Роль станции юных натуралистов в экологическом воспитании учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аминова, Г. В. Роль станции юных натуралистов в экологическом воспитании учащихся / Г. В. Аминова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9.1 (113.1). — С. 4-5. — URL: https://moluch.ru/archive/113/28972/ (дата обращения: 19.10.2024).



Современное дополнительное образование — это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в современном информационном обществе. Учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в экологическом образовании и воспитании. Эта система образовательных учреждений способна адаптироваться к происходящим в обществе изменениям, быстро реагирует на индивидуальные потребности детей, а главное, в отличие от регламентируемого школьного образования, предлагает свободу выбора программ, направлений обучения и воспитания.

Главный вопрос дополнительного образования звучит как вызов, брошенный нам историей: «Сумеет ли взрослое поколение заинтересовать поколение, которое идет нам на смену?". В решении этого вопроса немаловажной является задача — она состоит в установлении гармоничных отношений ребенка с природой, обществом и самим собой, в создании возможностей для реализации творческой активности детей в возрасте от 6 до 18 лет. Подросток, получивший определенный багаж экологических знаний, в дальнейшем становится воспитанным, экологически грамотным и социально-активным человеком.

Особенность педагогики нашей Станции юных натуралистов заключается в том, что в своей основе она является социально-педагогической. Ежегодно Станцией проводится набор детей для занятий кружковой деятельностью, в основном по двум направлениям: эколого-биологическое и естественно-научное. Наши воспитанники приходят к нам добровольно, без отбора детей, нет и оплаты за предоставляемые детям обучающие услуги. А это значит, что в детских объединениях СЮН могут заниматься все желающие.

Поэтому при разработке программ дополнительного образования педагоги стараются учитывать современные интересы ребенка, пытаются совместить «полезное с приятным» в организации воспитательно-образовательного процесса. В программах просматривается не традиционный упор на получение ребенком знаний, умений и навыков по выбранному виду деятельности, а интегрированный подход к организации занятий, способствующий развитию и знаниевых, и личностных качеств ребенка.

С этой целью, коллективом активно проводится работа по эколого-биологическому направлению, где можно выделить, что решение экологических проблем мы связываем с формированием экологической культуры подрастающего поколения.

Работа в этом направлении проводится в форме тематических месячников, акций в течение всего учебного года, таких как: «Кормушка», «Сохрани дерево», «Скворец», «Первоцвет», «Марш парков» и др. В рамках этого проводятся: тематические беседы, викторины, экскурсии, изготовление и развешивание кормушек и скворечников, посадка деревьев и уборка парковой зоны от мусора, оформление информационных стендов.

Немаловажным фактором в формировании экологической культуры детей и подростков является работа живого уголка на базе СЮН, где можно не только поухаживать за животными и растениями, но и узнать много нового о жизни и существовании братьев наших меньших. Здесь же проводятся всевозможные экологические игры, экскурсии для жителей города, где ребятам предлагается самостоятельно рассказывать о животных, т. е. почувствовать себя в роли «гида».

Высокое качество подготовки воспитанников СЮН проявляется в успешном участии их в различных конкурсах, фестивалях, таких как: «Своей Отчизне пою я песню», «Зеленая планета», Республиканский конкурс-слет экологов и лесоводов, «Я-исследователь», направленных на привлечение внимания к проблемам окружающей среды, а также в реализации социально значимых проектов. Продуктом многолетней работы Станции юных натуралистов (в текущем году СЮН исполнилось 35 лет) является:

— повышение уровня воспитанности обучающихся и уровня экологического мышления;

— увеличение участников и призёров научно-практических конференций, фестивалей и конкурсов различного уровня в 1,2 раза;

— увеличение количества участников экологических акций в 1,5 раза.

Непрерывность экологического воспитания и образования реализуется через систему массовых мероприятий, проводимых Станцией юных натуралистов, рассчитанных на различные возрастные категории участников, включая дошкольников, учащихся от младшего до старшего возраста, студентов и жителей города. Исходя из вышесказанного, можно увидеть, как подросток проходит путь к социальному творчеству и организации практических дел, к разработке и внедрению проектов, существенно меняющих отношения и образ жизни, ценностные ориентации и мотивацию, а в конечном итоге становится социально активной личностью.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, житель города.


Похожие статьи

Роль станции юных натуралистов в экологическом образовании и воспитании детей

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Роль классного руководителя в патриотическом воспитании младших школьников

Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании дошкольника

Использование педагогического потенциала народного творчества в эстетическом воспитании школьников

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с живой природой

Прекрасное рядом: экологическое воспитание младших дошкольников в летний оздоровительный период

Роль театрального коллектива в детском саду в развитии творческих способностей дошкольников

Роль природно-ландшафтной ситуации в возникновении и развитии города Борисоглебска

Роль школьных музеев в патриотическом воспитании

Похожие статьи

Роль станции юных натуралистов в экологическом образовании и воспитании детей

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Роль классного руководителя в патриотическом воспитании младших школьников

Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании дошкольника

Использование педагогического потенциала народного творчества в эстетическом воспитании школьников

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с живой природой

Прекрасное рядом: экологическое воспитание младших дошкольников в летний оздоровительный период

Роль театрального коллектива в детском саду в развитии творческих способностей дошкольников

Роль природно-ландшафтной ситуации в возникновении и развитии города Борисоглебска

Роль школьных музеев в патриотическом воспитании

Задать вопрос