Личность в истории: культурологический анализ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.06.2015

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Кошкина И. Д. Личность в истории: культурологический анализ // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 854-856. — URL https://moluch.ru/archive/92/20287/ (дата обращения: 16.08.2018).

Личность вполне описывает ход истории, имеет возможность направлять ее в любое русло в согласовании со своими желаниями и устремлениями, то есть воздействует на исторический процесс. Степень данного воздействия зависит от того, намного ли она выражает интересы тех или иных социальных сил, а также возможности увлечь и организовать людей. Если роль личности имеет место в конкретных исторических событиях, то и расценивать ее нужно относительно данных исторических фактов. [4; с. 26]. Интерес к проблеме значимости человека во многом зависит от положения философии и теории истории в системе знания, а также от характера самой эпохи. Естественно, что в спокойные времена он снижается, а в бурные — растет. Главным в движении роста жизни человечества во времени является преодоление отчуждения. Человечество владеет большим ресурсом отчуждения до самого самоуничтожения и ему нужно находить дорогу преодоления “цивилизационного” отчуждения. Предположив, что современная эпоха являет едва ли не закат образования, что история не сделала ни одной собственной задачи в деле избавления человека и располагается в данный момент перед судом, Бердяев очевидно поторопился [1]. Он непроизвольно переоценил исторический смысл глобальных событий и придал кризисным, но, как оказалось, полностью разрешимыми действами некий итоговый характер. Какие бы отрицательные черты ни высказывало современное общество, это совсем не закат цивилизации.

В конце ХХ столетия у населения земли меньше оснований для безнадежности. В данный момент нельзя сказать, что утрачены все смыслы. Западная цивилизация никак не израсходовала собственного эмансипационного потенциала; она по-прежнему остаётся главной “окультуренной” сферой социальности. В развитых государствах гуманизация социальности в общих чертах имеет движение, то есть формируется гражданское общество и правовое государство в новых промышленных странах. В других же частях мира культура воздействует на социальность незначительно.

Это и определяет в частности вероятность воздействия человечества на экологическое повеление. В целом оно еще нравственно не созрело для того, чтобы принять такой вызов. Отношения человека и общества значимым образом видоизменились в ходе истории. Изменялось вместе с этим и определенное наполнение, конкретное содержание и собственно личности. Личность ХХ столетия резко отличается от личности XVIII-XIX вв. Это связано не только с культурными эпохами в истории человечества, но и со сменой общественно-экономических формаций [3].

При родовом строе собственные интересы были подавляемы интересами выживания рода; общество в целом в своей жизнедеятельности руководствовалось ритуалами, обычаями предков. Это была первая историческая ступень в развитии человеческой личности.

С возникновением рабовладельческой и феодальной формаций, античной и средневековой культур появляется и новый вид взаимоотношений индивида и общества. За отдельным индивидом признается уже конкретная самостоятельность действий и поэтому предусматривалась способность индивида отвечать за свои действия. Здесь уже шел бурный процесс развития личности. Однако личность эпохи античности резко отличалась от личности феодального общества: они жили в разных типах культур. Античное общество — это общество языческое. Сам человек и целое общество оценивались по образу и схожести вселенной.

В период Средневековья в христианской религии личность была осознана как целостное автономное образование. Усложнился и уточнился ее духовный мир: она вошла в личный контакт с персонифицированным Богом. Религиозным началом были пронизаны все поры человеческого существования, что и обуславливало соответствующий образ жизни. Для личности эпохи раннего христианства характерен индивидуальный героизм. В жизни средневековой личности большое место занимают нравственные ценности в отличие от ценностей утилитарно-материальных.

В эпоху Возрождения очень остро была осознана свобода человека, независимость для бога была осознана как автономия для самого человека: отныне человек распорядитель своей собственной судьбы, наделенный свободой выбора. Свобода выбора означает для него самостоятельность творческого самоопределения. Человек почувствовал себя господином мира.

В эпоху Просвещения разум занял господствующую позицию: все подвергалось сомнению и критике. Это означало значительную рационализацию всех сторон общественной жизни. В межчеловеческие взаимосвязи вклинилось как бы опосредующее звено — техника. Совершенствование жизни означало ограничение эмоционально-душевной стороны внутреннего мира личности. Изменились и ценностные ориентации, и мировоззрение. По мере развития капитализма высшей ценностью наделялись такие качества личности, как сила воли, деловитость, одаренность, имевшие и обратную сторону — эгоизм, нидивидуализм, беспощадность и др. Дальнейшее развитие привело к глобальному отчуждению личности. Сформировалась личность индивидуалистического типа с вещной ориентацией

Человечество как элемент биосферы располагается в данный момент на рубеже какого-то нового этапа своего развития. В первую очередь необходимо иметь в виду различие научно-технических возможностей [6].

