После принятия постановления бюро Обкома КПСС от 13 сентября 1955 года, органы прокуратуры, судов и милиции значительно активизировали борьбу с преступностью, более активно стали привлекать к этому делу общественность, усилили профилактическую и разъяснительную работу среди населения.
Только силами работников МВД, среди населения было прочитано более 1500 лекций и докладов, на которых присутствовали около 80 тыс. человек.
Во всех городах и районах, в целях активизации работы бригад, которые содействовали милиции, проведены собрания бригадмильцев и комсомольского актива, обсуждением вопроса — усиления борьбы с нарушителями общественного порядка и хулиганством. На этих собраниях с докладами выступали секретари райкомов, горкомов КПСС, председатели исполкомов горрайсоветов. В г. Уфы с докладом «Задачи бригадмильцев и комсомола по усилению борьбы с нарушителями общественного порядка и хулиганством», выступил председатель Президиума Верховного Совета БАССР».
В настоящее время число бригадмильцев возросло до 14 тыс. человек.
Работники комсомольских органов вместе с милицией активизировали участие комсомольцев в охране общественного порядка в городах Уфа и Черниковске в предвыходные, и выходные дни привлекалось 250–300 человек. Только за последнее время комсомолом и бригадмильцами было выявлено 2446 нарушений общественного порядка и 170 преступников.
Вместе с тем работники милиции сами усилили постовую и патрульную службу, пересмотрели и увеличили дислокацию постов.
В органах милиции проделана значительная работа по наведению порядка в учете и регистрации совершенных преступлений, проведена работа по пересмотру основательности отказов в возбуждении уголовных дел по заявлениям и сообщениям граждан. В результате этой работы выявлено 103 материала, по которым отменены постановления об отказе в возбуждении уголовных дел.
В 4 квартале 1955 года уголовная преступность по сравнению с третьим кварталом снизилась на 275 преступлений или 33 %; кражи государственного имущества снизились на 33 %; кражи личной собственности граждан на 22 %; мелкие кражи 60 %; хулиганство на 31 %.
Раскрываемость совершенных преступлений в республике за 4 кв. составляет 82 %, в том числе с участием агентуры 17 %.
Органы милиции и прокуратуры усилили работу с растратами, хищениями и спекуляцией. Во исполнения постановления, ЦК КПСС от 8 сентября 1955 года «Об усилении борьбы с растратами и хищениями» органы прокуратуры усилили надзор за исполнением Указа от 4 июня 1947 года, стали больше проводить проверок, учреждений и ведомств.
Вместе с тем в работе по борьбе с преступностью все еще имеет место серьезные недостатки.
Если в целом по республике в 4 кв. 1955 года преступность несколько снизилась, то в городах Уфе, Черниковске и Белорецке был допущен рост преступности.
Министерством внутренних дел и прокуратурой республики сейчас проводят дополнительные мероприятия по усилению охраны общественного порядка и борьбе с уголовной преступностью [4].
В конце 1960-х г. милиция СССР начинает поиск новых организационных форм охраны порядка и борьбы с преступностью, обновление и совершенствование нормативно-правовой базы строительства и деятельности милиции. В своей деятельности оно пошло по пути перестройки работы милиции на линейно-отраслевой принцип, предусматривающий специализацию всех звеньев управленческого аппарата и его сотрудников. Ранее действовавшая зонально-территориальная система организации работы отрицательно сказывалась на профессиональных качествах сотрудников, не содействовала обобщению лучшего опыта и внедрению его в практику. Специализацию было решено внедрять в аппаратах министерств и некоторых крупных горрайотделов.
Службы уголовного розыска, БХСС, охраны общественного порядка, Госавтонспекция, вневедомственной охраны, входившие в Управление милиции, выделяются в самостоятельные структурные подразделения. Также создаются дежурные части, служба профилактики, подвижные милицейские группы (ПМГ), строевые подразделения дорожного надзора ГАИ.
Должности оперуполномоченных и старших оперуполномоченных в аппаратах уголовного розыска, БХСС, участковых, отделах и отделениях милиции горрайисполкомов были переименованы соответственно в инспекторов и старших инспекторов.
В системе мер по устранению причин существования преступности важное место заняли кампании по борьбе с тунеядством и ведением паразитического образа жизни. Граждане, «уклонявшиеся» от общественно-полезного труда и ведущие паразитический образ жизни подвергались по месту их жительства мерам общественного воздействия через народные дружины, товарищеские суды, собрания граждан, административные комиссии при исполкомах советов депутатов трудящихся. Товарищеский суд или собрание граждан в отношении таких лиц могли ограничиться предупреждением с установлением срока, в течение которого они должны заняться общественно-полезным трудом. Если такие лица продолжали вести «паразитический образ жизни», общее собрание граждан могло вынести общественный приговор о высылке их на срок от двух до пяти лет с обязательным привлечением к трудовой деятельности по месту ссылки [1, c. 285–286.].
Также нужно заметить, что в ряде случаев в разряд «тунеядцев» зачисляли людей свободных профессий — художников, артистов, поэтов, не являвшихся членами творческих союзов. Эти люди становились жертвами морального террора, травли со стороны не только органов правопорядка, но и соседей по дому. К ним часто применялась высылка на жительство в отдаленные районы. К примеру, такого рода судебная расправа в 1964 году были учинены над поэтом И. Бродским [2, c. 131–132]. В условиях десталинизации советского общества власти искали новые формы борьбы с преступностью, а в работе правоохранительных органов происходили конкретные изменения, направленные на совершенствование их деятельности по пресечению фактов нарушения социалистической законности.
В частности, в начале 1960-х годов обычным делом стали громкие процессы по крупному расхищению социалистической и общественной деятельности, где были замешаны руководящие работники самого различного уровня. Все эти факты свидетельствовали о серьезных процессах, происходящих в советском обществе, затрагивающих основу существовавшего экономического фундамента, систему производственных взаимоотношений. Однако анализа, идущего в этом русле, не делалось. Такая задача не ставилась руководством страны, объявившим базисными причинами роста экономических преступлений пережитки прошлого в общественном создании в целом и в индивидуальном сознании отдельных граждан в частности, а также влияние иностранной буржуазной идеологии.
Советское государство в конце 50-х — начале 60-х годов осуществило ряд мер по повышению эффективности борьбы с хищениями государственного и общественного имущества. В 1959–1960 гг. во всех союзных республиках были приняты новые уголовные кодексы. В них более четко, чем раньше, давалось определение форм хищения государственного и общественного имущества, а меры наказания устанавливались дифференцированно, в зависимости от размера похищенного, способа совершения преступления и личности виновного. Это способствовало утверждению в практике борьбы с хищениями социалистической собственности начал законности и справедливости, укреплению доверия и более тесной связи между органами милиции и широкими населения [3, c. 230].
Таким образом, Бюро Обкома КПСС и Совет Министров Башкирской АССР отмечает, что органы милиции в республике работают всё еще неудовлетворительно. Среди работников милиции крайне низка партийная и государственная дисциплина, имеет место факты нарушения социалистической законности, пьянства и другие аморальные явления.
Литература:
- Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1961. № 18.
- Геллер М., Искрич А. Утопия у власти. Т.2. М., 1995.
- Советская милиция: история и современность 1917–1987. Под ред. А. В. Власова. М., 1987.
- ЦГАОО Ф. 122. Оп. 32. Д. 2000. Л. 135–137.