Труд в XXI столетии: особенности развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 23.02.2016

Статья просмотрена: 3645 раз

Библиографическое описание:

Зубов, В. А. Труд в XXI столетии: особенности развития / В. А. Зубов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 957-961. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26732/ (дата обращения: 25.04.2024).



Труд, как основание человеческой жизни, выступает важным фундаментом как для богатства национальных экономик, так и для богатства человеческих жизней. Из 7,3 млрд. населения планеты около 3,4 млрд. являются работниками, рабочей силой, которая ежесекундно производит блага, необходимые для функционирования и развития общества. Мировая рабочая сила в современном общественном производстве распределена следующим образом: сельское хозяйство — 34,7 %, промышленность — 22,3 %, услуги — 43 %. Однако в развитых странах сфера услуг доминирует в структуре производства. Так, в странах ЕС сфера услуг составляет около 73 %, в России — около 63 %., в Японии — 71 %. Безработные составляют 8 процентов от всех работников мира. Но если в ряде стран число безработных составляет несколько процентов от трудоспособного населения (Катар, Монако, Сингапур, ряд небольших островных государств — остров Мэн, Фарерские и Сейшельские острова), то в ряде стран показатель безработицы составляет 25 и выше процентов от всех работников страны (Греция — 25.8 %, ЮАР — 25,9 %, Афганистан — 35 %, Непал — 46 %, Джибути — 60 %) [1]. Выше перечисленное актуализирует внимание к феномену труда и к его изменениям в 21 столетии. Отметим, что концептуально труд в научных исследованиях рассматривается чаще в экономических категориях, чем в категориях человеческого развития. Однако во все эпохи труд был глубинным фактором, который формирует мировоззрение человека, его материальное и духовное благополучие. Проблема изучения труда в научной литературе остается тематически разрозненной в отраслях гуманитарного знания. Новые социальные реалии (глобализация, становление нового мирового порядка, экономический кризис, новый тип работника и его ценностная картина мира) обусловили необходимость осмысления особенностей труда. Действительно, в современном мире исследование проблем труда, его особенностей и тенденций развития приобретает особую актуальность через ряд принципиально новых обстоятельств. Трансформация труда в современной культуре вызвана глобальными изменениями в системе производства общественных благ и услуг, виртуализацией социальности, усложнением и обогащением человеческого капитала.

Отметим, что у истоков теории труда стоят такие выдающиеся теоретики, как М. Вебер, Е.Дюркгейм, Ф.Кенэ, К.Маркс, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэй, А.Смит, А.Тюрго, Й.Шумпетер. Фундаментальные теоретические аспекты по проблемам труда нашли свое отражение в работах Н. Алексеевой, А. Ашкерова, С. Батищева, Л. Белова, И. Буяна, В. Врублевского, Е. Герасимова, С. Григорьева, А. Гогиашвили, А. Здравомыслова, В. Зотова, Н. Иванова, С. Товмасяна, В. Фофанова, И. Чангли, Ф. Щербака, Е. Юдина. Проблематику социально-психологической специфики труда индивидуума, особенности черт характера работника, мотивацию трудовой деятельности человека успешно исследовали Дж. Аткинсон, А. Маслоу, Д. Мак-Клелланд. Специфика труда как социокультурного феномена жизнедеятельности общества и человека в условиях глобализации комплексно исследована в работах Н.Гнилицкой [2]. Анализ эволюции формы и содержания труда в 21 столетии представлен в работе М.Волошина, И.Семченко, В.Гашкова [3]. Интересный и обстоятельный анализ современных проблем дан в докладе ООН «Труд во имя человеческого развития» [4]. Опираясь на наработки выше перечисленных исследований, рассмотрим сущность и содержание концепта «труд», сформулируем особенности развития труда в 21 столетии.