Если человечество уцелеет перед лицом экологического императива, то есть шансы, что социальность, в ходе одоления новейших форм отчуждения, гуманизируется в масштабе всего мирового сообщества. Тогда перед человеком остается проблема: одолеть тип отчуждения, который является отчуждением его личной общественной природы [7]

Принципиально понять только, что никто и ничто не в состоянии убедить человека загореться желанием приблизиться к Божественному. Разрешено только чувственно желать этого, надеяться на это, можно способствовать тому, чтобы человек — захотел. В нашем мире ничего не устроено для такой цели лучше, чем гражданское общество, правовое государство и общественно направленная экономика. Каждому появившемуся на земле человеку ожидает выбор: делать или не делать нравственно-интеллектуальное усилие. Не смотря на то,что цивилизация непременно накапливается и тем самым упрощает человеку осмыслить свой выбор и его результаты [2].

Кроме того, никакой труд не сделает возможным ничего абсолютного кроме возможности еще большего усилия. В духовных взглядах, к Царству Божьему разрешено прикоснуться только на мгновение [8]. Мир человека — постоянная цепь появления и преодоления разнообразных форм отчуждения. Между тем, мысль о различных типах отчуждения даёт нашим рассуждениям о значении истории точное указание.

В самом деле, если в одном случае прогресс принципиально завершаемо, так как отчуждение уничтожается, а в другом — отчуждение может иметь место неоднозначно длительно, то разумеется, что мы имеем дело с неоднородными действиями. И если первоначально речь идёт об истории, то в дальнейшем, вероятно, необходимо говорить о метаистории.

Фактически история — при всей ее длине — не является ограничением для чего-то другого. Независимо от развития истории человек может устремляться к Божественному, но может и не делать этого. Очевидна главная роль христианства в целом: оно верит в изменению человека и мира и в какой-то степени перевоплощает способность в действительность.

В самом деле, человек стремится не только к избавлению от тех или иных ограничений, затрудняющих его жизнь в социуме. Он желает освобождения от несчастий и собственного нрава, от болезней, от самой смерти. Бессмертие — вот в чём долгожданная и заключительная цель выхода за пределы существования религии. Это уже — задача освобождения от своей природы, которая выступает как недоброжелательный человеку.

Толстой, в романе «Война и мир», оценивает роль личности в истории: “Историческая личность — суть ярлык, который история вешает на то или иное событие”. И логика этих рассуждений такова, что в конечном счете из истории исчезает не только понятие свободы воли, но и Бог в качестве нравственного ее начала. На страницах романа она выступает как абсолютная, безличная, равнодушная сила, смалывающая в порошок человеческие жизни. Всякая личная активность нерезультативна и драматична. Словно в древней пословице о судьбе, которая влечет покорных, а непокорных тащит, она распоряжается человеческим миром. Вот что происходит с человеком, по мнению писателя: “Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических общечеловеческих целей”.

Поэтому в истории неизбежен фатализм при объяснении “нелогичных”, “неразумных” явлений. Чем больше мы, по мнению Толстого, стараемся разумно объяснить эти явления в истории, тем непонятнее они становятся для нас. Человек должен познать законы исторического развития, но в силу немощности разума и неверного, а точнее, по мысли писателя, ненаучного подхода к истории осознание этих законов еще не пришло, однако обязательно должно прийти. В этом состоит своеобразный философский и исторический оптимизм Л. Н. Толстого. Для этого необходимо изменить точку зрения, “отказаться от сознания несуществующей неподвижности в пространстве и признать неощущаемое нами движение”, отказаться от концепции свободно действующей в истории личности, пока мы не поймем абсолютную и жесткую необходимость исторических закономерностей.

Таким образом, история в принципе конечна, хотя из-за скачкообразности и неожиданности развития социальности ее конец и испаряется в неопределённом будущем. Жизнь же человека бесконечна в том смысле, что глубокое и безвозвратное достижение им Божественного идеала может быть лишь в итоге переворота мира. Для человека — это возможно только эсхатологически.

Самый конкретный метод победить мир — смерть. Бунин в своём “Освобождении Толстого” указывает, что Толстой осознавал смерть как искомое раскрепощение от мира и прорыв в бессмертие. Человек должен быть внимателен не на таком раскрепощении мира. Перед ним стоит идея изгнания зла мира здесь и сейчас. Естественно, это –мучительная ноша, и обнаруживается, что она не случайно досталась человеку.

