После смерти И. В. Сталина на протяжении нескольких лет наблюдается процесс последовательного ослабления милиции. Обусловлено это тем, что в ходе кампании по развенчиванию культа личности наиболее вопиющие нарушения прав личности связывались с деятельностью НКВД-МВД и объяснялось, это, тем, что эти органы были выведены из-под партийного, государственного и общественного контроля. В связи с этим возникла идея постепенной передачи «лишних» функций милиции общественным формированиям. В результате значительно уменьшилась штатная численность милиции, сократилось финансирование по всем направлениям. Амнистия 27 марта 1953 г. сделала криминогенную обстановку в стране совершенно нетерпимой, катастрофической. На свободу вышло более 1 млн. человек. В связи с резким ростом преступности, как показала прокурорская проверка, отдельные работники милиции встали на путь сокрытия преступления. Осуществлялись многочисленные реорганизации, переподчинения органов милиции, бессмысленные кадровые перестановки. Однако всё это не привело к смягчению и нормализации криминогенной обстановки, но значительно усложняло работу милиции. Преступность продолжала расти огромными темпами. Из привлеченных к уголовной ответственности в апреле — сентябре 1953 г. 40,8 % составляли амнистированные. Такими же лицами в Ленинграде 1953 г. в период с апреля по декабрь 1953 г. было совершено 60 % разбойных нападений. В 1954 г. было зарегистрировано 1906 тыс. преступлений, в 1955 г. — уже 2155 тыс., а в 1956 г. она достигла почти 3-х млн [3, c. 26]. В воспоминаниях высокопоставленного сотрудника госбезопасности генерала П. Судоплатова говориться о том, что «города и поселки буквально наводнились шпаной и хулиганьем, обстановка стала опасной и напряженной... Войска МВД были брошены на патрулирование Москвы и массовые обыски чердаков и подвалов» [4, c. 547].
27 августа 1953 г. Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по усилению охраны общественного порядка и борьбы с уголовной преступностью». В постановлении особое внимание уделялось укреплению социалистической законности в деятельности МВД [2, c. 419, 420]. В 1954 г. органы государственной безопасности были вновь выделены из МВД в качестве самостоятельного министерства. Милиция же осталась в системе министерства внутренних дел. Таким образом, функции государственной безопасности и общественной безопасности вновь стали выполнять различные министерства. Все это является убедительным свидетельством того, что укрепления милиции в связи с передачей её в МГБ в октябре 1949 г. не произошло.
На 1 июня 1953 г. в Омск прибыло более 5,5 тыс. амнистированных, а только из Омского ИТЛ подлежало амнистированию 12800 человек. В связи с резким ростом преступности, как показала прокурорская проверка, работники милиции Омска встали на путь укрытия преступлений: по фактам доставления в больницы 70 человек с ножевыми ранениями в период с 01 апреля по 10 июня 1953 г. только в 7 случаях были возбуждены уголовные дела. Из привлеченных к уголовной ответственности в апреле-сентябре 1953 г. 40,8 % составляли амнистированные. Такими же лицами в Ленинграде в период с апреля, по декабрь 1953 г. было совершено 60 % разбойных нападений.
В порту Певек к октябрю 1953 г. скопилось около 5000 амнистированных. В Новгородскую область прибыло 6522 амнистированных, около 600 из которых были судимы за тяжкие преступления: убийства, разбои, изнасилования, кражи и т. п. Они расселились преимущественно в районах, примыкавших к железной дороге Москва — Ленинград, и «в городах, имеющих промышленность». Именно в этих местностях в 1953 г. было зарегистрировано более 50 % всех совершенных в области преступлений.
