Легенда о Граале в русской литературе ХХ века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (192) февраль 2018 г.

Дата публикации: 10.02.2018

Статья просмотрена: 189 раз

Библиографическое описание:

Габидуллина, Т. Г. Легенда о Граале в русской литературе ХХ века / Т. Г. Габидуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 6 (192). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/192/48298/ (дата обращения: 17.12.2024).



Максимилиан Волошин является одним из выдающихся поэтов начала XX столетия, современником И. Бунина, К. Бальмонта, Вяч. Иванова, А. Блока, В. Брюсова, А. Белого и других поэтов Серебряного века. По праву его можно считать поэтом-мыслителем, творчество которого отличается и всегда отличалось от других поэтов-современников своим оригинальным взглядом на мир.

Произведения М. Волошина были признаны избранным кругом поэтов Серебряного вера, и многие их просто не понимали. Кроме того, в начале своего творческого пути большинство его современников считали его выходцем из чужой культуры. Возможно, поэтому он всегда себя ощущал одиноким. Его редко печатали, тиражи изданных книг были маленькими. Хотя творческая деятельность Максимилиана Волошина в послереволюционное время и была активной, его имя мало кто знал, а после смерти поэта в истории русской литературы можно встретить только незначительные упоминания о нём. Большинство читателей о нем отзывались в негативном смысле, считали его странным, парадоксальным, чуждым для русского читателя поэтом.

В рамках заявленного исследования привлекают внимание обращение М. Волошина к религиозной тематике в целом, к граалической традиции в частности, к которой поэт обращался неоднократно. Глубокий интерес к ней на рубеже XIX-XX вв. объясняется, на наш взгляд, особенностью его символистского мироощущения.

Отвергая реальный мир, приземленный и обыденный, поэт очевидно находил определенный смысл жизни в легендарных первоисточниках. Поэту необходимо было найти духовный стержень, опору, которая обещала бы некую устойчивость. Таким стержнем стала для него легенда о рыцарях, ищущих Святой Грааль.

В школьной программе творчество Максимилиана Волошина подробно на уроках литературы не изучается. Разговор о творчестве М. Волошина можно предложить в рамках изучения поэзии Серебряного века.

Предлагаем некоторые рекомендации по изучению поэзии М. Волошина с опорой на стихотворение «Перепутал карты я пасьянса», входящее в цикл «Париж». Урок целесообразно начать со знакомства картины изображающей чашу Грааля.

Учениками предлагается ответить на вопросы.

— Что изображено на картине?

— Что можете сказать об этом предмете?

— Что вы знаете о чаше Грааля?

— Что нам известно о Священном Граале из истории?

Краткий рассказ о чаще Грааля может подготовить ученик. Его можно построить по следующему плану:

  1. Святой Грааль как христианский артефакт.
  2. Святой Грааль как культурный артефакт.
  3. Легенда о Граале в русской литературе Серебряного века.

Учитель резюмирует работу ученика.

Легенда о Граале хорошо известна всем людям, знакомым с христианской культурой. Легенда гласит, что Святой Грааль использовался на Тайной вечере, а также для того, чтобы собрать в него кровь распятого Христа. На тот счет, кто собрал кровь Спасителя, имеется ряд разночтений: одни считают, что это сделал Иосиф Аримафейский, другие — что Никодим, третьи — что Мария Магдалина. Легенда существовала многие века, но достигла пика популярности лишь в Средневековье [3, с. 6]. По одной из легенд, Грааль — некий камень, по другой — драгоценная реликвия (золотое изображение Ноева ковчега), но более всего распространено мнение, что это чаша, из которой причащался Иисус Христос на Тайной вечере и в которую приверженцы собрали несколько капель крови распятого на кресте Спасителя.

Считается, что испивший из чаши Грааля, получает прощение грехов и вечную жизнь. В некоторых версиях даже близкое созерцание дает бессмертие, а также дарит различные блага [2, с. 2]. Священный Грааль — священная чаша — символ Божьей власти на Земле.

Этот образ символизирует некую возвышенную и недостижимую цель. Наиболее яркое отражение легенда нашла в русской культуре и литературе начала ХХ века.

