Формирование языковой личности школьника в процессе обучения в полиэтнической школе в этнопространстве региона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (197) март 2018 г.

Дата публикации: 16.03.2018

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Биль О. Н. Формирование языковой личности школьника в процессе обучения в полиэтнической школе в этнопространстве региона // Молодой ученый. — 2018. — №11. — С. 133-136. — URL https://moluch.ru/archive/197/48778/ (дата обращения: 18.02.2019).



Ключевые слова: русский язык как иностранный, межкультурная коммуникация, языковая личность, полиэтническая школа, культурологический текст.

Проблема взаимосвязи и взаимодействия языка и культуры на сегодняшний день является одной из основных для всех гуманитарных наук. Э. Сепир писал: «Язык — путеводитель, приобретающий все большую значимость в качестве руководящего начала в научном изучении культуры» [4, с. 194]. Человек является носителем языка и культуры, находящийся «и в центре человеческого миросозерцания, и в центре системы языка» [1, с. 85].

На современном этапе развития общества образование рассматривается как средство формирования, развития и становления полноценно развитой личности, реализации заложенного в ней духовного и творческого потенциала, поэтому одной из главных педагогических задач является формирование позитивного отношения к языку как духовной и материальной культуры народа. В то же время педагогическое сообщество переориентируется сегодня на технологии обучения и воспитания, которые должны обеспечить успешную социализацию личности, особенно в условиях обучения в полиэтнических регионах. В связи с этим на первый план выдвигается понимание образования как социокультурной системы, обеспечивающей культурную преемственность развития человеческой индивидуальности, как способ подготовки личности к успешному существованию в социуме и в чужой культуре.

В современных условиях обучения стратегия становления языковой личности заключается в новом взгляде на роль социального и культурного опыта в процессе развития языковой личности полиэтнической группы в новой образовательной парадигме современного общества. Такой подход позволяет осознать язык как феномен культуры, культурно-исторической среды, включающей в себя историю, культуру, обычаи народа; представление о языке как хранителе культуры; умение осознавать и вычленять национально-культурный компонент языковых единиц; овладеть культурой общения или речевой культурой; формирование языковой, коммуникативной и культурологической компетенции обучаемых, то есть овладение системой языка, правилами его функционирования (нормами речевого общения) и коммуникации, в том числе межкультурной. В связи с этим важными в выделении в содержании формирования языковой личности полиэтнической группы являются такие компоненты, как:

  1. Ценностный, мировоззренческий компонент содержания воспитания, т. е. система ценностей или жизненных смыслов. Язык обеспечивает первоначальный и глубинный взгляд на мир, образует тот языковой образ мира и иерархию духовных представлений, которые лежат в основе формирования характера и реализуются в процессе языкового диалогового общения;
  2. Культурологический компонент, т. е. уровень освоения культуры как эффективного средства повышения интереса к языку. Привлечение фактов культуры изучаемого языка, связанных с правилами речевого и неречевого поведения, способствует формированию навыков адекватного употребления и эффективного воздействия на партнера по коммуникации;
  3. Личностный компонент, т. е. то индивидуальное, глубинное, что есть в каждом человеке.

Обращение к народной культуре отдельного региона или страны в целом в рамках гуманитарной парадигмы образования даёт возможность формировать общекультурный фундамент языковой личности, приобщение к иной культурной среде, пониманию менталитета региона или страны, в котором происходит его становление.

В соответствие с этим обучение в полиэтнической группе должно быть основано на следующих положениях:

  1. Соединение в учебном процессе системы русского языка национальной культуры и языковой личности позволяет сформировать поликультурную личность.
  2. Существование учащихся в этнокультурном пространстве выражается в желании обучающегося полиэтнических групп вступать в коммуникативный контакт с представителями других культур.
  3. Формирование языковой личности школьника полиэтнической группы направлено на готовность языковой личности к межкультурной коммуникации в этнопространстве региона или страны.
  4. Формирование языковой личности школьника полиэтнической группы в лингвокультурологическом пространстве способствует формированию толерантности как одного из актуальных качеств современной личности.

Обучение в полиэтнической группе должно быть основано на перефокусировки теоретических и практических задач обучения русскому языку с учетом культурологической парадигмы образования. Основой такого обучения могут стать тексты этнокультурологического содержания. Преподавание языка через систему регионально-краеведческих текстов, заданий, упражнений позволяет реализовать культурологический подход к преподаванию языка в школе или в вузе и обеспечить новый взгляд на роль социального и культурного опыта в становлении языковой личности учащихся полиэтнической группы. Привлечение фактов культуры региона или страны, связанных с правилами речевого и неречевого поведения, способствует формированию навыков коммуникации обучающегося.