Несмотря на принимаемые меры, преступность из года в год возрастала. Так, в Волгоградской области в 1955 г. было совершено 34 убийства, а в 1956 г. — 62. В Новгородской области за 9 месяцев 1956 г. был отмечен «значительный рост убийств, злостного хулиганства и других опасных преступлений», и более 100 преступлений остались нераскрытыми. Как сообщалось на коллегии МВД РСФСР 01 марта 1957 г., преступность в республике в 1956 г. по сравнению с 1955 г. возросла на 39,2 %, в том числе убийства — на 21,2 %, разбоев — на 3,5 %, изнасилований — на 46 %, краж — на 22,6 %. Раскрываемость преступлений в 1956 г. составила 87,4 %, тяжких — 76,3 % [2, c. 434]. В стране в 1956 году было зарегистрировано 9670 убийств, то в 1957 году — уже 12230. По статистики, на каждые 100 тыс. жителей зарегистрировано 266,1 преступлений [1, c. 263]. большую тревогу вызывали случаи бандитизма, разбойных нападений и грабежей, убийств и изнасилований, распространенность квартирных краж, посягательств на государственное имущество, спекуляции продовольственными и промышленными товарами, мошенничество и хулиганство.
Милиция СССР в эти годы вела напряженную борьбу с уголовной преступностью и к середине 1950-х годов по уголовному бандитизму был нанесен значительный удар. Сотрудники уголовного розыска, БХСС, следствия и других служб милиции внесли существенный вклад в дело послевоенного восстановления и развития народного хозяйства страны, вернули государству расхищенных материальных ценностей на многие миллионы рублей. Административная деятельность милиции способствовала решению проблем по поддержанию общественного порядка в стране. В своей повседневной деятельности сотрудники патрульно-постовой службы милиции, Госавтоинспекции, участковые уполномоченные акцентировали внимание на пресечении фактов пьянства и хулиганства, нарушений паспортного режима, правил дорожного движения, ликвидации безнадзорности и бродяжничества.
В первом полугодии 1958 г. в РСФСР число зарегистрированных преступлений увеличилось еще на 8,6 %. В решении коллегии МВД РСФСР отмечалось, что «резкое увеличилось количество умышленных убийств, особенно на почве хулиганских побуждений, изнасилований и растлений, тяжких телесных повреждений, хулиганства, краж государственного и личного имущества, мошенничества». В целом же за 1958 г. преступность (вместе с дорожно-транспортными происшествиями, повлекшими привлечение виновных к уголовной ответственности) по сравнению с 1957 г. выросла 10,2 %. Раскрываемость же в Российской Федерации была ниже общесоюзной. В числе причин создавшегося положения называлась слабая профилактика.
Насколько напряженной была в это время обстановка, можно судить по решению парторганизации одного из Ярославских военных заводов в октябре 1953 г. В направленном в ЦК партии протоколе собрания содержались такие предложения: «усилить наказание преступникам вплоть до вечного поселения в отдаленных местностях, расстрела, повышения... расширить права милиции по применению оружия; начальникам милиции предоставить право краткосрочной изоляции хулиганов; разрешить работникам милиции носить оружие во внерабочее время...» [2, c. 435].
К сожалению, в январе 1954 г. уголовный сыск без достаточных оснований был упразднен. Произошло это уже в рамках обновленного МВД СССР, образованного в марте 1953г. в результате объединения в одном ведомство Министерства внутренних дел и Министерства государственной безопасности. Объем функций уголовного розыска заметно сокращался. Основное внимание сотрудников акцентируется на повышении уровня работы по предупреждению и пересечению правонарушений и полному раскрытию совершенных преступлений [2, c. 435].
Таким образом, после принятия постановления бюро Обкома КПСС от 13.09. 1955 года, органы прокуратуры, судов и милиции значительно активизировали борьбу с преступностью, более активно стали привлекать к этому делу общественность, усилили профилактическую и разъяснительную работу среди населения.
Литература:
- Борисов А. В., Дугин А. Н., Малыгин А. Я. Полиция и милиция России: страницы истории. М., 1995. С.263.
- Министерство внутренних дел 1902–2002. Исторический очерк. М., 2004. С. 419, 420.
- Советская милиция. 1990. № 7.С. 26.
- Судоплатов П. А. Спецоперации. Лубянка и Кремль. 1930–50-е годы. М., 1997. С.547.