пониманию. В то же время, проблема отчуждения человека в современном мире уделяется недостаточно внимания, а это ведет к увеличению отчуждения и обострению проблем, прежде всего социальных. На основе неклассического истолкования феномена отчуждения выявляется ключевое противоречие философии человека: с одной стороны, мы располагаем сегодня достаточно убедительными подходами к проблеме отчуждения человека со стороны неклассической гносеологии, а с другой — и в теории, и на практике продолжает господствовать традиционный, классический взгляд на вещи.

Ключевые слова: отчуждение, отчуждение человека, неклассическая концепция, гуманизм, естественно-историческая гносеология

The article presents the analysis of the category of alienation and the approaches to its understanding. At the same time, the problem of alienation in the modern world are not paid enough attention, and this leads to increasing alienation and exacerbate the problems, especially social ones. On the basis of non-classical interpretation of the phenomenon of alienation revealed a key contradiction of the philosophy of man: on the one hand, we have today enough convincing approaches to the problem of alienation of the human from the non-classical epistemology, on the other — both in theory and in practice, continues to dominate the traditional, classical view of things.

Keywords: alienation, the alienation of human, non-classical concept of humanism, natural-historical epistemology

История отчуждения человека насчитывает многие и многие века. Само по себе отчуждение человека появилось вместе с появлением первых людей на нашей планете, так как, на наш взгляд, в природе отчуждения не существует. Наша окружающая действительность развивается, основываясь на принципе естественно-исторической гносеологии или просто по принципу естественного развития. В природе нет ничего лишнего, в том числе и отчуждения. Точнее, отчуждение есть в природе, но возникает оно при переходе из одного состояния в другие, так скажем, на стадии гипотез.

Однако с ходом времени лишнее и ненужное отмирает и природа прекрасно развивается дальше. Таким образом, отчуждения и нет в природе, так как оно ей чуждо. Это временное явление, но необходимое и преодолеваемое. С появлением же человека все пошло по-другому. Принципы и основы естественно-исторической гносеологии были нарушены.

Своей субъективностью человек сделал отчуждение не временным явлением, которое необходимо для развития человека и общества, а теперь оно стало частью его жизни, оно проникло во все, что связано с ним, а по утверждению многих философов, и вовсе поработило человека. (К примеру, марксистская философия.)

Над проблемой отчуждения философы задумывались всегда. Однако как философская категория отчуждение стало рассматриваться лишь в эпоху Немецкой классической философии. Философское осмысление данной категории стало возможным лишь в тот момент, когда люди стали выделять себя из окружающей действительности, человек был наделен ролью творца, то есть стал человеком производящим и так далее. А самым главным и определяющим стало разделение сферы жизнедеятельности человека на свое и чужое. В источниках, посвященных изучению проблемы отчуждения человека, утверждается, что автором данного термина в философской интерпретации является И. Фихте. Конечно, об отчуждении размышляли и раньше, однако окончательное оформление понимания было достигнуто лишь в эпоху Немецкой классической философии, когда немецкие классики окончательно разделили мир человека на свой и чужой. В этот период времени философы не только разделили мир на свой и чужой, они стали пристально изучать чужой мир, усматривая в нем определенные закономерности существования, а часто и отводя этому миру определяющую роль в жизни человека [3].

