Социальная идентичность личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (194) февраль 2018 г.

Дата публикации: 22.02.2018

Статья просмотрена: 2204 раза

Библиографическое описание:

Богданова, Наталья Анатольева. Социальная идентичность личности / Наталья Анатольева Богданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 8 (194). — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/archive/194/48437/ (дата обращения: 26.04.2024).



«Я», которое составляет Вас, обретает все это — тело или психику, — лишь когда само участвует в жизни.

Хосе Ортега-и-Гасет

Социальная идентичность — это понятие, с которым сталкивается каждый специалист. Что такое социальная идентичность, каковы ее типы и характерные особенности, как она влияет на личность человека?

Понятия идентичности и идентификации очень важно различать при изучении межгрупповых отношений. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд впервые ввел понятие идентификации. Он рассматривал идентификацию как бессознательный процесс подражания и считал это одним из способов психологической защиты личности. В социальной психологии считается, что идентификация является важным условием социализации, усвоения человеком схем и образцов поведения в обществе. В результате социализации индивид принимает свои социальные роли. Он осознает, что принадлежит к определенной группе (возрастной, профессиональной), нормам которой нужно следовать.

В современном мире идентификация рассматривается как явление, которое можно наблюдать со стороны, мы можем констатировать наличие некоего процесса, определять его результат.

Существует и такое понятие, как идентичность. Оно относится к состоянию внутреннего мира индивида. Это субъективное отнесение себя к определенной социальной группе (классу, типу, виду). Итак, идентичность в самом общем виде представляет собой отождествление человека с другими.

Согласно теории английского психолога Генри Тэджфела, можно представить идентификацию личности в виде системы, регулирующей всевозможные формы социального поведения. Данная система включает в себя две подсистемы. Первая из них — личностная идентичность. Она отвечает за то, как личность самоопределяется, является совокупностью индивидуальных интеллектуальных, физических, морально-нравственных и других характеристик человека. Вторая подсистема — групповая идентичность. Она отвечает за отнесение индивида к профессиональным и другим группам.

Самоосознание, как способность человека наблюдать и понимать себя как мыслящего и чувствующего субъекта, оценивать себя, учитывая мнения других людей, идентификация личности и Я-концепция широко представлена в рамках проекта «Мультикэмп… дальше не помню», который стартовал в 2012 году. Участники проекта — это получатели социальных услуг Психоневрологических диспансеров г. Москвы и тренеры ЦССВ «Южное Бутово».

В проекте «Мультикэмп» получатели социальных услуг ПНИ были вовлечены в коррекционную работу по направлению «Мое социальное окружение, мои ценности и социальные роли». Это:

– Формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми;

– Освоение необходимых участнику проекта социальных ритуалов;

– Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;

– Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия участника в ближнем и дальнем окружении.

На начальном этапе проекта участники решали фундаментальный вопрос — доверяет ли он окружающему его миру или не доверяет. Решался этот вопрос о базовом доверии к миру в общении со взрослым. Так, например, особо стало нравиться участникам проекта, когда окружающие люди стали узнавать об их интересах, спрашивать, что им нравится или не нравится, чем они увлекаются. С большим желанием они стали сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др.

Александр М. У меня есть свой огород. Я сам сажаю овощи и ухаживаю за ними. Потом собираю и угощаю всех. Мне нравится это делать.

Светлана К. У меня есть парень. Мы иногда ругаемся, потом миримся. Он делает мне подарки.

Участники проекта находились в непривычных для них условиях — это проживание в палатках, приготовление пищи на костре, купание в реке. Они находились в тесном контакте со средой своего обитания через впитывание звуков, цветов, света, тепла и холода, пищи, улыбок и жестов и т. д. Это позволило перейти к решению важной для них жизненной задачи — обретению самостоятельности (альтернативный/негативный вариант — неуверенность в себе, стыдливость, непрерывные сомнения).

Сергей К. Я вначале боялся. Ведь никогда не жил в палатке в лесу. Но, ребята поддержали меня. Вместе не так страшно.

В походных условиях проживания расширяется пространство жизнедеятельности участников проекта. Они начинают сами себе ставить цели, придумывать занятия, проявлять изобретательность. Это — игры, антиципации ролей, овладения реальностью посредством экспериментирования и планирования. В пространстве участников проекта появляется все больше людей. Уже не только сотрудники своего учреждения, но и другие взрослые являются предметом идентификации участником проекта себя со взрослыми как основы становления новой ступени идентичности. Так, во время театрализованной деятельности ребята примеряли на себя различные роли — бабушки, дедушки, внучки и др. Это был сложный, но полезный для них опыт.

