Университет экологических знаний | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Токарев, А. А. Университет экологических знаний / А. А. Токарев, Г. А. Федорова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/12910/ (дата обращения: 16.12.2024).



В исследовании представлено понятие «Университета экологических знаний» как одной из форм дополнительного образования в области экологии, рассмотрены различные формы организации университетов, их целевая направленность и приобретение детьми первого естественнонаучного опыта.

Ключевые слова: университет экологических знаний, дополнительное образование, образовательный комплекс, учебный процесс

Университет экологических знаний представляет собой систему самостоятельных образовательных комплексов [1]. Объединяющим началом системы образовательных комплексов является изучение предметов естественнонаучного цикла, таких как ботаника, зоология, экология, этология, природоведение, фенология, этология.

В рамках занятий в детских университетах экологических знаний, ребенок приобретает первый опыт естественнонаучной деятельности.

Целью Университета экологических знаний является способствование развитию экологической и естественнонаучной компетентностей обучающихся посредством включения их в творческую, образовательную, научно-исследовательскую деятельность.

Детские университеты экологических знаний, как правило, формируются при учреждениях дополнительного образования, Домах Детского и Юношеского Творчества, муниципальных культурных комплексах образовательной направленности.

Следует отметить, что Детские университеты экологических знаний обладают обширной материальной базой и наглядными пособиями. При университетах экологических знаний могут функционировать небольшие детские зоопарки, ботанические сады, живые уголки. Несомненно, посещение зоопарков и ботанических садов является эффективным способом реализации экологического образования школьников. В ходе подобных мероприятий ребенок не только знакомится с многообразием животного и растительного мира, но и видит роль человека в природе, учится бережному отношению ко всему живому.

К основным направлениям, реализуемым в образовательных программах и проектах Детского университета экологических знаний можно причислить теоретическую экологию, полевую или натуралистическую экологию, учебно-исследовательскую деятельность, природоохранную деятельность.

Деятельность университетов экологических знаний направлена на индивидуальное развитие личности, выработку навыка самостоятельной ориентации в информационных полях, формирование у детей умения ставить и решать задачи, способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания.

Детский университет экологических знаний при КОГОБУ ДО «Дворец творчества — Мемориал» (г. Киров) представляет собой систему самостоятельных различных по сложности образовательных комплексов, рассчитанных на детей разных возрастных категорий [2].

  1. Клуб «Азбука природы»
  2. Объединение на базе компьютерного класса «Экология и компьютер»
  3. Естественнонаучная школа
  4. Очно-заочная экологическая школа с элементами дистанционного обучения
  5. Проект экологического просвещения и воспитания «От творчества — к осознанию» (массовые экологические мероприятия: конкурсы, фестивали).

Учебный процесс организован как в виде классических учебных занятий (изучение тем, включённых в программу, методик исследования, правил фиксирования данных наблюдений, правил оформления собранных материалов, знакомство с требованиями к защите работы, к созданию презентаций), так и в форме заданий исследовательского характера (проведение научных экспериментов, наблюдений, анкетирований, постановка опытов). Так же в процесс обучения включены полевые практики и летние исследовательские экспедиции. Последние формы организации учебного процесса прививают детям навыки обработки собранного материала, систематизации и обобщения информации.

Университет экологических знаний, находясь в поле дополнительного образования, позволяет применять индивидуальный подход к ребенку, выявляя в процессе обучения его способности, склонности к той или иной области экологии.

Неотъемлемой частью образовательного процесса являются научно-практические конференции, в рамках которых дети делятся опытом и знаниями, представляют свои проекты.

Разнообразие творческих форм, объединённых в проекте экологического просвещения и воспитания «От творчества — к осознанию», предоставляют детям возможность погрузиться в удивительный мир природы, понять важность взаимосвязи и взаимозависимости его явлений и объектов, почувствовать личную ответственность за всё живое [2].

Университет экологических знаний приучает детей к пониманию того, что экологическое знание — это не просто часть образовательного процесса, но повседневная деятельность по сохранению природы с чего и начинается успешное формирование экологической культуры человека.

Литература:

  1. Байкарова А. А. Мастер-класс для дошкольников старшей и подготовительной групп «Воздушный шар» // Дирекция природных территорий «Тропарево» и «Теплый Стан» ГПБУ «Мосприрода». — М., 2016.
  2. Балахничёва Л. Л., Бармина А. В., Денисова Н. И. Детский университет экологических знаний // Электронный ресурс [https://dvorecmemorial.ru/index.php/obyedineniya/estestvennonauchnaya-napravlennost/40-detskij-universitet-ekologicheskikh-znanij]. — 2017.
  3. Круглый стол для воспитателей и педагогов // Электронный ресурс [http://debcsagil.ucoz.ru/news/kruglyj_stol_dlja_vospitatelej_i_pedagogov/2016–03–30–224]. — 2016.
  4. Ригерт В. В. Особенности реализации экологического образования в системе дополнительного образования города Омска // Электронный ресурс [www.debcomsk.ru]. — 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): знание, дополнительное образование, ребенок, университет, учебный процесс, детский университет, область экологии, образовательный процесс, процесс обучения, экологическое просвещение.