Отметим, что понятия «труд» следует толковать как процесс сознательной целесообразной деятельности людей по преобразованию и приспособлению предметов природы для удовлетворения своих потребностей и интересов. Труд выступает средством самовыражения и самоутверждения личности, инструментом реализации ее опыта, интеллектуального и творческого потенциала, нравственного достоинства. Представление о труде должно выходить за рамки понятия «рабочее место». Содержание, форма и направленность труда определяются как объективными, так субъективными факторами. Объективными факторами труда являются: исторические условия функционирования общества, потребности и интересы людей; уровень развития общественного производства; наличие природных ресурсов, вовлеченность региона в определенный сектор мирового разделения труда; структура общественного производства и трудовой занятости; влияние глобализации на характер труда, реальные условия труда и жизни работника; уровень образования и профессиональной компетентности работника. Ксубъективным факторам труда можно отнести сознание, духовный мир человека, его профессиональную подготовку, знание, умение и навыки производственной деятельности; социальный опыт, уровень трудовой культуры, а также его мировоззренческие ориентации и волевые качества, креативность мышления, талант и способности, степень образованности и воспитанности; способность к длительному духовному, нравственному и физическому напряжению в процессе труда; степень реализации свободы и творческого потенциала; ценностные ориентации трудовой активности личности. Атрибутами труда является производство общественных благ и услуг, технико-технологический комплекс, активность человека, потребности, интересы, воля социального субъекта, дисциплина. Следует выделить концепты «содержание» и «форма» труда. Обе характеристики труда изменчивы и отражают его социально- исторический дискурс. Факторами изменения труда выступают как новации в средствах труда, в технико-технологическом комплексе его реализации, так и потребности, ценности, цели, «целесообразная воля», возможности общества и человека. Эпоха модерна акцентировала внимание на труде «производящем», итогом которого выступало производство товаров и услуг. Постмодернизм обратил внимание на то, что «…труд — также и в форме досуга — заполняет все нашу жизнь как фундаментальная репрессия и контроль, как необходимость постоянно чем-то заниматься во времени и в месте, предписанных вездесущим кодом. Люди всюду должны быть приставлены к делу — в школе, на заводе, на пляже, у телевизора или же при переобучении: режим постоянной всеобщей мобилизации. Но подобный труд не является производительным в исходном смысле слова: это не более чем зеркальное отражение общества, его воображаемое, его фантастический принцип реальности. А может, и влечение к смерти» [5]. Расширяется масштаб социального бытия труда, подчеркивается его симулятивный характер. Производство сводится к копированию или тиражированию. Современный труд почти полностью регулируется рынком. То есть, реальность не просто конвертируется рынком/обменом, но и полностью освоена им и «вобрана». Труд оказывается подчиненным глобальным ценовым трендам, игре социальных субъектов. В развитии труда просматривается идея повторяемости как некий «возврат» к модерну или традиционализму, что также не лишено смысла, поскольку позволяет провести параллели с ницшеанским концептом «вечного повторения».

