Деятельность милиции Башкирской АССР во второй половине 60-х годов ХХ века
Автор: Мамин Айдар Иркенович
Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Чита, апрель 2018)
Дата публикации: 19.03.2018
Статья просмотрена: 132 раза
Библиографическое описание:
Мамин, А. И. Деятельность милиции Башкирской АССР во второй половине 60-х годов ХХ века / А. И. Мамин. — Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/305/13972/ (дата обращения: 16.12.2024).
По мнению руководства республики, Управление милиции и политический отдел воспитательную работу с личным составом ведут слабо, периферийными органами руководят поверхностно и мало оказывают им практической помощи в налаживании работы.
Горкомы и райкомы КПСС в деятельность органов милиции вникали мало, нередко проходили мимо серьезных недостатков и ошибок в их работе и недостаточно оказывали им практическую помощь в укомплектовании кадрами, улучшении воспитательной работы, повышении культуры и укреплении дисциплины среди личного состава.
Также было обращено внимание на то, что вопросы борьбы с аморальными и антиобщественными явлениями крайне слабо освещаются на страницах республиканской и местной печати.
Имея в виду эти недочеты, в целях оказания практической помощи органами милиции в деле коренного улучшения их работы по борьбе с уголовной преступностью, хищениями социалистической собственности и охране общественного порядка, бюро Обкома КПСС и Совет Министров БАССР постановили:
1. Предложить секретарям горкомов и райкомов КПСС, Министерства Внутренних дел (т. Кожину) принять неотложные меры к повышению уровня всей работы милиции с тем, чтобы добиться в ближайшее время резкого снижения числа уголовных преступлений и укрепления общественного порядка.
В этих целях:
а) глубже вникать в работу органов милиции, вскрывать недостатки и принимать меры к их устранению;
б) повысить уровень руководства органами милиции, усилить контроль за их деятельностью и оказывать практическую помощь в изжитии недостатков;
в) обсуждать вопросы состояния охраны общественного порядка, борьбы с уголовной преступностью, расхитителями социалистической собственности и спекуляцией на бюро горкомов, райкомов КПСС, на заседаниях пленумов, собраниях партактива и сессиях Советов депутатов трудящихся, мобилизуя партийный и советский актив на оказания помощи органам милиции в успешном выполнении стоящих перед ними задач.
2. Предложить горкомам и райкомам КПСС систематически оказывать органам милиции практическую помощь в подборе, расстановке и воспитании кадров, обратив особое внимание на укомплектование этих органов коммунистами и комсомольцами [2].
Принятые в 1959–1962 гг. во всех союзных республиках уголовно-процессуальные кодексы требовали, чтобы при расследовании уголовных дел вскрылись причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, и принимались меры к их устранению. Данное требование внесло существенные коррективы в направления деятельности милиции, прокуратуры и суда по борьбе с хищениями социалистической собственности. В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 23 октября 1963 г. «Об усилении деятельности судов по предупреждению хищений государственного и общественного имущества» подчеркивалась необходимость создания «обстановки неотвратимости наказания за преступление, всеобщей нетерпимости не только к самим расхитителям, но и к тем лицам, которые своим бездействием или безразличным отношением к сохранности народного добра объективно создают условия, способствующие совершению этих преступлений, попустительствуют преступникам» [1, c. 230].
В декабре 1965 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли совместное постановление «О мерах по улучшению работы следственного аппарата органов прокуратуры и охраны общественного порядка», в котором указывалось на необходимость строго соблюдать процессуальных норм и социалистической законности при возбуждении и расследовании уголовных дел. Постановление ориентировало суды, органы прокуратуры, следствия и милиции на то, чтобы при расследовании преступлений выявлялись и устранялись причины, их порождающие. Это означало, что милиция и другие правоохранительные органы должны больше уделять внимания закрытию каналов хищений государственного и общественного имущества, предупреждению таких опасных преступлений.
Все более очевидной становилась необходимость коренного совершенствования деятельности милиции по обеспечению сохранности социалистического имущества, в выработке принципиально нового похода к решению задач охраны экономической основы советского государства.
Детские комнаты милиции стали работать в тесном взаимодействии с комиссиями по делам несовершеннолетних. А там, где не имелось штатных детских комнат милиции, начали создаваться детские комнаты милиции на общественных началах. Они образовывались также на территории обслуживания участковых уполномоченных для проведения индивидуальной воспитательной работы с каждым несовершеннолетним правонарушителем, безнадзорным подростком. Одновременно появился институт внештатных инспекторов детских комнат милиции.
В 1963–1964 гг. в аппаратах уголовного розыска МООП, УООП, дорожных отделов и управлений милиции городов были сформированы специальные отделения (группы) по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних, а в низовых органах милиции выделены оперативные работники по делам несовершеннолетних. Были приняты меры по укреплению кадров детских комнат милиции, повышению уровня их профессиональной подготовки.