Ключевые слова

дополнительное образование, учебный процесс, образовательный комплекс, университет экологических знаний

Похожие статьи

Адаптация элективного физического воспитания в Новосибирском государственном университете экономики и управления

В статье рассмотрен первый опыт по введению элективного физического воспитания в образовательный процесс в высшей школе. Обозначены ошибки и возможные способы их устранения, положительные результаты и перспектива дальнейшего движения в этом направлен...

Сайт цикловой комиссии колледжа как образовательная платформа в условиях дистанционного обучения

В статье рассмотрены возможности использования веб-сайтов в организации и управлении учебной деятельностью обучающихся системы среднего профессионального образования. Также в статье описывается сайт предметно цикловой комиссии «Гуманитарных и социаль...

Использование инновационных методов при преподавании юридических дисциплин

В статье уточняется понятие «образовательная инновация», анализируются отдельные инновационные методы обучения в вузе. Особое внимание уделено инновационным технологиям обучения на юридических факультетах.

Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса

В статье рассматриваются возможности эколого-экономического воспитания учащихся в образовательной области «Технология» при проведении элективного курса. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эколого-экономической воспитанно...

Интерактивные методы обучения в экологической образовательной среде морского технического вуза

Использование интерактивных методов в процессе обучения профессиональных и специальных дисциплин с включением экологических знаний, при изучении экологии позволяет решить задачу формирования экологической образовательной среды.

Перспективы использования технологий дистанционного обучения в юридических вузах

В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических вузах. Проведен анализ данных технологий, выявлены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.

Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации

Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...

Повышение естественнонаучной грамотности учащихся через концептуальное обучение

Исследование направлено на повышение научных навыков студентов с использованием метода концептуального обучения. Практическое исследование состоит из серии уроков, включающих обзор литературы, метод концептуального обучения. Результаты исследования в...

Проблемы организации образовательного процесса в колледже

Статья раскрывает проблемы организации образовательного процесса в колледже. Освещены основные пути развития средне профессионального образования. Предложены возможные варианты решения выявленных проблем.

Особенности образовательных проектов и управления ими

В статье рассмотрены теоретические основы образовательных проектов, изучен их состав, структура, особенности управления, выделены новые формы образовательных проектов и представлен опыт реализации на примере вуза.

Похожие статьи

Адаптация элективного физического воспитания в Новосибирском государственном университете экономики и управления

В статье рассмотрен первый опыт по введению элективного физического воспитания в образовательный процесс в высшей школе. Обозначены ошибки и возможные способы их устранения, положительные результаты и перспектива дальнейшего движения в этом направлен...

Сайт цикловой комиссии колледжа как образовательная платформа в условиях дистанционного обучения

В статье рассмотрены возможности использования веб-сайтов в организации и управлении учебной деятельностью обучающихся системы среднего профессионального образования. Также в статье описывается сайт предметно цикловой комиссии «Гуманитарных и социаль...

Использование инновационных методов при преподавании юридических дисциплин

В статье уточняется понятие «образовательная инновация», анализируются отдельные инновационные методы обучения в вузе. Особое внимание уделено инновационным технологиям обучения на юридических факультетах.

Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса

В статье рассматриваются возможности эколого-экономического воспитания учащихся в образовательной области «Технология» при проведении элективного курса. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эколого-экономической воспитанно...

Интерактивные методы обучения в экологической образовательной среде морского технического вуза

Использование интерактивных методов в процессе обучения профессиональных и специальных дисциплин с включением экологических знаний, при изучении экологии позволяет решить задачу формирования экологической образовательной среды.

Перспективы использования технологий дистанционного обучения в юридических вузах

В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических вузах. Проведен анализ данных технологий, выявлены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.

Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации

Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...

Повышение естественнонаучной грамотности учащихся через концептуальное обучение

Исследование направлено на повышение научных навыков студентов с использованием метода концептуального обучения. Практическое исследование состоит из серии уроков, включающих обзор литературы, метод концептуального обучения. Результаты исследования в...

Проблемы организации образовательного процесса в колледже

Статья раскрывает проблемы организации образовательного процесса в колледже. Освещены основные пути развития средне профессионального образования. Предложены возможные варианты решения выявленных проблем.

Особенности образовательных проектов и управления ими

В статье рассмотрены теоретические основы образовательных проектов, изучен их состав, структура, особенности управления, выделены новые формы образовательных проектов и представлен опыт реализации на примере вуза.