Сегодня в изучении проблемы отчуждения, наметился переход от классического к неклассическому его пониманию. Изучая философию процесса, авторы пришли к выводу, что отчуждение, как и другие процессы и явления, целесообразно рассматривать с точки зрения идей, предлагаемых Фроммом, Мамардашвилли и Батищевым. Данные философы трактуют, что любовь (Фромм), познание (Мамардашвилли), творчество (Батищев) — это явления, в которых происходит процесс постоянного сотворения и этот процесс бесконечен. Так, неоклассики прошлых лет предполагали, что где-то существует предел развития того или иного процесса. Вышеперечисленные философы считают, что любой процесс бесконечен и никаких границ и ограничений нет и быть не может. А также при соблюдении хода естественно-исторической гносеологии отчуждение не возникает. Авторами выдвигается гипотеза, что данное направление является перспективным и в будущем поможет продвинуться по пути решения проблемы отчуждения. Как уже утверждалось выше, история отчуждения насчитывает многие века. И однажды появившись, оно проникло во все сферы жизнедеятельности человека: экономическую, политическую, социальную, духовную и так далее. Так, изучая данную проблему, было выявлено, что ни одна сфера жизнедеятельности человека не осталась не затронутой отчуждением. Мало того вся внутренняя человеческая сущ-ность целиком и полностью пронизана отчуждением. Но самое главное и парадоксальное открытие, которое было совершено, заключается в том, что существует огромное количество определений, мыслей и взглядов, касающихся проблемы отчуждения, а что это — в конечном итоге так и не понятно. Любой уважающий себя философ уделяет внимание данной проблеме, каждый знает или слышал, что это такое, но в результате изучения взглядов по данной проблематике становится очевидным то, что целостной, законченной философии отчуждения нет. И это, на наш взгляд, является огромной проблемой, так как виды и формы отчуждения множатся, причем с ускорением научно-технического прогресса, скорости жизни личности и общества, уже не в арифметической, как во времена Гегеля, Канта и Маркса, Энгельса, а сегодня уже в геометрической прогрессии [4, 5]. Для того чтобы продвинуться по пути решения проблемы отчуждения, нужно для начала провести комплексный всесторонний анализ имеющихся определений и взглядов отчуждения. Работая в данном направлении, получился вывод, что отчуждение существует в определенном диапазоне. К примеру, зададимся вопросом: «Личностью рождаются или личностью становятся?». Мы получим два ответа лежащих на поверхности: 1) рождаются; 2) становятся. Изучая различные типы, формы, виды, классификации, определения отчуждения, мы сделали вывод, что все эти типы, формы, виды, классификации, определения отчуждения систематизируются по этому простому принципу: «либо–либо». Так, если мы возьмем сферу политики, то взгляды на отчуждение будут разниться от того, что человеку необходима полная свобода личности или он социальное существо и целиком является продуктом социума, что человек — это индивидуалист или стадное животное и так далее. А отчуждение будет увеличиваться или уменьшаться, если мы, допустим, усилим или ослабим роль рынка, государства, институтов контроля за деятельностью государства или роль религии в обществе. Точно так же будут обстоять дела и в других сферах: экономической, социальной и религиозной и так далее. В вопросах, связанных с отчуждением, всегда прослеживается закономерность «либо– либо». Как выше отмечалось, личностью либо рождаются, либо становятся. То, о чем мы сейчас рассуждаем, достаточно банально, но в этом и коварство отчуждения! Пока мы с вами решаем, рождаемся мы с вами или становимся, отчуждение плодится и размножается. Чем больше возникает таких противоречий и чем больше пропасть между этими противоречиями, тем сильнее и могущественнее становится отчуждение. Отчуждение базируется на очень простом принципе: «Разделяй и властвуй!».

Вывод

Так изучая проблему отчуждения уже два десятка лет, пришли к выводу, что отчуждение полностью разделяет и властвует. И для того чтобы хоть как-то начать изменять сложившуюся ситуацию в свою сторону, нужно для начала разобраться и понять, что такое отчуждение, как оно понимается и определяется, какие философские течения являлись и являются основополагающими в подходе к отчуждению, какова ситуация сегодня и какие тенденции наблюдаются.

Литература:

  1. Vtorushin N. A., Chukreeva L. Socio-gnoseological Issues of Alienation in G. S. Batishchev's Works // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2015. — Vol. 166. — P. 69–73.
  2. Вторушин Н. А. Проблема типологизации феномена отчуждения / Н. А. Вторушин // Актуальные про- блемы гуманитарных наук: сборник научных трудов ХII Международной научно-практической кон- ференции студентов, аспирантов и молодых ученых 3–6 апреля 2015 г. — Томск: Изд-во ТПУ, 2013. — С. 378–379.
  3. Brockhaus Enzyklopädie. Band 6. — Mannheim, 2016. — P. 920.
  4. Приходько Д. Н. Отчуждение и пути его преодоления. — Томск: Изд-во ТГУ, 2014. — 108 с.
  5. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 3. — М.: Политиздат, 2013. — 219 с.
Основные термины (генерируются автоматически): отчуждение, естественно-историческая гносеология, временное явление, путь решения проблемы отчуждения, простой принцип, проблема отчуждения человека, проблема отчуждения, отчуждение человека, окружающая действительность, сфера жизнедеятельности человека.


Ключевые слова

гуманизм, отчуждение, отчуждение человека, неклассическая концепция, естественно-историческая гносеология

Похожие статьи

Проблема отчуждения личности в истории философии

Проблема отчуждения человека освещена была многими философами различных стран и эпох.