Мысль о преодолении мира смертью неправомочна. И сознание, и мир представлены нам для жизни; наш долг –существовать в данном мире, преодолевая его зло. Речь идёт об отречении мира ради него же самого. Отречение же его ради смерти показывает восстание против плана о человеке и продиктовано присущий человеку высокомерием.

 

Литература:

 

1.                  Бердяев Н. А. Кризис современного мира. // Философия свободного духа. М., 1994.

2.                  Бодрин А. В. Проблемы взаимоотношений государства и церкви Российской империи в первой половине XVIII века // диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2008

3.                  Валеева Е. В. Образование как форма бытия // Идеи и идеалы. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 130–142.

4.                  Гринин Л. Е. Личность в истории: Современные подходы// История и современность, № 1, 2011.С.26

5.                  Гринин Л. Е. Личность в истории: Эволюция взглядов// История и современность, № 2, 2010.

6.                  Фандо Р. А. Социокультурный статус генетики человека // В сборнике: Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция, 2010 редколлегия: Ю. М. Батурин ответственный редактор, С. С. Илизаров, М. В. Мокрова, В. В. Абахова, Н. А. Ростовская. 2011. С. 178–181.

7.                  Фортунатова В. А. Качество жизни населения региона // Народонаселение. 2002. № 10. С. 152.

8.                  Хоружий. С. C. После перерыва. Пути русской философии. — М., 1992.

Основные термины (генерируются автоматически): история, XVIII-XIX, самое дело, роль личности, правовое государство, мир, личность, жизнь, гражданское общество, свобода выбора.


Похожие статьи

Права и свободы граждан как критерий формирования...

В самом деле, институты гражданского общества страдают коррумпированностью, бюрократизмом, криминалом.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, правовое государство, свобода человека, государство, местное...

Роль молодого поколения в формировании гражданского...

Проблемы формирования демократического, правового государства ставят на первое место задачу становления личности молодого человека как субъекта сознательной деятельности. Одним из составляющих элементов становления гражданского общества является правовая...

Значение прав и свобод человека и гражданина для развития...

Утвердившееся в огне буржуазных революций гражданское общество, сменившее

Однако права и свободы личности в современном мире не являются универсальным феноменом.

Он предписывает определенный образ жизни и далек от культивирования потребностей.

Взаимодействие государства и гражданского общества

Еще одним фактом единства общества и государства выступает создание и государственное обеспечение условий для самоопределения и самовыражения личности, его инициативы и свободы в выборе деятельности.

Базисные элементы формирования гражданского общества как...

Сам термин «гражданское общество» стал употребляться примерно в XVIII в., хотя

Роль гражданского общества может оцениваться как абсолютно положительная, что ведет к

В процессе демократизации общественной жизни происходит переход от свободы выбора в...

Гражданское общество современной России | Статья в сборнике...

Между гражданским обществом и правовым государством существует взаимозависимость, которая проявляется в гарантиях, даваемых государством, и участии гражданского общества во многих сторонах государственной жизни.

Формирование представлений о чести и достоинстве личности...

История политико-правовых учений под ред. А. Н. Хорошилова. М. 2001.

Роль молодежи в современных условиях развития общества.

Похожие статьи. Положительные девиации личности как фактор развития общества.

Социальное становление личности в гражданском обществе

Личность вступает в деятельные отношения, общение, осознает свою роль в социуме.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, личность, социализация личности, гражданская культура, интерес, общественная жизнь, отношение...

Права и свободы граждан как критерий формирования...

В самом деле, институты гражданского общества страдают коррумпированностью, бюрократизмом, криминалом.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, правовое государство, свобода человека, государство, местное...

Роль молодого поколения в формировании гражданского...

Проблемы формирования демократического, правового государства ставят на первое место задачу становления личности молодого человека как субъекта сознательной деятельности. Одним из составляющих элементов становления гражданского общества является правовая...

Значение прав и свобод человека и гражданина для развития...

Утвердившееся в огне буржуазных революций гражданское общество, сменившее

Однако права и свободы личности в современном мире не являются универсальным феноменом.

Он предписывает определенный образ жизни и далек от культивирования потребностей.

Взаимодействие государства и гражданского общества

Еще одним фактом единства общества и государства выступает создание и государственное обеспечение условий для самоопределения и самовыражения личности, его инициативы и свободы в выборе деятельности.

Базисные элементы формирования гражданского общества как...

