Оценка влияния лесных и экологических проектов на формирование рационального природопользования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (192) февраль 2018 г.

Дата публикации: 10.02.2018

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Вахрушева, О. С. Оценка влияния лесных и экологических проектов на формирование рационального природопользования / О. С. Вахрушева, С. Г. Масленкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 6 (192). — С. 83-86. — URL: https://moluch.ru/archive/192/48286/ (дата обращения: 16.12.2024).



В автономном округе активно развиваются социальные и культурные аспекты лесных отношений через организацию лесного и экологического просвещения, природоохранной и противопожарной пропаганды, движения школьных лесничеств, акций и мероприятий по восполнению, обустройству и очистке лесных массивов. Реализация проектов в данной сфере является одним из необходимых условий для формирования рационального природопользования у всех возрастных категорий населения. Проекты в сфере лесного и экологического просвещения выполняют важную роль в образовании, воспитании и формировании личности как участников этих проектов, так и самих организаторов.

Принимая личное участие в деятельности по сохранению и восстановлению природных ресурсов — сажая деревья, занимаясь очисткой лесных насаждений, проводя акции и флэшмобы в защиту природы участники экологических и лесных проектов в первую очередь проявляют свою гражданскую активность, демонстрируют значимость своей позиции и реальных практических дел, тем самым призывают общественность к бережному и рациональному использованию лесных ресурсов.

Ежегодно Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Югры реализуются проекты. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Окружной агитационный детских конкурс «Благословляю Вас, леса» реализуется с целью создания условий для поддержки общественно значимой деятельности школьных лесничеств и экологических объединений автономного округа, направленной на решение актуальных природоохранных и экологических задач, и способствующей формированию активной гражданской позиции детей и молодежи, развитию интереса к сохранению и приумножению природных богатств Югры, и России в целом. В 2016 году на конкурс поступило 142 работы [1]. Участвуя в конкурсе, дети создают листовки и плакаты, руководители школьных лесничеств делятся опытом организации занятий, массовых мероприятий, агитбригад в школьных лесничествах. Конкурные работы используются при организации природоохранной и противопожарной пропаганды для населения Югры (баннеры, буклеты, книги). А также сами детские работы (плакаты, буклеты) экспонируются в учреждениях культуры и образовательных организациях Югры, тем самым привлекают внимание общественности к экологическим проблемам и предлагают присоединиться к общему лесному движению.

Югорская акция «Весенние и осенние дни Древонасаждений», возрождая традиции XVIII в., позволяет проводить лесные уроки, экологические беседы, лекции и массовые праздники в образовательных организациях, трудовые десанты и очистку захламленности лесов, субботники, заготовку лесосеменных материалов, сырья и посадку саженцев и сеянцев березы, кедра, сосны, черемухи и других древесных и кустарниковых пород. Только в 2016 году при участии 3656 человек созданы насаждения на площади 40,57 га (в т. ч. 17,37 га на землях иных категорий: парки, скверы, памятные посадки, аллеи), использован посадочный материала в количестве 48,615 тыс. шт. [1].

В рамках Всероссийской природоохранной акции «Сохраним лес от пожаров» в 2016 году распространено 8483 листовок и памяток на противопожарную тематику, проведено 125 лекций и бесед, 32 противопожарных акции, установлено 190 аншлагов, организовано информирование населения через 9 средств массовой информации [1].

В рамках Всероссийской информационной кампании «Против поджогов сухой травы — 2016»: распространено 56565 листовок и памяток, 650 наклеек, 100 значков на противопожарную тематику; установлено 103 аншлага [1].

Межрегиональный просветительский проект «Публичные лесные лекции», реализуемый в тесном сотрудничестве с ЮГУ и ведущими вузами лесного профиля из других регионов страны, проводится с целью пропаганды лесных знаний среди населения, представителей лесного сообщества, учащихся и студентов. Ежегодно в рамках данного проекта актуальные данные из области лесного хозяйства, лесной науки и сопутствующих отраслей ведущие деятели лесного хозяйства и науки России доводят до населения Югры.