Этот образ укоренен в современной жизни столь же прочно, как и в давние времена.

В начале XX века к теме Грааля обращается М. А. Волошин.

— Подробнее познакомимся с этим автором.

Учитель рассказывает о жизни М. А. Волошина. Цель вступительного слова учителя не в том, чтобы сообщить множество дат и фактов, а в том, чтобы заинтересовать ребят личностью поэта, особенностью его лирики. (Ученики по ходу рассказа ведут в тетрадях краткие записи.)

Максимилиан Александрович Волошин является одной из удивительных, разносторонне талантливых людей эпохи Серебряного века. Он, поэт, художник, искусствовед, философ, словно магнитом притягивал к себе людей.

Максимилиан Волошин появился на свет в Киеве в семье юриста, коллежского советника 16 (28) мая 1877 г. В 1881 г. умирает отец мальчика. Максимилиан остается с матерью, Еленой Оттобальдовной. Раннее его детство прошло в Таганроге и Севастополе.

В 1893 г. они переехали в Коктебель, где поэт пошел в Феодосийскую гимназию.

С 1900 гг. Волошин много путешествует, занимается в библиотеках Европы, слушает лекции в Сорбонне, в Париже берет уроки рисования.

Первый сборник «Стихотворения. 1900–1910» произведений поэта увидел свет в Москве. А в 1914 г. вышел его труд «Лики творчества» а в 1915 — книга стихотворений о войне «Annomundiardentis 1915». В этот период поэт больше занимался живописью, писал пейзажи Крыма [1, с. 36].

— На этом уроке мы познакомимся и проанализируем стихотворение «Перепутал карты я пасьянса», которое посвящено чаше Грааля. М. Волошин пишет стихотворение в 1909 году. Оно вошло в парижский цикл, является седьмым по счету сонетом венка сонетов «Corona astralis».

Затем дается для просмотра буктрейлер, в котором присутствует строки стихотворения [4].

После просмотра предлагаются вопросы, по которым можно построить беседу.

— Какое впечатление произвели на вас эти строки?

— Объясните смысл названия произведения.

— Почему стихотворению дано такое название?

— Каков жанр этого произведения?

— Объясните смысл первого четверостишия и его значение в стихотворении.

— Как бы вы сформулировали идею этого произведения?

— На сколько частей можно разделить это стихотворение?

— О чем говорится в первой, во второй, в третьей части?

— Какие средства художественной выразительности присутствует в этом стихотворении?

— Назовите основные тропы, используемые в стихотворении.

— Начертите ритмическую схему этого стихотворения.

— Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

Учитель с учениками делают выводы.

Перед нами стихотворение, в котором все построено на контрасте между счастливым прошлым и роковым настоящим. Окружающие видели лишь «внешнюю» увлеченность М. Волошина чужеродной культурой, не замечая, что за этой парижской «стариной» скрывается «яд отстоенной печали» и «пронзенная тоска» [5, c. 153]. В творчестве М. Волошина реализуется миф о материализованной тайне «неузнанного» Грааля. На рубеже веков священный Грааль, как считал М. Волошин, оказывается единственным устойчивым символом, тайна которого заключается в способности различать добро и зло.

В качестве домашнего задания можно предложить ребятам творческую работу составить синквейн, посвященный чаше Грааля.

Литература:

  1. Воспоминания о Максимилиане Волошине. Москва. Издатель Советский писатель, 1990. — 787 с.
  2. В поисках Святого Грааля // Режим доступа: http://mag.org.ua/libtxt/48–1
  3. Загадки истории: тайна, сокрытая во глубине веков, 2008.– 131 с. // Режим доступа: http://ligis.ru/librari/2904.htm
  4. Легенды о Короле Артуре, рыцарях Круглого стола и Святом Граале. // Режим доступа: http://900igr.net/prezentacija/literatura/legendy-o-korole-arture-rytsarjakh-kruglogo-stola-i-svjatom-graale-88796.html
  5. Маковский С. К. Портреты современников. // Серебряный век. Мемуары. М., 1990. — 171 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Серебряный век, стихотворение, поэт, XIX-XX, легенда, русская литература, Тайная вечеря, чаша.


Задать вопрос