Проанализировав концепт «труд», рассмотрим основные особенности современного труда. Так, основной особенностью развития труда в 21 веке выступают интеллектуализация труда (в условиях становления «экономики знаний»), усиление креативной и инновационных составляющих труда для решения нестандартных задач, усложнение его форм и видов. Так называемая «интеллектуальная экономика» превращает человека в главную производительную силу общества, а его творческий потенциал — в капитал, от объема и качества которого, в первую очередь, зависит социально-экономический прогресс. Развертывание 4-й промышленной революции меняет рынок труда и структуру занятости. Если третья промышленная революция лишила рабочих мест многих мастеров, то четвертая грозит уволить следующую волну специалистов, которые мониторят сейчас работу станков и компьютеров. Новая промышленная революция даст возможность устройствам взаимодействовать без вмешательства человека. Рост производительности труда остро ставит вопрос о трудоустройстве высвобождающихся сотен тысяч рабочих с заводов предыдущих поколений. В новых интеллектуальных производствах «умные» роботы и интеллектуалы-работники будут играть первостепенную роль. Четвертая промышленная революция — способ производства, основанный на смешении технологий физического, цифрового и биологического мира, который создает новые возможности. Эта революция обусловлена достижениями в области искусственного интеллекта, робототехники, нанотехнологий, автономных транспортных средств, 3-D печати, аддитивных технологий производства и ряда других. Следует отметить скорость, с которой происходят перемены, их размах и системный характер последствий. Современное общество ориентирует человека на творческую реализацию ее потенциала в труде, но не всем предоставляет достаточных ресурсов для этого. Через творчество формируются также новые стратегии и модели жизни, нравственные ценности, индивидуальные объекты поклонения и идеалы, форматы креативности личности. Креативный работник выступает автором новых артефактов культуры. Реализация человеком своего потенциала сталкивается с необходимостью преодолевать устоявшиеся экзистенциальные преграды, по-новому в некоторых моментах идентифицировать себя, отличаясь в этом от установок окружающей группировки. Креативный человек реагирует на новые условия и вызовы времени, осознает новое в бытии, развивает свою способность к созданию нового ряда событий и вещей, осуществляет в своих социальных практиках инновационные стартапы. Креативная личность в значительной мере обусловлена своими возможностями и горизонтом мировоззренческой свободы. Принадлежность к креативному классу определяется направленностью человека к самореализации себя в определенном социальном пространстве, волей к познанию и творчеству, стремлением к оригинальности повседневного бытия. Креативность предполагает разработку индивидом комплекса адаптивных и индивидуальных стратегий жизнедеятельности, в том числе и в трудовой сфере. Движущей силой развития социума в 21 столетии становится человеческая креативность, которая играет ключевую роль в экономике и обществе. Творческая деятельность — отличительная черта человека как вида — на современном этапе приобретает невиданный размах. Креативность — способность создавать социально значимые новые формы — превратилась в основной источник конкурентного преимущества. В современном бизнесе доступ к талантливым и креативным профессионалам приблизительно такой же, как был когда-то доступ к углю и железной руде в сталелитейной промышленности. Ими определяется, где будут возникать и развиваться компании, что они будут производить и на кого рассчитана производимые товары и услуги. Ядро креативного класса составляют люди, занятые в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания. Кроме ядра, креативный класс включает также большую группу креативных специалистов, работающих в бизнесе и финансах, праве, здравоохранении и смежных областях деятельности. Эти люди занимаются решением сложных задач, для чего требуется значительная независимость мышления и высокий уровень образования и человеческого капитала. Все представители творческого класса — будь то художники или инженеры, музыканты или специалисты по вычислительной технике, писатели или предприниматели — разделяют общий творческий этос, для которого важны креативность, индивидуальные особенности и личные заслуги. Для тех, кто относится к креативному классу, все аспекты и все проявления креативности — технологические, культурные и экономические — взаимосвязаны и неразделимы [6, c.5]. Эпоха креативности имеет свои проблемные стороны. В отсутствии крупных предприятий, гарантирующих стабильность, положение человека становится куда более рискованным, чем у рабочих и корпоративных служащих организационной эпохи. На работе и дома креативный человек часто испытывает сильный эмоциональный и психологический стресс. Жизнь современного человека наполнили технологии, которые должны были освободить его от рутинной работы. Креативный труд все больше востребован рынком и постепенно по-новому сегментирует рынок труда и общество. Действительно, никогда не было худшего времени, чем сейчас, для работников с заурядными умениями и способностями.

Следующей особенностью труда в 21 веке выступает широкое распространение таких форм труда как фрилансинг, труда как самоорганизованной человеком свободной трудовой деятельности, труда остарбайтеров и тому подобное. Будучи вне штата какой-либо компании, фрилансер может одновременно выполнять заказы для разных клиентов. Фрилансер чаще всего сам предлагает свои услуги через интернет и социальные сети (онлайн-работа). Фриланс особенно распространен в таких областях деятельности, как журналистика (и другие формы деятельности, связанные с написанием текстов), юриспруденция, компьютерное программирование, архитектура, дизайн во всех его проявлениях (реклама, веб-дизайн, дизайн интерьера и т. д), перевод, фото- и видеосъемка, разного рода экспертная и консультационная деятельность, бытовые услуги и тому подобное. Рынок фриланс услуг в настоящее время уже достаточно развит в Западной Европе и США и стремительно развивается в России и Украине.Развитие современного общества обусловило широкое распространение и таких видов труда как труд по уходу, волонтерский труд и социальное предпринимательство, каждый из которых способствует обогащению жизни человека и социума. Так, социальные предприниматели — это идейные люди, преданные делу решения социальных проблем, и они создают безубыточные, бездивидендные компании (где вся прибыль реинвестируется обратно в фирму), которые стремятся быть самодостаточными в финансовом отношении и приносить максимальную социальную пользу. В целом, можно констатировать, что характерными чертами нового типа работника выступают: ориентация на выполнение новых ролей — организатора собственного дела, создателя новой технологии удовлетворения общественных потребностей; способность ориентироваться на рынок, компетентность, готовность постоянно учиться, повышать свой профессиональный уровень; признание необходимости знать иностранные языки и осваивать новые технико-технологические разработки; способность выдерживать конкуренцию; творческое отношение к труду, инновационное мышление.

