Автор: Руденская Анастасия Викторовна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 251 раз

Библиографическое описание:

Руденская А. В. Интеллектуальные операции «обобщение» и «классификация» как операционные механизмы мышления — познавательной способности младшего школьника // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 191-193.



В данной работе представляется исследование динамики развития интеллектуальных операций «классификация» и «обобщение» у младших школьников в процессе фронтального обучения. Идет сравнение 2 класса, работающего по ФГОС и 4 класса, который работал по старой системе начального образования.

Интеллектуальные операции (операционные механизмы) познавательных способности, в том числе и мышления, с поступлением ребенка в школу, только начинают развиваться. В самом начале учебного процесса уровень их развития достаточно низкий, но при вхождении в учебную деятельность на разных дисциплинах ребенок учиться ставить цели и решать поставленные задачи. В этот момент начинается развитие познавательных способностей через операционные механизмы мышления. В концепции В. Д. Шадрикова можно увидетьвзаимосвязь всех познавательных способностей, благодаря интеллектуальным операциям, проявляющимся во всех сферах познавательной активности младших школьников. Он показал закономерности развития интеллектуальных операций ребенка в ведущем виде деятельности (учебной). В каждом возрастном периоде меняется характер развития интеллектуальных операций, появляются новые интеллектуальные операции, повышается качественный уровень уже имеющихся.

У новорожденного ребенка: предметом деятельности является собственное тело, взаимодействие с матерью. Развитии идет в распознавании сенсорных сигналов, а характеристикой интеллектуальных операций является сосание, хватательные движения.

От 2 до 15 месяцев предметом деятельности является собственное тело, предметное взаимодействие, социальное взаимодействие. В эмоциональном общении с родителями идет овладение собственным телом, формирование привязанности, формирование представлений о постоянстве объекта, развитие сенсомоторного интеллекта, а характеристикой интеллектуальных операций является координация движений большого пальца и одного, двух других (до года), сложные сенсомоторные координации — управление собственным телом. В манипулировании с предметами и установлении ассоциаций появляются первые мыслительные схемы: ассимиляция и аккомодация.

От 3 месяцев до 30 месяцев: предметом деятельности является вокальные упражнения с голосовым аппаратом, в развитии идет формирование специфических сенсорных эталонов речи, овладение языком, а характеристикой интеллектуальных операций является анализ и синтез речевых сигналов.

От 15 до 30 месяцев: предметом деятельности является предметное взаимодействие, совместная деятельность со взрослыми. В социальном взаимодействии идет сенсорное различение, установление значений, развитие сенсомоторного интеллекта, появление мысленных представлений об объектах, которые отсутствуют, появляются предпосылки абстрактно-символического мышления. Память обогащается знаниями об окружающем мире, появляются осознание «Я» и «не Я», отсроченное подражание, имитация поведения близких людей, а характеристикой интеллектуальных операций является сравнение (сенсорных сигналов) целеполагание в поведении (поиск игрушек).

До 3-х лет происходит дальнейшее овладение собственным телом, развитие основных психических процессов, установление значений и смыслов, накопление знаний об окружающем мире (предметном и социальном).У ребенка появляется первичное понимание различий между реальным и воображаемым, стремление к познанию окружающего мира, а характеристикой интеллектуальных операций является выдвижение гипотез (неосознаваемых), определяющих поведение, операции понимания, появление навыков счета (выстраивание последовательностей), появление ключевых идей счета. Предметом игровой деятельности является предметное и социальное взаимодействие. В игре идет овладение операцией сравнения (на примере предметных рядов), применяются навыки различных интеллектуальных операций к конкретным явлениям.

С 7 до 11 лет: предметом деятельности является предметное и социальное взаимодействие, ведущим видом деятельности становится учебная деятельность, в которой продолжают развиваться навыков различных мыслительных операций по отношению к конкретным явлениям, появление предпосылок абстрактного мышления. Начинает формироваться нравственная ответственность (избегание наказания и стремление к получению награды), а характеристикой интеллектуальных операций является нарастание количества конкретные интеллектуальных операций.