Сам термин «гражданское общество» стал употребляться примерно в XVIII в., хотя

Роль гражданского общества может оцениваться как абсолютно положительная, что ведет к

В процессе демократизации общественной жизни происходит переход от свободы выбора в...

Гражданское общество современной России | Статья в сборнике...

Между гражданским обществом и правовым государством существует взаимозависимость, которая проявляется в гарантиях, даваемых государством, и участии гражданского общества во многих сторонах государственной жизни.

Формирование представлений о чести и достоинстве личности...

История политико-правовых учений под ред. А. Н. Хорошилова. М. 2001.

Роль молодежи в современных условиях развития общества.

Похожие статьи. Положительные девиации личности как фактор развития общества.

Социальное становление личности в гражданском обществе

Личность вступает в деятельные отношения, общение, осознает свою роль в социуме.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, личность, социализация личности, гражданская культура, интерес, общественная жизнь, отношение...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Права и свободы граждан как критерий формирования...

В самом деле, институты гражданского общества страдают коррумпированностью, бюрократизмом, криминалом.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, правовое государство, свобода человека, государство, местное...

Роль молодого поколения в формировании гражданского...

Проблемы формирования демократического, правового государства ставят на первое место задачу становления личности молодого человека как субъекта сознательной деятельности. Одним из составляющих элементов становления гражданского общества является правовая...

Значение прав и свобод человека и гражданина для развития...

Утвердившееся в огне буржуазных революций гражданское общество, сменившее

Однако права и свободы личности в современном мире не являются универсальным феноменом.

Он предписывает определенный образ жизни и далек от культивирования потребностей.

Взаимодействие государства и гражданского общества

Еще одним фактом единства общества и государства выступает создание и государственное обеспечение условий для самоопределения и самовыражения личности, его инициативы и свободы в выборе деятельности.

Базисные элементы формирования гражданского общества как...

Сам термин «гражданское общество» стал употребляться примерно в XVIII в., хотя

Роль гражданского общества может оцениваться как абсолютно положительная, что ведет к

В процессе демократизации общественной жизни происходит переход от свободы выбора в...

Гражданское общество современной России | Статья в сборнике...

Между гражданским обществом и правовым государством существует взаимозависимость, которая проявляется в гарантиях, даваемых государством, и участии гражданского общества во многих сторонах государственной жизни.

Формирование представлений о чести и достоинстве личности...

История политико-правовых учений под ред. А. Н. Хорошилова. М. 2001.

Роль молодежи в современных условиях развития общества.

Похожие статьи. Положительные девиации личности как фактор развития общества.

Социальное становление личности в гражданском обществе

Личность вступает в деятельные отношения, общение, осознает свою роль в социуме.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, личность, социализация личности, гражданская культура, интерес, общественная жизнь, отношение...

Права и свободы граждан как критерий формирования...

В самом деле, институты гражданского общества страдают коррумпированностью, бюрократизмом, криминалом.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, правовое государство, свобода человека, государство, местное...

Роль молодого поколения в формировании гражданского...

Проблемы формирования демократического, правового государства ставят на первое место задачу становления личности молодого человека как субъекта сознательной деятельности. Одним из составляющих элементов становления гражданского общества является правовая...

Значение прав и свобод человека и гражданина для развития...

Утвердившееся в огне буржуазных революций гражданское общество, сменившее

Однако права и свободы личности в современном мире не являются универсальным феноменом.

Он предписывает определенный образ жизни и далек от культивирования потребностей.

Взаимодействие государства и гражданского общества

Еще одним фактом единства общества и государства выступает создание и государственное обеспечение условий для самоопределения и самовыражения личности, его инициативы и свободы в выборе деятельности.

Базисные элементы формирования гражданского общества как...

Сам термин «гражданское общество» стал употребляться примерно в XVIII в., хотя

Роль гражданского общества может оцениваться как абсолютно положительная, что ведет к

В процессе демократизации общественной жизни происходит переход от свободы выбора в...

Гражданское общество современной России | Статья в сборнике...

Между гражданским обществом и правовым государством существует взаимозависимость, которая проявляется в гарантиях, даваемых государством, и участии гражданского общества во многих сторонах государственной жизни.

Формирование представлений о чести и достоинстве личности...

История политико-правовых учений под ред. А. Н. Хорошилова. М. 2001.

Роль молодежи в современных условиях развития общества.

Похожие статьи. Положительные девиации личности как фактор развития общества.

Социальное становление личности в гражданском обществе

Личность вступает в деятельные отношения, общение, осознает свою роль в социуме.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, личность, социализация личности, гражданская культура, интерес, общественная жизнь, отношение...

Задать вопрос