Особенностью современного труда выступает и его глобализация. Глобализация объединяет отдельных работников и целые предприятия в единые глобальные сети благодаря аутсорсингу и глобальным производственно-сбытовым цепочкам. Компании переводят некоторые свои функции и определенные виды деятельности в другие страны, где производственные затраты ниже, либо передают их на субподряд, либо делают и то и другое одновременно. Например, штатными работниками корпорации Apple являются только 63 тыс. из 750 тыс. людей, которые проектируют, продают, производят и собирают ее продукцию во всем мире [4]. Глобализации труда способствует Интернет. Так, наряду с промышленным интернетом и традиционным Internet of Things, имеет место все более широкое использование интернета в других отраслях жизнедеятельности общества и активности человека — в сфере торговли, образования, медицинского и сервисного обслуживания, в быту современного человека. Особенно это характерно для городов, для которых на базе интернета будет формироваться вся инфраструктура с социально-эффективнымитранспортными, информационными, деловыми и другими жизненно необходимыми для полноценного фукционирования системами. Глобализация труда усиливает требования к качеству труда. В новом мире труда работники должны быть более гибкими и адаптивными, а также готовыми к переподготовке, перемещению и пересмотру условий работы. Им требуется также уделять больше времени поиску новых благоприятных возможностей. Характерной является тенденция выделения значительных средств на постоянное «доучивание», повышение квалификации людей на протяжении всей их жизни в соответствие с требованиями современного рынка труда и корпоративных стандартов. Спрос на определенный вид труда определяется спецификой той или иной социокультурной системы, государственной политикой, размерами инвестиций, масштабам теневой экономики, глобальными тенденциями в политико-экономическом развитии мирового сообщества.

Такие факторы, как дискриминация и насилие, препятствуют установлению положительных связей между трудом и человеческим развитием. Некоторые виды труда, такие как детский труд, подневольный труд и использование рабочей силы в рамках торговли людьми, вредят человеческому развитию, представляя собой серьезные нарушения прав человека [4]. Социально-конструктивный эффект труда проявился в том, что люди стали дольше жить, больше детей ходить в школу, и все большее число людей теперь имеют доступ к чистой питьевой воде и базовым санитарно-гигиеническим условиям. Доход на душу населения растет в большинстве стран мира, но разрыв между богатыми и бедными остается значительным. Более разнообразной и качественной становится связь людей из разных стран, культур и разных слоев общества между собой благодаря цифровой революции и мобильности населения. Отвечающий наклонностям и способностям человека труд наполняет его жизнь чувством собственного достоинства и дает ему возможность полноценно участвовать в жизни общества. Труд позволяет людям зарабатывать средства к существованию, обеспечивает его уверенностью в завтрашнем дне. Однако развитию труда препятствуют экономическая и политическая нестабильность в мире и регионе, военные конфликты, изменения климата и экологические кризисы, неравенство, нищета части населения, возрастание масштабов миграции и безработицы. Если использование трудового потенциала всех людей будет осуществляться на основе гуманных стратегий и политики сотрудничества, то прогресс человечества, несомненно, ускорится, а дефицит человеческого развития сократится.