В нашей исследовательской работе мы диагностировали интеллектуальные операции у детей 2-го и 4-го класса. Основной целью нашего эксперимента было обнаружить и охарактеризовать динамику развития интеллектуальных операций «обобщение» и «классификация» у младших школьников в процессе фронтального обучения. Стоит отметить, дети 2-го класса начали свое обучение по ФГОС НОО, а у учеников 4-го класса велось обучение по предыдущей системе образования.

Для исследования интеллектуальных операций «классификация» и «обобщение» на первом этапе были использованы методы диагностики эффективности учебной деятельности «трудного класса». Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций у детей младшего школьного возраста.

В методику входили задания четырех типов, направленные на выявление умений ребенка осуществлять различные логические операции с вербальным материалом.

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

83.2

28

95.2

37

2

82.3

25

72.6

14

3

102.9

40

77.9

20

4

64.3

8

80.8

23

5

88.1

35

76.8

18

6

82.9

27

71.4

12

7

69.3

11

72.3

13

8

81

24

74.9

15.5

9

62

7

83.8

29

10

9.8

1

75

17

11

40.6

2

77.3

19

12

42.3

3

88

34

13

65.3

9

65.9

10

14

80.1

22

50

5

15

86

31

87.1

33

16

82.8

26

97.4

38.5

17

48.3

4

92.5

36

18

86.4

32

97.4

38.5

19

79.2

21

61.4

6

20

85.9

30

74.9

15.5

Суммы:

386

434

Результат: UЭмп = 176

Критические значения

UКр

p≤0.01

p≤0.05

114

138

Полученное эмпирическое значение Uэмп(176) находится в зоне незначимости

По итогам наших субтестов суммарный показатель по четвертому классу превышает (незначительно) суммарный показатель второго класса, значимы ли найденные нами различия мы посчитали с помощью количественной оценки по критерию Манна-Уитни и получили следующие результаты — количественный анализ полученных данных показывает отсутствие значимых результатов субтестов, направленных на изучение развития операций «обобщение» и «классификация» во 2ом и 4ом классе. Этого можно было ожидать.

Как показывает практика при модернизации системы образования были внесены изменения как в программу, так и непосредственно на подачу материала учителем. Задания сейчас рассчитаны не только на подготовленных детей, но и на менее усидчивых и подготовленных школьников. Таким образом, на современном этапе в учебной деятельности делается акцент на развитие интеллектуальных операций в комплексе. Без внимания не остается ни один компонент операционной системы способностей. И за счет этого развитие идет быстрее, а обучение становится качественнее.

Литература:

  1. Акимова М. К., Гуревич К. М. Психологическая диагностика. Уч. пособие. 3-е изд. — СПб: Питер, 2007.
  2. Веретенникова Л. К. Развитие творческого потенциала младших школьников// Учебн.пособие. в 2 ч. — Москва, изд. Альфа,2008.
  3. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999.
  4. Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б., Запорожец А. В. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие к книге Д.Флейвелла «Генетическая психология Ж.Пиаже». М., 1967.
  5. Общая психология / под редакцией Петровского А. В. — М.: Просвещение, 1986.
  6. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии. 1960. № 3.
  7. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.: Логос, 1996.
  8. Шадриков В. Д. «Интеллектуальные операции.- М.: Университетская книга, Логос, 2006. Изд-во Института Психотерапии, 2006.
  9. Шадриков В.Д «Ментальное развитие человека», М.: Аспект Пресс, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальных операций, характеристикой интеллектуальных операций, развития интеллектуальных операций, предметом деятельности, интеллектуальных операций «классификация», интеллектуальных операций ребенка, операционные механизмы мышления, интеллектуальных операций «обобщение», младших школьников, развитие интеллектуальных операций, социальное взаимодействие, конкретные интеллектуальных операций, различных интеллектуальных операций, исследования интеллектуальных операций, овладение собственным телом, развитие сенсомоторного интеллекта, динамики развития интеллектуальных, процессе фронтального обучения, характер развития интеллектуальных, развития операций «обобщение».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос