Библиографическое описание:

Еникеев А. А., Скрипко В. И. Актуальные философские проблемы XXI века: открытое будущее человечества // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1542-1545.



Философия сегодняшнего дня — это философия XXI столетия. Наш век считается продолжением стремительного научно-технического прогресса и революционных подходов во всех областях жизни, начатых еще в прошлом столетии. С момента первого полета человека в космос и до сегодняшнего дня человечество находится в непрерывном интеллектуальном, культурном, социальном и технологическом развитии. Ученые ставят многочисленные эксперименты, изобретают новые технологии, облегчающие жизнь человека. Психологи и социологи со всего мира рассматривают как преимущества, так и недостатки роста и развития человечества в техническом плане. Обильные предложения товаров и услуг на внешнем и внутреннем рынке способствовали как расширению территорий и установлению новых контактов, так и открыли человечеству новые горизонты развития его возможностей. При этом все чаще отмечаются такие негативные аспекты, как чрезмерное потребление, повышенный спрос на материальные блага и комфорт, падение спроса на духовное развитие. Морально-нравственные ориентиры изменяются, и кажется, что места философским проблемам в мире потребления и развития технологий нет [7].

Можно ли считать философию наукой, которая была актуальна лишь во времена Канта, Гегеля и других представителей классической немецкой школы философии или же она остается актуальной и сегодня? Такой вопрос стоит рассматривать с как с позиции мировоззрения современного человека, так и с позиции самого понятия философии. Данную науку классифицируют как нематериальную, и потому речь в ней идет не о роли и значении «предметного» благополучия. Слово философия переводится как «любовь к мудрости». Мудрость — это то, что приобретает человек, пройдя через определенный жизненный опыт и испытания. Мудрость не трактуется как доступная всем универсальная ценность, мудрость возможна лишь в том случае, если человек изначально стремится к ней. Для определения своего места (топоса) относительно философского процесса современности, важно учитывать характеристики дискурсивного пространства философии и уметь выражать свою позицию, точку зрения, топос мысли [2].

В различные периоды своего развития человечество стремилось к познанию и совершенствованию как своего образа жизни, так и своего внутреннего мира. Если материальные блага определялись как фундамент жизни, то духовные ценности являлись проблемой морально-нравственного развития, этики и философии. Понятие философии соотносится с понятием мировоззрения, мудрости, жизненной позиции, образа мысли. Согласно общепринятому определению, философия — одна из форм общественного сознания — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Во многом философия занимается проблемами и вопросами бытия человека, смыслом этого бытия, назначением, анализом и оценкой непредметных явлений и событий. Из одной эпохи в другую переходили общие понятия и постулаты философии, считающиеся образцом совершенства духа, гармонии разума и тела. Такие философские течения, как постмодерн, постмарксизм, гендерная философия, глобализм, обладают всеми чертами, которые объединяют в себе тенденции развития человечества, перемену взглядов, принципов и приоритетов своего благосостояния. Некоторые исследователи говорят даже о своеобразном «забвении присутствия», которое является синдромом современного состояния мыслящего субъекта [3]. В этом смысле многообразие философских направлений современности может только помешать поиску уникальности и идентичности человека.

Если классическая немецкая и другие философии опирались на поиски взаимосвязи сознания, бытия, потребностей, моральных принципов, то современная философия стремится разрешать проблемы «перенасытившихся» избыточным комфортом и количеством предлагаемых современным миром услуг, проблемы, связанные с новым мышлением, диаметрально противоположным мышлению предков. Кроме того, проблема философии также связана с дисбалансом и дисгармонией, вызванной у человека искусственно навязанными требованиями экономики, политики, социума. Прежние философские школы рассматривали человека в его среде обитания, воспринимая его как индивидуума, которому присущи как черты психической эволюции, так и деградации. Сегодня в духе постмодернизма говорят лишь о множестве жанров философствования, стилей мышления, способов текстопорождения [6]. Философия теперь существует не как реальная практика преобразования окружающего мира, но лишь в качестве совокупности текстов, множество которых требует упорядочения и выбора способа чтения [5].

Мир стал другим — об этом говорят все средства передачи информации, явления природы и события в жизни социума на всей планете, видоизменения которой необратимы по ряду причин. От плуга и мотыги мы перешли к компьютерной технике, телефонам, телевизорам и другим предметам, назначение которых — экономия отсутствующего времени. Экономию отсутствующего времени можно понимать как вихрь скоротечных событий, которые не дают человеку ни секунды на самосозерцание и осмысление происходящего. Таким к нам пришло XXI столетие. Современные технологии философского мышления носят ярко выраженный «гипертекстовый» характер, поскольку предполагают нелинейную, ризоматическую структуру организации знания [1]. Наступила эпоха феноменально быстрого течения времени, сумасшедших потрясений и космической скорости инновации. Сегодня человечество страдает от переизбытка информации и недостатка времени. Обилие возможностей привело к замкнутости и растерянности многих индивидуумов, что является серьезной психологической и философской проблемой нашего века.

Двадцатое столетие ознаменовалось двумя страшными Мировыми Войнами, наследство которых досталось нам сегодня. В период войны человек проявляет свои качества в полном мире, и вновь проблема самого человека становится главенствующей. Если раньше философия говорила о том, что есть человек, то сегодня философия рассуждает с позиции соотношения человека и техники. Как техника влияет на человека и человек на технику? Главным вопросом становится доминирование одного над другим. Какое доминирование актуальнее? Можно ли сказать, что философия человека-творца на сегодняшний момент превращается в философию человека-раба? Раба собственных творений? Отчасти это так, потому что, если взглянуть вокруг, можно наблюдать зависимость людей от научно-технического прогресса абсолютно в каждой сфере его деятельности.