23 июля 1964 г. ЦК ВЛКСМ принял постановление «О мерах по искоренению безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних», в котором содержался объективный анализ проводившейся в этом направлении работы, указывались её недостатки, намечались конкретные меры по дальнейшему укреплению связей с органами милиции, детскими комнатами, общественными организациями. Реализуя постановление ЦК ВЛКСМ, комсомольские организации проделали большую работу по совершенствованию воспитательной работы с подростками.
В конце 1968 года основные формы взаимодействия и направления работы милиции и комсомольских организаций по предупреждению правонарушений несовершеннолетних получили подробную регламентацию.
Особенно активно поиск путей совершенствования деятельности милиции по охране общественного порядка на местах развернулся во второй половине 60-х гг.
В 1966 году в крупных городах были созданы специальные моторизированные части милиции. Это повысило эффективность её деятельности по обеспечению общественного порядка в городах, населенных пунктах и на транспортных магистралях. Моторизированные части милиции, комплектуемые преимущественно из молодежи, несли патрульно-постовую службу во взаимодействии с другими подразделениями и своей высокой дисциплинированностью быстро завоевали уважение и авторитет трудящихся.
В 1967 году начался процесс создания ночной милиции взамен сторожевой и бригадиров обходных постов вневедомственной охраны.
Еще в 1964 году в порядке эксперимента в некоторых городах страны вместо сторожевой охраны была введена милицейская охрана. Её преимущество по сравнению со сторожевой охраной было бесспорным, так как работник милиции в форменной одежде не только охранял объект, но и обеспечивал общественный порядок в районе поста или маршрута патрулирования. Это практика полностью себя оправдала.
Наряду со специальными моторизированными частями милиции и подразделениями ночной милиции патрульно-постовую службу несли строевые подразделения наружной службы органов внутренних дел и подразделений транспортной милиции, которые имели многолетний опыт охраны общественного порядка в городах, населенных пунктах и на транспортных магистралях [1, c. 235].
В борьбе с хулиганством, пьянством и алкоголизмом милиция применяла разные способы. Среди них — организация патрульно-постовой службы, важнейшая задача которой состояла в том, чтобы не допускать хулиганства и пьянства на улицах и площадях населенных пунктов, своевременно пресекать любые посягательства на общественный порядок. Она оказывала повсеместную помощь общественным формированиям в решении стоящих перед ними задач, в том числе и в усилении борьбы с хулиганством и пьянством. Помощь была многообразной: информирование об оперативной обстановке в районе их деятельности, в разработке маршрута патрулирования, инструктирования патрулей перед выходом на маршруты, организация занятий по основам советского законодательства. Такая всесторонняя помощь способствовала повышению результативности работы народных дружин по охране правопорядка, усилению борьбы с хулиганством, пьянством и алкоголизмом. Добровольные народные дружины, взаимодействуя с милицией, внесли значительный вклад в дело борьбы с этими негативными явлениями.
В июле 1966 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по усилению борьбы с преступностью». Оно обязало ЦК компартий союзных республик, крайкомы и обкомы партии, Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы краевых и областных Советов депутатов трудящихся принять решительные действия по наведению образцового общественного порядка в населенных пунктах, обеспечить надежную охрану интересов государств и граждан от преступных посягательств хулиганов, воров и других преступных элементов. Постановление нацеливало партийные и советские органы на усиление воспитательной работы среди населения, особенно среди молодежи [1, c. 237].
Таким образом, от служб и подразделений милиции, народных судов и прокуратуры постановление потребовало дальнейшего совершенствования их работы, особенно по раскрытию преступлений, розыску преступников, своевременному пресечению преступной деятельности антиобщественных элементов, расширению связей с общественностью. Особое внимание обращалось на то, чтобы эти органы не допускали послаблений в отношении злостных преступников и разумно сочетали предусмотренные законом суровые меры наказания в отношении опасных преступников с мерами общественного воздействия в отношении лиц, впервые совершивших малоопасные правонарушения.
26 июля 1966 г. Президиум Верховного Совета СССР, учитывая пожелания трудящихся, и общественных организаций издал Указ «Об усилении ответственности за хулиганство» [1, c. 237]. По мере развития социалистических общественных отношений, расширения и углубления советской демократии все большее беспокойство стали вызывать такие негативные явления, как пьянство и алкоголизм.
Как и другие службы милиции, ГАИ участвовала в борьбе с уголовной преступностью. Особенно значительной была её роль в расследовании дел о кражах или угонах автотранспорта. Нередко сотрудникам ГАИ приходилось сталкиваться лицом к лицу с хулиганами, другими опасными преступниками. И тогда автоинспектора ГАИ действовали решительно, умело, мужественно и самоотверженно.
В ноябре 1967 года Совет Министров СССР принял постановление «О повышении безопасности движения в городах, других населенных пунктах и на автомобильных дорогах», определившее главные направления и содержания деятельности по предупреждению аварийности на транспорте.
Литература:
- Советская милиция: история и современность 1917–1987. Под ред. А. В. Власова. М., 1987.
- ЦГАОО Ф. 122. Оп. 33. Д. 37. Л. 31–33.