Итак, труд является экзистенциальной характеристикой человеческого бытия, процессом инструментального преобразования окружающей среды с целью создания общественных благ и услуг, которые востребованы социумом. Трудовая деятельность каждого отдельного человека зависит от его места в обществе, от условий его труда, от социальной оценки определенного вида труда. Процесс развития трудовых сил личности осуществляется тем полнее и активнее, чем шире и разнообразнее ее связь с природой и обществом. На поведение человека в трудовой деятельности, на формирование отношения к труду влияет совокупность экономических, политических, религиозных, этических, технических, физиологических, экологических и других факторов, которые стимулируют или сдерживают трудовые усилия человека. Особенностями труда в 21 столетии являются интеллектуализация, глобализация и виртуализация труда; возрастание мобильности и масштабов фрилансинга, спроса на креативный труд.

Литература:

  1. Word/WorldFactbook/ — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/resources/the-world-factbook/geos/xx.html/
  2. Гнилицкая Н. Труд как социокультурный феномен / Н. Гнилицкая // Гуманітарний вісник Запорізької державної академії. –– Запоріжжя 2009. –– Вип. 37. –– С. 234–238.
  3. Волошин М. Ю. Труд в ХХ1 веке: эволюция формы и содержания// Волошин М. Ю., И. В. Семченко, В. В. Гашков // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. –Выпуск № 2 (97). –Том 15. — 2011. — С.243–247.
  4. Труд во имя человеческого развития // Доклад ООН о человеческом развитии 2015// — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr15_standalone_overview_ru.pdf
  5. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть: Перевод и вступительная статья Зенкин С. Н. / Жан Бодрийяр. — М.: «Добросвет» 2000–387 с.
  6. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида. — Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005. — 421с.
Основные термины (генерируются автоматически): труд, человеческое развитие, вид труда, креативный класс, промышленная революция, современный труд, творческий потенциал, услуга, креативный труд, креативный человек.


Похожие статьи

Художественный ручной труд в системе дополнительного...

Развитие и формирование творческих способностей детей — актуальная проблема современной педагогики, решение которой имеет исключительное значение для воспитания активной творческой личности.

Ценность труда в современном российском обществе

Под трудом обычно понимается «целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ» [3, с. 156].

В.Иноземцев отмечает: «Преодоление эксплуатации… выступает оборотной стороной замещения труда творческой деятельностью»...

Художественный труд в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Основными направлениями в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ручной труд являются: развитие воображения и развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Творческое развитие учащихся на уроках технологии

Ключевые слова: творческие способности, развитие, процесс, творчество, особенности, потенциал, креативность, методы, деятельности, внимание, творческие

Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения...

Формирование технологической культуры как основа развития...

культуры труда; осуществление допрофессиональной и профессиональной подготовки по их желанию и с учетом индивидуальных возможностей [3].

Особое место занимает проблема формирования технологической культуры как основы развития творческого потенциала...

Как и зачем развивать творческие способности учащихся...

Творческим людям интересно жить, их интересуют различные сферы человеческой жизни, разные науки и

Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной...

Художественный ручной труд в системе дополнительного...

Развитие и формирование творческих способностей детей — актуальная проблема современной педагогики, решение которой имеет исключительное значение для воспитания активной творческой личности.

Творческий потенциал современной российской студенческой...

Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие

«Поверьте, в каждом из нас дремлет огромный творческий потенциал способностей и талантов.

Ценность труда в современном российском обществе

Под трудом обычно понимается «целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ» [3, с. 156].

В.Иноземцев отмечает: «Преодоление эксплуатации… выступает оборотной стороной замещения труда творческой деятельностью»...

Развитие творческих способностей детей на уроках технологии...

Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет смысл организовать работу

Похожие статьи. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии.

Художественный труд в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Основными направлениями в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ручной труд являются: развитие воображения и развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Развитие творческой активности студентов в условиях...

Под творческой активностью понимается способность к реализации собственных креативных усилий в учебной и профессиональной деятельности в соответствии с

Именно такая форма организации урока имеет большой потенциал для развития творческой активности студентов.

Творческое развитие учащихся на уроках технологии

Ключевые слова: творческие способности, развитие, процесс, творчество, особенности, потенциал, креативность, методы, деятельности, внимание, творческие

Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения...

Формирование технологической культуры как основа развития...

