Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (191) февраль 2018 г.

Дата публикации: 04.02.2018

Статья просмотрена: 409 раз

Библиографическое описание:

Арифуллина, Г. Ш. Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника / Г. Ш. Арифуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 5 (191). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/191/48185/ (дата обращения: 26.04.2024).



Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Ключевые слова: мотивация, мотив, познавательные способности, младший школьник, учебная деятельность, исследование.

Keywords: motivation, motive, capability, schoolboy, educational activity, exploration, mention, family, relationships

Неотъемлемую часть развития ребенка составляют родители, их умение контролировать действия малыша, направлять в нужном направлении, при этом, не оказывая психологическое давление на младшего школьника.

Дети, которые не чувствуют той самой эмоциональной стабильности и любви, зачастую замкнуты (но, как сказано выше, имеются исключения), сосредоточенны на налаживании отношений внутри семьи, что влияет на успеваемость. Но ошибочно утверждение, что дети из таких семей не способны усваивать предлагаемый школьный материал, и развиваться в других сферах, к примеру, в науке и литературе. Они развиваются и пополняют свои знания в менее ускоренном темпе, нежели дети с благоприятной эмоциональной сферой.

Первым этапом данного исследования является методика «Модифицированная анкета для изучения мотивации учебной деятельности», разработанная М. Г. Пирожковой, в ходе проведения которой были выявлены следующие выводы:

Проанализировав результаты, можно сделать следующий вывод: на уровень мотивации и интеллектуальную сферу учащихся младших школьников влияют не столько родители, учителя и внешние факторы, сколько самомотивация и самоконтроль, а также желание учиться чему-то новому.

Результаты заключительной методики Э. Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления младших школьников».

По результатам данной методики стало известно, что средним уровнем развития и особенностями понятийного мышления обладают: Миша Г., Настя М., Степа Ж., Сережа К., Эдик О. и Максим О., они набрали 29–26 баллов, хоть и допускали ошибки во время ответов. Остальные ребята показали высокий результат 40–30 баллов. В их ответах либо не было ошибок, либо ошибки были незначительными. Дети с низким уровнем развития и особенностей понятийного мышления отсутствуют. Данная методика дает понять, что у детей к 6 и 7 годам уже довольно хорошо сформирован уровень развития словесно-логического мышления.

Далее была проведена методика «Родительские отношения А. Я. Варга, В.В. Столина». Цель методики: выявление родительского отношения.

Данная методика повзволила выявить стили детстко-родительских отношений, их влияние на эмоциональную сферу ребенка.

За каждый ответ «да» тестируемый получает один балл, а за каждый ответ «нет» тестируемый получает ноль баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты.

Тестируемые получили высокие баллы по шкале «принятие—отвержение» — от 24 до 33. Баллыговорят о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый уважает и признает его индивидуальность, одобряет интересы ребенка, поддерживает , начинания, проводдит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале равны от 0 до 8это говорит о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в отрицательные чувства: раздражение, разочарование, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, невысоко оценивает его способности, третирует ребенка.

Высокие баллы по шкале «кооперация» — 7–8 балловэто признак того, что взрослый проявляет реальный интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, одобряя и поощряя самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком.

Высокие баллы по шкале «симбиоз» — 6–7 балловэти баллы позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности. У некоторых тетсируемых по этой шкале вышло 1–2 балланизкие баллы этопризнак того, что взрослый, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится, не интересуется его упехами. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале «контроль» — 6–7 балловпоказывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требует безоговорочного послушания, задает строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале — 1–2 балла,напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» — 7–8 балловпризнак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале — 1–2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Четвертая часть всех испытуемых используют стили «Кооперация» и «Симбиоз» в межличностных отношениях с ребенком. Данные стили наиболее благоприятно влияют на поведение ребенка, на его отношение к учебе, социальные отношения.