Философские проблемы двадцать первого столетия заключаются в поиске человека и его личности в сетях Всемирной Паутины, которая опутала земной шар с целью предоставлять информацию, и при этом забирать в свои сети ежеминутно все больше людей. Так же стоит подчеркнуть, что массовое потребление товаров и услуг привели к затруднениям при ответе на вопрос: «Зачем?» Мы все же можем наблюдать некоторые аспекты философии прошлых веков — вопросы религии, самореализации, духовных исканий. Сегодня религия для многих людей остается источником умиротворения, успокоения и надежности, и актуальность свою не теряет, хотя все больше скептиков и атеистов возникает на фоне стремительно развивающейся науки, доказывающей тезисы и теоремы от противного. Философия находится в затруднительном положении, стремясь найти человека в том, в чем искала его раньше — среде обитания человека-познавателя, человека-искателя. Сегодняшняя гипертрофированная форма познания во многом наносит вред, так как понятийная сфера трактуется зачастую неверно ввиду многообразия ее определений. Это многообразие вызвано обилием доступной информации, которая не усваивается головным мозгом в полной мере, или сжимается до очень конспектированной формы [См. 7].

Требования к личности двадцать первого столетия настолько высоки, что теперь философии необходимо разрешить еще одну проблему — дисгармонию естественного стремления человека к комфортному выполнению своих изначальных природных функций (деторождение, построение семьи, охрана здоровья) и искусственных принципов успешной жизни (многочасовая работа, деньги, карьера, потребление). На фоне данного дисбаланса человек теряет ориентиры — требования к нему настолько высоки, что соответствовать им становится очень трудно. Нарушены традиции философии, заложенные еще в XIX столетии, учеными России и Европы — человека и природа как единое целое.

В двадцать первом веке философия рынка доминирует над другими философиями в силу глобального экономического развития, периодически обращающегося в кризис. Рэй Брэдбери, известный американский писатель-антиутопист, говорил о том, что все мечты заканчиваются падением доллара на бирже. Человека периодически выводят из строя понятия девальвация, рост, деноминация, кризис. Сосредоточившись на контроле финансового состояния, человек забывает о том, что духовное развитие не менее важно. Философия сталкивается лицом к лицу с деморализацией человека на фоне информационной войны, блокады, цель которых — столкновение интересов, идеологий, истребление невыгодных мировому сообществу точек зрения.

Таким образом, можно сделать вывод, что духовные и философские проблемы двадцать первого столетия на фоне развития человечества в техническом, научном и экономическом плане во многом связаны с психологическим и психическим состоянием и общим настроением мирового сообщества, завышенным требованиям к личности, сложности осуществления выбора и реализации поставленных целей на фоне информационного перегруза, избыточности товаров и услуг, направленных на человека как на потребителя и источника финансовых средств. Философия актуализируется в рамках тех прав и свобод, которые имеет человек на сегодняшний день. Задачи, которые должна поставить перед собой философия XXI столетия, могут быть заключены в поиске решении проблемы психологического дискомфорта человека, попытке обратить его вновь к природным корням, отставив на задний план классический стиль урбанистической жизни, в которой человек скрывается от собственного предназначения. Общество должно создать такие условия жизни, при которых будет соблюдаться баланс духовного и материального, и все нематериальное будет расцениваться как часть личности человека, иметь равноценное значение, поддерживаться и поощряться философскими учениями двадцать первого столетия [4].

Литература:

  1. Еникеев А. А. Гипертекст в пространстве современного социально-гуманитарного дискурса: проблема философского обоснования // Гипертекст как объект лингвистического исследования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Самара: ПГСГА, 2010, с.43–46.
  2. Еникеев А. А. Методология топологической аналитики в социально-гуманитарном дискурсе ХХ века (Исторический экскурс и постановка проблемы) // Культурная жизнь Юга России № 3(54), 2014, с.34–36.
  3. Еникеев А. А. Забвение присутствия как проблема современных исследований в социально-гуманитарных науках // Модернизация гуманитарного и художественного образования: инновационные стратегии развития. Материалы Международной научно-практической конференции. Ч.1. — Краснодар: КГУКИ, 2014, с.198–203.
  4. Трансгуманизм и контуры будущего человечества / А. А. Еникеев, Д. И. Шевченко // Молодой ученый: Вызовы и перспективы: сборник статей по материалам IX Международной научно-практической конференции. — № 7(9). — М., Изд. «Интернаука», 2016, с.332–336.
  5. Еникеев А. А. Хрестоматия как жанр философского текста: проблема выбора чтения / А. А. Еникеев, Д. О. Баранов // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории: сборник статей по материалам XLIX Международной научно-практической конференции. — № 4(44). — М.: Изд. «Интернаука», 2016, с.62–67.
  6. Многообразие жанров философского дискурса. Коллективная монография. Учебное пособие / под ред. д.ф.н., проф. Плотникова В. И. — Екатеринбург: Российское философское общество; Межвузовский центр проблем непрерывного гуманитарного образования при Уральском государственном университете им. А. М. Горького; Банк культурной информации, 2001. — 276с.
  7. Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: монография / под общей ред. проф. О. И. Кирикова. — Книга 15. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — 485с.
Основные термины (генерируются автоматически): первого столетия, Международной научно-практической конференции, философия xxi столетия, развития человечества, первого полета человека, вопросами бытия человека, мировоззрения современного человека, позиции соотношения человека, материальные блага, тенденции развития, научно-технического прогресса, естественного стремления человека, жизнь человека, психологического дискомфорта человека, часть личности человека, сегодняшнего дня, идентичности человека, фоне развития человечества, тенденции развития человечества, поиске человека.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос