«Классическая философия отличалась строгой приверженностью традиционной проблематике, рассматриваемой с универсалистских позиций. Метафизика занималась исследованием сущего, исследованием истины и бытия. Ее мало волновало прикладное значение метафизических принципов и исследований. Современная философия, наоборот, поставила проблему человека в тесной связи с его повседневной жизнью, которая, разумеется, охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности. Поэтому современная философия «вышла из берегов» философии на широкое поле современной культуры…» [2, c.7]
Действительно, в т. н. «неклассической» философии конца XIX — начала ХХ века, в отличие от всех предыдущих философских систем, на первый план выводится субъективность, понимаемая как способность каждого человека видеть мир по-своему, по-своему понимать и трактовать его, а также и проявлять себя в мире уникальным, индивидуальным образом. Это — главная особенность неклассической философии, доминировавшая на всем протяжении ХХ века и остающаяся одним из ведущих трендов современной философской мысли.
Классическую философию на всем протяжении ее истории интересовали в первую очередь традиционные метафизические вопросы — организация и функционирование окружающего мира, проблемы его реальности и познаваемости и т. д. Ее отличали стремление «объяснить» мир, рассматриваемый как объект, склонность к абстрактному теоретизированию. Т.н. «неклассическая» философия, сформировавшаяся на рубеже XIX-ХХ столетий, переносит акцент на субъект — на конкретного человека, личность, индивидуальность, на его индивидуальное и уникальное восприятие каждого конкретного момента собственного существования. Это очень ярко проявилось, например, в феноменологического подхода Эдмунда Гуссерля, ставшего главной методологической парадигмой для многих философских течений ХХ века. Гуссерль говорит о необходимости изменения всего строя западного философского мышления, которое было и до сих пор находится в кризисе — в результате противостояния между современным подходом, который Гуссерль называет «объективистским физикализмом», и более адекватным человеческой природе «трансцендентным субъективизмом», который выступал идеалом философствования античных и ренессансных мыслителей и к возрождению которого призывает Гуссерль.
В числе важнейших философских направлений ХХ века называют экзистенциализм, подход которого к проблеме человека во многом близок феноменологическому. Человек, его «существование» и «сущность», его индивидуальность и свобода оказываются в центре внимания экзистенциализма. Так, знаменитый слоган Ж.-П.Сартра «Экзистенциализм — это гуманизм» послужил не только заглавием одной из его лекций, но и девизом всего философского течения. Экзистенциальная философия, утверждает Сартр, есть в первую очередь философия гуманистическая, поскольку превыше всех ценностей ставит человеческую свободу.
Еще одно очень авторитетное течение ХХ века — психоанализ. Он зародился как психологическое и психотерапевтическое учение, но его главное открытие — о доминировании в человеческой жизни и деятельности бессознательных и иррациональных мотивов — обусловило огромный философский потенциал данного направления. Согласно Фрейду, сознательное «Я» (Ego) в индивидуальной психике на всем протяжении индивидуального развития оказывается «зажато» между инстинктивными бессознательными влечениями (в терминологии Фрейда — Id, «Оно») и столь же бессознательными требованиями внутренней цензуры(SuperEgo). Этот конфликт, имеющий, по мнению Фрейда, физическую (энергетическую) природу, так постоянен и настолько важен для человеческого существования, что обретает статус конфликта экзистенциального. Тот же подход развивали и дополняли в дальнейшем последователи Фрейда — в том числе такие крупные ученые, как Карл Густав Юнг, Отто Ранк, Карен Хорни, Отто Ранк и др. В концепции Юнга, например, личное бессознательное оказывается лишь элементом «коллективного бессознательного», которое в виде «архетипов» присутствует в любой индивидуальной психике и определяет жизнь и деятельность любого индивида.
В целом можно заключить, что психоаналитическое направление в психологии и философии акцентирует неосознаваемые составляющие психического мира человека, которые, именно в силу своей неосознанности, обычно оказывают деструктивное и патологическое воздействие на личность. «Рецепт», предлагаемый психоанализом, несмотря на свой научный характер, во многом совпадает с рекомендациями большинства древних восточных учений, призывавших человека ко все более глубокому осознанию.
Можно констатировать, что, если феноменология Гуссерля и экзистенциализм имеют дело с «наличной» субъективностью, с индивидуально-личностным восприятием окружающего мира, драматических вызовов человеческого существования, — Фрейд и его последователи делают шаг в направлении выявления глубинных причин, побуждающих человека существовать и действовать тем или иным образом.
Литература:
1. Аликин В. А. Свобода и игра в экзистенциализме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2012. — N 12 (1).
2. Долгов К. От Кьеркегора до Камю. 2-е изд. — М., 2010.
3. Зобова М. Р., Родюков А. Ф. Философия. — СПб: СПб ГУТ, 2012.
4. Канке В. А. История философии: Мыслители, концепции, открытия. 3-е изд. М.: Логос, 2007.
5. Кинодо Ж.-М. Читая Фрейда. Изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе.— М.: Когито-Центр, 2012.