И проблема отчуждения человека от самого себя и от общества является одной из центральных проблем.

Философская проблема отчуждения технического объекта...

Фундаментальные исследования проблемы отчуждения проводил Жильбер Симондон, французский философ 20го века.

[5]. То есть техничность является одним из аспектов решения проблемы связи человека и мира. И в этом смысле, техничность нужно понимать не...

Отчуждение и культура в современном капиталистическом...

3) отчуждение рабочего от других людей

В современном обществе отчуждение становится почти всеобъемлющим. Оно пронизывает отношение человека к его труду, к предметам, которыми он пользуется, распространяется на государство, на окружающих людей, на него...

Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как...

В статье освещено понимания Э. Фроммом и Ф. Ницше проблемы проявления человеческой сущности, отчуждения человека в обществе и определены пути ее преодоления. Рассмотрены типы свободы и механизмы бегства от свободы.

Свобода и отчуждение в социальном развитии | Статья в журнале...

Свобода и отчуждение в социальном развитии. Автор: Маматов Обидхон Ваккосович.

Действия человека, не получающего удовлетворения и радости от результата своих трудов оценивается не как труд, а как работа.

Проблема нарушения неприкосновенности личной жизни...

Проблема отчуждения человека в современном мире. PR-коммуникация в современном информационном обществе.

Личность в истории: культурологический анализ | Статья в журнале...

Тогда перед человеком остается проблема: одолеть тип отчуждения, который является отчуждением его личной общественной природы [7]. Принципиально понять только, что никто и ничто не в состоянии убедить человека загореться желанием приблизиться к Божественному.

Философско-культурологическое осмысление темы отчуждения...

«Отчуждение» в произведениях европейского экспрессионизма проявляется в отражении нескольких типов явлений: трагических исторических событий (войн, революций), радикальных социально-политических изменений своего времени, оказывающих разрушающее воздействие...

Социальная обусловленность формирования ценностей...

Проблему отчуждения труда также затронул американский ученый Д. К. Гелбрейт, который утверждал, что индустриализация устранила женский труд в его традиционном понимании [2, с.58–59].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проблема отчуждения личности в истории философии

Проблема отчуждения человека освещена была многими философами различных стран и эпох.

И проблема отчуждения человека от самого себя и от общества является одной из центральных проблем.

Философская проблема отчуждения технического объекта...

Фундаментальные исследования проблемы отчуждения проводил Жильбер Симондон, французский философ 20го века.

[5]. То есть техничность является одним из аспектов решения проблемы связи человека и мира. И в этом смысле, техничность нужно понимать не...

Отчуждение и культура в современном капиталистическом...

3) отчуждение рабочего от других людей

В современном обществе отчуждение становится почти всеобъемлющим. Оно пронизывает отношение человека к его труду, к предметам, которыми он пользуется, распространяется на государство, на окружающих людей, на него...

Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как...

В статье освещено понимания Э. Фроммом и Ф. Ницше проблемы проявления человеческой сущности, отчуждения человека в обществе и определены пути ее преодоления. Рассмотрены типы свободы и механизмы бегства от свободы.

Свобода и отчуждение в социальном развитии | Статья в журнале...

Свобода и отчуждение в социальном развитии. Автор: Маматов Обидхон Ваккосович.

Действия человека, не получающего удовлетворения и радости от результата своих трудов оценивается не как труд, а как работа.

Проблема нарушения неприкосновенности личной жизни...

Проблема отчуждения человека в современном мире. PR-коммуникация в современном информационном обществе.

Личность в истории: культурологический анализ | Статья в журнале...

Тогда перед человеком остается проблема: одолеть тип отчуждения, который является отчуждением его личной общественной природы [7]. Принципиально понять только, что никто и ничто не в состоянии убедить человека загореться желанием приблизиться к Божественному.

Философско-культурологическое осмысление темы отчуждения...

«Отчуждение» в произведениях европейского экспрессионизма проявляется в отражении нескольких типов явлений: трагических исторических событий (войн, революций), радикальных социально-политических изменений своего времени, оказывающих разрушающее воздействие...

Социальная обусловленность формирования ценностей...

Проблему отчуждения труда также затронул американский ученый Д. К. Гелбрейт, который утверждал, что индустриализация устранила женский труд в его традиционном понимании [2, с.58–59].

Задать вопрос