Участники проекта овладевали различными умениями, в том числе и умением учиться. Это усвоение новых знаний, стремление делать все хорошо, заряженность на дух соревнования. Здесь формируется чувство умелости, компетентности. Овладевая новыми знаниями, участники проекта начинают идентифицировать себя с представителями отдельных профессий, для них важным становится общественное одобрение их деятельности.

Сергей К. Я научился готовить курицу. Это очень интересно. Думаю пойти учиться на повара.

Андрей С. Я в колледже учусь на садовода. В походе на поляне нет таких цветов, которые мы учили. Хочу узнать больше о полевых цветах, их пользе.

В рамках реализации проекта «Мультикэмп» были выявлены противоречия между способностью участника к развитию, которую он получил на основании благоприобретенного им опыта, и личностным застоем, медленным регрессом личности в процессе обыденной жизни. Наградой за овладение способностью к саморазвитию явилось формирование человеческой индивидуальности, неповторимости. Поднимаясь над уровнем идентичности, участник проекта обрел редкостную способность быть самим собой. Это ярко проявилось в музыкальных конкурсах самодеятельности. Песни под гитару, веселые и смешные сценки на походную тему, сольные песни и хоровое пение — все это стало ярким примером и отражением становления каждого участника как личности, осознание своей индивидуальности и неповторимости.

Лена А. Я боюсь! Я не пойду по переправе, не дойду… упаду!

История Лены А. стала ярким примером проявления аутентичности. Это способность человека в общении отказаться от различных ролей, позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности эмоциям и поведению. В этой истории Лена А., осознав свой страх на переправе, и услышав команду тренера петь, выбрала свой особенный путь преодоления страха и выполнения ответственного задания. Пользуясь моральной поддержкой других участников соревнований, ей удалось перенести уверенность в навыке пения, которым она хорошо владела, на новую ситуацию — преодоления препятствия по канатной переправе, во время которой она испытала панический страх.

Аутентичность здесь — это не подражание образцу, скажем, герою, а выстраданная в борьбе с самим собой свобода в принятии своих уникальных особенностей и неповторимой стратегии построения собственной жизни. В данной ситуации аутентичное поведение предполагает цельное переживание непосредственного опыта, не искаженное психологическими защитными механизмами. Лена А. вовлечено воспринимала происходящее и затем непосредственно проявила свое эмоциональное отношение к нему. Ее мысли и действия согласованы с эмоциями. Поведение такого человека оценивается как конгруэнтное (т. е., с точки зрения стороннего наблюдателя, информация, поступающая от него по вербальному и невербальному каналам, является согласованной)

Примером аутентичного поведения может служить поведение участника тренинговой группы, который, испытывая страх перед предстоящим групповым обсуждением вопроса «Как ты сейчас себя чувствуешь?", честно признается в том, что боится.

Участие, взаимопомощь, эмоциональная поддержка, понимание, терпимость, с которыми участники проекта сталкиваются на походных тренингах, явились мощным психологическим средством раскрытия потенциальных возможностей человека, укрепляющих веру в свои силы, восстанавливающих позитивное отношение к себе. Ощущение духовного и социального благополучия базируется на осознании своей нужности кому-то или чему-то, а также на ясном понимании своей собственной независимости и самостоятельности. Это порождает в человеке чувство осмысленности существования и защищенности. Последнее связано с представлением о минимальной степени гарантированной безопасности и верой в собственные силы. Чувство осмысленности включает наличие ясных и достижимых целей, ощущение контролируемости происходящих событий, ненапрасности потраченных усилий.

Литература:

  1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
  2. Баранова Т. С. Социальная идентификация личности. — М.: Институт социологии РАН, 1993
  3. Tajfel H., Turner J. C. An integrative theory of intergroup conflict.// W. G. Austin, S Worchel (eds.). The social psychology of intergroup relations. — Monterrey, Calif., 1979.
  4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. М., 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): участник проекта, лена, аутентичное поведение, идентификация, идентификация личности, социальная идентичность, способность человека.


Похожие статьи

Формирование социальной идентичности у современных...