Схема комплексного анализа этнокультуроведческого текста должна включать следующие виды работы: словарная работа, работа над содержанием текста (чтение, пересказ, выяснение содержания, темы, идеи теста), лингвометодический комментарий, изучение программного материала, задания по развитию речи, основой которых является составление словосочетаний, предложений с новыми словами, озаглавание текста, составление нового текста на основе данного.

Приедем примеры комплексного анализа этнокультурологического текста на уроке русского языка (или во внеклассной работе) в полиэтнической школе.

Текст 1.

Культурологическая тема.

Грамматическая тема.

Искусство иконописи Белгородской области.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Иконы — главная, самая многочисленная часть древнерусского наследия Белгородской области. В старину иконы обязательно располагались не только в каждом храме, но и в каждом доме. Изготовление икон на Руси имело свои особенности. Доска, на которой писали иконы, покрывались тканью — поволокой. Само изображение наносилось на поволоку минеральными красками. Сверху изображение покрывалось прозрачной олифой.

Словарь к тексту:

Слово

Значение слова

Икона

Живописное изображение Бога, святого или святых

Паволока

Загрунтованная ткань

Олифа

Прозрачная краска

Задания к тексту:

1) Прочитайте текст.

2) Чем покрывалась доска, на которой должна быть написана икона? Расскажите.

3) Найдите в тексте новые слова, объясните их значения. При затруднении обратитесь к словарю.

4) Озаглавьте текст. Почему вы выбрали такое название?

5) Выпишите из текста сочетания «существительное + глагол в прошедшем времени».

6) Определите род и число выписанных глаголов.

Этнокультурологические тексты могут быть большего объема, при этом структура работы с текстом сохраняется.

Текст 2.

Культурологическая тема.

Грамматическая тема.

Русский дом и его внутреннее пространство.

Слово и его значение.

Крестьянский дом — особое явление народной культуры. Дом служит защитой человеку от сил природы и олицетво​ряет вещный мир его, вместе с тем является объектом для изу​чения духовной жизни русского крестьянина, поскольку с поня​тием «дом» соотносятся все важнейшие категории картины ми​ра у человека. Дом — малая Вселенная — отождествлялся нашими предками с человеческим телом. Если внимательно вглядеться в жилище, то можно заметить сходство с человеком. Череп — это потолок, крыша; чело (лоб) — это фронтон избы, отсюда причелины, обрамлявшие чело; фасад дома — лицо, прикрытое наличником; дом представляется как зрячее существо; окна — это глаза и связь с внешним миром; стёкла или пластины слюды — «околенки»; выемки в стропилах — это уши.

Первой заботой любого мужика было строительство дома. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу — обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью и по​коем. Дом, всегда являвшийся защитой, убежищем, в поверьях постоянно противопоставлялся всему остальному, чужому и обычно враждебному миру. Поэтому для наших предков сооружение жилого дома было исполнено глубочайшего религиозного смысла. Сооружение дома являлось актом священнодействия в определенной степени равным акту сотворения мира. Это подразумевало огромное количество магических действий, связанных с оптимальным выбором места для постройки, выбором материала, времени начала строительства, с разными этапами и деталями стройки и переездом в новую избу.

Словарь к тексту:

Слово

Значение слова

Чело

Лоб

Причелины

Доски с орнаментом, покрывающие крышу

Предки

Родственники

Слюда

Прозрачный минерал

Поверье

Вера

Задания к тексту.

1) Прочитайте текст.

2) Перескажите текст, определите его главную идею. Докажите свою точку зрения.

3) Объясните значения слов: предки, поверье, причелины, слюда. Составьте с этими словами словосочетание: «прилагательное + существительное».

4) Составьте минитекст с новыми словами. Озаглавьте его.

5) Как вы понимаете смысл словосочетаний: «акт священнодействия», «картина мира», «жизненные блага».

6) Что вы знаете о русских домах? Расскажите.

7) Расскажите о доме и его внутреннем пространстве в вашей стране (регионе).

Литература:

  1. Бердяев Н. А. Судьба России. Самосознание. — Ростов н/д: Феникс, 1997. — 544 с.
  2. Кулюпина Г. А., Туранина Н. А. Формирование языковой личности дошкольника и школьника в этнопространстве Белгородчины: Учебно-методическое пособие. — Белгород Изд-во БГИПК, 2009. — 101 с.
  3. Орлова Н. Г. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей старшего школьного возраста. — М.: Просвещение, 1995. — 272 с.
  4. Сепир Э. избранные труды по языкознанию и культурологии. — М., 1992, — 319 с.
  5. Туранина Н. А., Биль О. Н. Формирование культурно-речевого кода современного студента на россиеведческом материале // Среднее профессиональное образование. Март № 3 2013. — М., 2013. — С. 12–15.
  6. Туранина Н. А. Маркович О. Н. Этнокультурологические тексты на занятиях по русскому языку: Учебно-методическое пособие. — Белгород: изд-во «Везелица», 2000. — 101 с.
Основные термины (генерируются автоматически): языковая личность, полиэтническая группа, текст, русский язык, дом, слово, язык, комплексный анализ, внутреннее пространство, Белгородская область.


Похожие статьи

Особенности обучения русскому языку в классе...

Михеева Т. Б. Обучение русскому языку в полиэтнической школе: деятельность учителя [Текст]. — М.: Русское слово, 2008. — 183 с.

Русский язык как выражение культурной и духовной общности...

Ключевые слова: культурное языковое пространство, эколингвистика, диалект.

Русский язык является важнейшим фактором обеспечения государственных интересов и государственной безопасности.

Русский язык и языковая личность.

Материалы к словарю языковой личности уроженца...

Все в разделе содержится 284 диалектных слова, которые распределены по тематическим группам следующим образом: «Природа»

Основные термины (генерируются автоматически): диалектная языковая личность, текст, речевое поведение, Вологодская область...

Художественный текст как объект лингвокультурологического...

текст и уровни языка.

«Особая область исследования — лингвокультурологический анализ текстов, которые как раз и являются подлинными хранителями культуры.

Определение лингвокультурологической основы текста дает возможность комплексно...

Многозначность фразеологической единицы в аспекте...

Лексикографический дискурс есть текст, обусловленный дистантной коммуникативной

Именно через лексико-фразеологическую систему языка складывается языковая национальная картина мира.

«Русское слово в современном межкультурном контексте»] / М. В. Захаренко.

Содержание полиязычного образования | Статья в сборнике...

как языка титульного этноса, равноправного развития миноритарных языков, учета языковых интересов этнических групп, реализации языковых прав личности (направленность полиэтнического пространства «вовнутрь»...

Проблемы обучения детей-инофонов русскому языку...

Дети, свободно владеющие русским языком. К сожалению, третья группа детей встречается крайне редко.

Михеева Т. Б. Обучение русскому языку в полиэтнической школе: деятельность учителя [Текст]-М.:Русское слово, 2008.

Функциональный потенциал родного языка и словесности...

Ключевые слова: родной язык, словесность, этнос, динамика языковых изменений, гимназическое образование, формирование и самовыражение личности. Актуализация значимости русского языка в качестве одного из ведущих факторов...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности обучения русскому языку в классе...

Михеева Т. Б. Обучение русскому языку в полиэтнической школе: деятельность учителя [Текст]. — М.: Русское слово, 2008. — 183 с.

Русский язык как выражение культурной и духовной общности...

Ключевые слова: культурное языковое пространство, эколингвистика, диалект.

Русский язык является важнейшим фактором обеспечения государственных интересов и государственной безопасности.

Русский язык и языковая личность.

Материалы к словарю языковой личности уроженца...

Все в разделе содержится 284 диалектных слова, которые распределены по тематическим группам следующим образом: «Природа»

Основные термины (генерируются автоматически): диалектная языковая личность, текст, речевое поведение, Вологодская область...

Художественный текст как объект лингвокультурологического...

текст и уровни языка.

«Особая область исследования — лингвокультурологический анализ текстов, которые как раз и являются подлинными хранителями культуры.

Определение лингвокультурологической основы текста дает возможность комплексно...

Многозначность фразеологической единицы в аспекте...

Лексикографический дискурс есть текст, обусловленный дистантной коммуникативной

Именно через лексико-фразеологическую систему языка складывается языковая национальная картина мира.

«Русское слово в современном межкультурном контексте»] / М. В. Захаренко.

Содержание полиязычного образования | Статья в сборнике...

как языка титульного этноса, равноправного развития миноритарных языков, учета языковых интересов этнических групп, реализации языковых прав личности (направленность полиэтнического пространства «вовнутрь»...

Проблемы обучения детей-инофонов русскому языку...

Дети, свободно владеющие русским языком. К сожалению, третья группа детей встречается крайне редко.

Михеева Т. Б. Обучение русскому языку в полиэтнической школе: деятельность учителя [Текст]-М.:Русское слово, 2008.

Функциональный потенциал родного языка и словесности...

Ключевые слова: родной язык, словесность, этнос, динамика языковых изменений, гимназическое образование, формирование и самовыражение личности. Актуализация значимости русского языка в качестве одного из ведущих факторов...

Задать вопрос