В заключение хотелось бы отметить, что в обучении ребенка должна участвовать не только школа, но и родители. Ведь именно благодаря им ребенок сначала учится говорить, ходить, узнавать мир. Поэтому, становясь школьником, ребенок не должен терять поддержку родных, их заинтересованность в его успехах, и конечно же, он должен чувствовать себя важным, любимым, нужным, а также знать, что не разочарует их своими поступками, будь то блестящие достижения или же поражения. Именно при таких взаимоотношениях ребенок вырастет достойным человеком, способным на хорошие поступки не только ради себя, но и ради своей семьи и окружающих его людей.

Литература:

1. Гребенников И. В. Воспитательный климат семьи. — М.: Знание, 1976. — 40с.

  1. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка. М.: Воронеж, 1997.
  2. Варга А. Я. Структура и типы родительских отношений. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 358с.
Основные термины (генерируются автоматически): балл, ребенок, взрослый, младший школьник, отношение, уровень развития, учебная деятельность, шкала, понятийное мышление, словесно-логическое мышление.


Похожие статьи

Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте

уровень развития, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, младший школьный возраст, развитие мышления, особое внимание, младший школьник, высокий уровень развития, понятийное...

Развитие понятийного мышления младшего школьника

ребенок, развитие мышления, существенный признак, понятийное мышление, главный признак, логическая связь, начальная школа, основной признак, нижнее белье, процесс обучения.

Особенности развития мышления в подростковом возрасте

Ключевые слова: мышление, развитие мышления, конкретное мышление, формальное мышление, подростковый возраст.

Одна из причин возникновения логического мышления — то, что теперь ребенок может

Этот навык необходим для успешной учебной деятельности.

Формирование мышления младшего школьника на уроках...

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственной...

Изучение особенностей словесно-логического мышления...

В младшем школьном возрасте у детей совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению...

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т. е. мыслительных

Уровни анализа: Эмпирический (стихийно), догадался или нет.

Похожие статьи. Формирование информационной культуры младших школьников.

Интеллектуальные операции «обобщение» и «классификация» как...

Развитие понятийного мышления младшего школьника. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников. Индивидуальные особенности памяти младшего школьника.

Условия развития логического мышления детей старшего...

Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка.

Предпосылками развития логического мышления в дошкольном возрасте являются овладение мыслительными операциями и усвоение действий...

Диагностическое исследование наглядно-образного мышления...

В зависимости от формы мыслительной деятельности, авторы выделяют наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое мышление. Для определения уровня развития указанных видов мышления у учащихся младших классов с недоразвитием познавательной...

Похожие статьи

Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте

уровень развития, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, младший школьный возраст, развитие мышления, особое внимание, младший школьник, высокий уровень развития, понятийное...

Развитие понятийного мышления младшего школьника

ребенок, развитие мышления, существенный признак, понятийное мышление, главный признак, логическая связь, начальная школа, основной признак, нижнее белье, процесс обучения.

Особенности развития мышления в подростковом возрасте

Ключевые слова: мышление, развитие мышления, конкретное мышление, формальное мышление, подростковый возраст.

Одна из причин возникновения логического мышления — то, что теперь ребенок может

Этот навык необходим для успешной учебной деятельности.

Формирование мышления младшего школьника на уроках...

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственной...

Изучение особенностей словесно-логического мышления...

В младшем школьном возрасте у детей совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению...

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т. е. мыслительных

Уровни анализа: Эмпирический (стихийно), догадался или нет.

Похожие статьи. Формирование информационной культуры младших школьников.

Интеллектуальные операции «обобщение» и «классификация» как...

Развитие понятийного мышления младшего школьника. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников. Индивидуальные особенности памяти младшего школьника.

Условия развития логического мышления детей старшего...

Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка.

Предпосылками развития логического мышления в дошкольном возрасте являются овладение мыслительными операциями и усвоение действий...

Диагностическое исследование наглядно-образного мышления...

В зависимости от формы мыслительной деятельности, авторы выделяют наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое мышление. Для определения уровня развития указанных видов мышления у учащихся младших классов с недоразвитием познавательной...

Задать вопрос