Проблема формирования социальной идентичности личности в последние годы все чаще исследуется в зарубежной и отечественной психологии.

Согласно Э. Эриксону, в раннем детстве в процессах идентификации с родителями и значимыми близкими людьми...

Национальная идентичность РФ: конфликтологический аспект

Но из-за сложности термина «идентичность» Р. Брубейкер предлагает ввести новую категорию — «Идентификация».

В роли меньшинства или людей с подавленной идентичностью в России играют мигранты.

Национальные интересы и социальная идентичность.

Идентичность как предмет психологического исследования

Необходимость формирования идентичности на личностном и профессиональном уровне обусловлена серьёзными внутриполитическими и социально-экономическими изменениями.

Всё это определяет потребность в человеке – «реализовавшейся личности»...

Идентификация личности пользователя в интернете

Ключевые слова: пользователь, идентификация, нахождение информации, данные о пользователе.

Вкупе собранная и обработанная информация формирует образ личности, а зачастую люди хотят остаться неизвестными…

Сущность понятий «идентичность», «полоролевая...

...личность человека, идентичность человека, вид идентичности, ролевая идентичность, половая принадлежность, базовая половая идентичность, идентификация.

Социальная идентичность личности. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в...

Этническая идентичность как одна из разновидностей...

В результате осуществления процесса идентификации у человека возникает чувство принадлежности к тому или иному конкретному сообществу.

«Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая...

Национальные интересы и социальная идентичность

Социальная идентичность определяется отождествлением интересов личности с интересами общества и государства в экономической

В результате социальной идентификации определяется целостное отношение человека к социальному и природному миру...

Ключевые слова: идентичность, идентификация...

Характеризуется сущность понятий идентичность, идентификация, профессиональная

Идентичность рассматривается Э. Эриксоном как основа целостности личности, её

Под идентичностью Мид понимает способность человека воспринимать свое поведение как...

Особенности формирования личной идентичности в творческой...

Позднее Э. Эриксон раскрыл понятие идентичности и включил в него такие параметры: независимая личность, способность социализироваться с идеями группы, согласие со своим телом. Структура самосознания человека определяется той социальной средой...

Похожие статьи

Формирование социальной идентичности у современных...

Проблема формирования социальной идентичности личности в последние годы все чаще исследуется в зарубежной и отечественной психологии.

Согласно Э. Эриксону, в раннем детстве в процессах идентификации с родителями и значимыми близкими людьми...

Национальная идентичность РФ: конфликтологический аспект

Но из-за сложности термина «идентичность» Р. Брубейкер предлагает ввести новую категорию — «Идентификация».

В роли меньшинства или людей с подавленной идентичностью в России играют мигранты.

Национальные интересы и социальная идентичность.

Идентичность как предмет психологического исследования

Необходимость формирования идентичности на личностном и профессиональном уровне обусловлена серьёзными внутриполитическими и социально-экономическими изменениями.

Всё это определяет потребность в человеке – «реализовавшейся личности»...

Идентификация личности пользователя в интернете

Ключевые слова: пользователь, идентификация, нахождение информации, данные о пользователе.

Вкупе собранная и обработанная информация формирует образ личности, а зачастую люди хотят остаться неизвестными…

Сущность понятий «идентичность», «полоролевая...

...личность человека, идентичность человека, вид идентичности, ролевая идентичность, половая принадлежность, базовая половая идентичность, идентификация.

Социальная идентичность личности. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в...

Этническая идентичность как одна из разновидностей...

В результате осуществления процесса идентификации у человека возникает чувство принадлежности к тому или иному конкретному сообществу.

«Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая...

Национальные интересы и социальная идентичность

Социальная идентичность определяется отождествлением интересов личности с интересами общества и государства в экономической

В результате социальной идентификации определяется целостное отношение человека к социальному и природному миру...

Ключевые слова: идентичность, идентификация...

Характеризуется сущность понятий идентичность, идентификация, профессиональная

Идентичность рассматривается Э. Эриксоном как основа целостности личности, её

Под идентичностью Мид понимает способность человека воспринимать свое поведение как...

Особенности формирования личной идентичности в творческой...

Позднее Э. Эриксон раскрыл понятие идентичности и включил в него такие параметры: независимая личность, способность социализироваться с идеями группы, согласие со своим телом. Структура самосознания человека определяется той социальной средой...

Задать вопрос