В 2016 году слушателями лекций стали 300 человек: представители исполнительных органов государственной власти, специалисты лесного хозяйства, преподаватели и студенты и др. [1]

Межрегиональная научно-практическая конференция имени А. А. Дунина-Горкавича лесовода и краеведа Югры проводится с 2006 года с целью увековечения памяти исследователя Тобольского Севера, лесничего Самаровского лесничества Тобольской губернии А. А. Дунина-Горкавича, привлечения внимания общественности и населения автономного округа к научно-исследовательской деятельности в сфере краеведения, природопользования, лесного хозяйства и экологии. На данной конференции поднимаются актуальные вопросы в области лесного хозяйства, экологии и природопользования, сельского хозяйства, краеведения и туризма, Обско-Угорского мира. Участниками конференции в 2016 году стали 96 представителей органов исполнительной власти в области лесных отношений, лесной общественности, специалистов лесничеств и лесхозов, профессорско-преподавательского состава и студенчества ведущих вузов [1].

Всероссийская общественная осенняя акция «Живи, лес!» в Югре. В рамках данного проекта ежегодно проводятся занятия в образовательных организациях на тему «Лес наш друг — береги его», беседы «Моя будущая профессия», знакомство населения с деятельностью школьных лесничеств, муниципальные конкурсы рисунков и поделок на природоохранную тематику. На территории округа в 2016 году высажено более 1500 штук сеянцев и саженцев хвойных и лиственных древесно-кустарниковых пород на площади более 30 га, проведена уборка от бытового мусора территории более 50 га при участии более 500 представителей органов государственной власти автономного округа, школ автономного округа и детских дошкольных учреждений, школьных лесничеств, учащихся ВУЗов, жителей автономного округа [1].

Югорский лесной форум: Лесное собрание Югры. Реализация данного проекта показывает значимость лесной отрасли Югры посредством отчетно-информационных выставок лесничеств, лесхозов, особо охраняемых природных территорий Югры. В рамках форума реализуются конкурсы: «Хозяин тайги», «Югра таежная», «Лучший лесоруб Югры» с целью освоения и распространения передовых приемов труда, повышения квалификации, мастерства, престижа лесных профессий. Участие в мероприятиях ежегодно принимают около 200 человек. Продолжается создание Аллеи лесничих — в 2016 году высажено более 70 саженцев лиственницы и березы [1].

Активными участниками и организаторами данных проектов на территории Югры являются школьные лесничества. Школьные лесничества — это интересная, а главное, проверенная практикой форма взаимодействия профессионалов лесного хозяйства и педагогов с учащимися школ, которая имеет собственные черты и традиции, сочетает в себе экологическое образование и здоровый отдых, воспитание трудом и профессиональную ориентацию [2].

Основной целью школьных лесничеств является объединение усилий педагогов и лесоводов по расширению и углублению уровня лесоэкологических знаний у подрастающего поколения, воспитанию чувства гражданской ответственности за сбережение и рациональное использование лесных ресурсов [3]. Сегодня в Югре активно действует 51 школьное лесничество (в том числе 2 дошкольных). Стабилизация числа школьных лесничеств Югры свидетельствует о востребованности данного детского движения. Школьные лесничества — это почти 12 % от количества детских школьных объединений, занимающихся эколого-биологическим образованием. Школьные лесничества объединяют более 1036 мальчишек и девчонок (около 15 % от общего количества школьников, занятых в учреждениях дополнительного образования).

Для оценки уровня работы юных лесничих Югры ежегодно проводится Окружной слет «Сохраним цветущий мир Югры» с целью обобщения и распространения передового опыта школьных лесничеств Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Уральского федерального округа в области экологической и природоохранной пропаганды, специализированных знаний и навыков в области экологии, изучения и сохранения лесов, грамотного природопользования, лесной профориентации и пропаганды здорового образа жизни, противодействия злоупотреблению наркотиками и алкоголизму, изучения литературы о природе, исторического и культурного наследия народов, населяющих Югру, путем проведения эколого-просветительских, эколого-образовательных и эколого-пропагандистских, практических природоохранных, спортивно-массовых и туристских и иных мероприятий. Подготовительным этапом Окружного слета ежегодно становятся межрайонные слеты (3–5) школьных лесничеств и экологических объединений в Октябрьском, Советском, Сургутском, Нижневартовском и Кондинском районах [3].

Активно участвуя в природоохранной деятельности лесничеств и лесхозов, особо охраняемых природных территорий, в сотрудничестве со специалистами, ребята приобретают знания о жизни Югорской тайги, о флоре и фауне наших лесов. Юные лесники обучаются основам лесоведения и лесохозяйствования, применяя полученные знания на практике при охране леса от пожаров и защите от вредных насекомых, огораживании муравейников и привлечении птиц, сборе лекарственных материалов и создании экологических троп, при посадке лесных культур и озеленении территории школ и посёлков, очистке и благоустройстве лесов.

По результатам опроса, проведенного среди специалистов образовательных и лесохозяйственных организаций и учреждений — организаторов школьных лесничеств (102 человека) в 2016 году, 28,8 % (13 из 45) выпускников школьных лесничеств выбрали будущие профессии, связанные с лесным профилем, 88,8 % (40) из всех выпускников применяют в быту приобретенные в школьных лесничествах знания и навыки.

Таким образом, эффективность данных проектов позволяет пополнить теоретическую базу, а навыки, полученные в сфере экологии и природопользования, вносят существенный вклад в сохранение экологической, экономической и социальной стабильности региона.

Литература:

  1. Ведомственный сайт Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.ugrales.ru.;
  2. Збродов Е. М. Социальный эколого-значимый проект «Лесное просвещение населения» / С. Г. Масленкина, Е. М. Збродов // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.ugrales.ru/prosveshchenie/1627-proekt-lesnoe-prosveshchenie.html;
  3. Масленкина С. Г. Летопись социального проекта Слет школьных лесничеств Югры / С. Г. Масленкина // 2015–103 с.;
  4. План основных мероприятий Движения школьных лесничеств Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2016 год — 29 c.
Основные термины (генерируются автоматически): автономный округ, лесное хозяйство, лесничество, Югра, государственная власть, лесной профиль, противопожарная пропаганда, противопожарная тематика, рациональное использование, экологическое просвещение.


Похожие статьи

Анализ влияния градостроительных и природно-ландшафтных факторов на организацию зон в структуре островных и прибрежных территорий

Влияние экологических свойств городских территорий на формирование городской среды

Социально-экономическое прогнозирование как основа управления развитием территории

Методический подход к оценке влияния концентрации ресурсов на эффективность производства

Роль инновационного образования при формировании профессиональных знаний

Анализ влияния факторов внешней среды на развитие строительных предприятий в России

Методические основы анализа конкурентной среды, измерения концентрации и силы рынка

Оценка влияния изменений в экономическом и финансовом капитале организации АПК на эффективность их деятельности

Моделирование процесса управления качеством в образовательной деятельности

Оценка проектных рисков как важный фактор инвестиционной деятельности финансовых структур

Похожие статьи

Анализ влияния градостроительных и природно-ландшафтных факторов на организацию зон в структуре островных и прибрежных территорий

Влияние экологических свойств городских территорий на формирование городской среды

Социально-экономическое прогнозирование как основа управления развитием территории

Методический подход к оценке влияния концентрации ресурсов на эффективность производства

Роль инновационного образования при формировании профессиональных знаний

Анализ влияния факторов внешней среды на развитие строительных предприятий в России

Методические основы анализа конкурентной среды, измерения концентрации и силы рынка

Оценка влияния изменений в экономическом и финансовом капитале организации АПК на эффективность их деятельности

Моделирование процесса управления качеством в образовательной деятельности

Оценка проектных рисков как важный фактор инвестиционной деятельности финансовых структур

Задать вопрос