культуры труда; осуществление допрофессиональной и профессиональной подготовки по их желанию и с учетом индивидуальных возможностей [3].

Особое место занимает проблема формирования технологической культуры как основы развития творческого потенциала...

Как и зачем развивать творческие способности учащихся...

Творческим людям интересно жить, их интересуют различные сферы человеческой жизни, разные науки и

Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной...

Творческий потенциал современной российской студенческой...

Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие

«Поверьте, в каждом из нас дремлет огромный творческий потенциал способностей и талантов.

Развитие творческих способностей детей на уроках технологии...

Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет смысл организовать работу

Похожие статьи. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии.

Развитие творческой активности студентов в условиях...

Под творческой активностью понимается способность к реализации собственных креативных усилий в учебной и профессиональной деятельности в соответствии с

Именно такая форма организации урока имеет большой потенциал для развития творческой активности студентов.

Похожие статьи

Художественный ручной труд в системе дополнительного...

Развитие и формирование творческих способностей детей — актуальная проблема современной педагогики, решение которой имеет исключительное значение для воспитания активной творческой личности.

Ценность труда в современном российском обществе

Под трудом обычно понимается «целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ» [3, с. 156].

В.Иноземцев отмечает: «Преодоление эксплуатации… выступает оборотной стороной замещения труда творческой деятельностью»...

Художественный труд в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Основными направлениями в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ручной труд являются: развитие воображения и развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Творческое развитие учащихся на уроках технологии

Ключевые слова: творческие способности, развитие, процесс, творчество, особенности, потенциал, креативность, методы, деятельности, внимание, творческие

Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения...

Формирование технологической культуры как основа развития...

культуры труда; осуществление допрофессиональной и профессиональной подготовки по их желанию и с учетом индивидуальных возможностей [3].

Особое место занимает проблема формирования технологической культуры как основы развития творческого потенциала...

Как и зачем развивать творческие способности учащихся...

Творческим людям интересно жить, их интересуют различные сферы человеческой жизни, разные науки и

Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной...

Художественный ручной труд в системе дополнительного...

Развитие и формирование творческих способностей детей — актуальная проблема современной педагогики, решение которой имеет исключительное значение для воспитания активной творческой личности.

Творческий потенциал современной российской студенческой...

Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие

«Поверьте, в каждом из нас дремлет огромный творческий потенциал способностей и талантов.

Ценность труда в современном российском обществе

Под трудом обычно понимается «целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ» [3, с. 156].

В.Иноземцев отмечает: «Преодоление эксплуатации… выступает оборотной стороной замещения труда творческой деятельностью»...

Развитие творческих способностей детей на уроках технологии...

Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет смысл организовать работу

Похожие статьи. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии.

Художественный труд в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Основными направлениями в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ручной труд являются: развитие воображения и развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Развитие творческой активности студентов в условиях...

Под творческой активностью понимается способность к реализации собственных креативных усилий в учебной и профессиональной деятельности в соответствии с

Именно такая форма организации урока имеет большой потенциал для развития творческой активности студентов.

Творческое развитие учащихся на уроках технологии

Ключевые слова: творческие способности, развитие, процесс, творчество, особенности, потенциал, креативность, методы, деятельности, внимание, творческие

Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения...

Формирование технологической культуры как основа развития...

культуры труда; осуществление допрофессиональной и профессиональной подготовки по их желанию и с учетом индивидуальных возможностей [3].

Особое место занимает проблема формирования технологической культуры как основы развития творческого потенциала...

Как и зачем развивать творческие способности учащихся...

Творческим людям интересно жить, их интересуют различные сферы человеческой жизни, разные науки и

Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной...

Творческий потенциал современной российской студенческой...

Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие

«Поверьте, в каждом из нас дремлет огромный творческий потенциал способностей и талантов.

Развитие творческих способностей детей на уроках технологии...

Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет смысл организовать работу

Похожие статьи. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии.

Развитие творческой активности студентов в условиях...

Под творческой активностью понимается способность к реализации собственных креативных усилий в учебной и профессиональной деятельности в соответствии с

Именно такая форма организации урока имеет большой потенциал для развития творческой активности студентов.

Задать вопрос