Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 07.12.2016

Статья просмотрена: 297 раз

Библиографическое описание:

Григорьева О. Т., Корнилова Е. Н. Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 644-646. — URL https://moluch.ru/archive/130/36142/ (дата обращения: 22.05.2018).



В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логического мышления и организована опытно-экспериментальная работа по исследованию особенностей словесно-логического мышления у младших школьников. Кроме того, проведена сравнительная диагностика уровня развития словесно-логического мышления детей с тяжелыми нарушениями речи с нормально развивающимися сверстниками.

Ключевые слова: словесно-логическое мышление, дети с тяжелыми нарушениями речи, словесное абстрагирование, младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте у детей совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению, что обуславливает важность данного возрастного периода для формирования всех последующих психологических процессов. Психолого-педагогические исследования должны быть направлены на внедрение новых методик и разработку комплексной системы диагностики с учётом возрастных и психологических особенностей данной категории детей, что обуславливает актуальность выбранной темы.

У ребенка с нарушениями речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедляться темп интеллектуального развития. В силу дефекта речи ребенок мало общается с окружающими, круг представлений в связи с этим ограничивается, темп развития мышления замедляется. Значительное место занимают мыслительные процессы в развитии лексико-грамматической и смысловой сторон речи. Усвоение словарного запаса и грамматического строя происходит успешно, когда ребенок сопоставляет и связывает услышанное слово со значением предметов и действий. Таким образом, речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов.

Специфика понимания мыслительных процессов представителями разных психологических школ отчетливо объясняется теми философскими концепциями, которые лежат в основе того или иного учения. Принимая во внимание историческую значимость основных идей, перечисленных выше направлений, отечественная психология наиболее близко подошла к сущности проблемы мышления, рассматривая ее в контексте культурно-исторического развития. При этом большое значение приобретает взаимосвязь мыслительной деятельности человека не только с чувственным познанием, но и языком, речью.

По мнению Л.С. Выготского логическое мышление в психическом развитии стоит «выше» образного в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного. Он считает, что усвоение логических форм мышления будет неполноценным без достаточно прочного фундамента в виде развитых образных форм.

В отечественной психологической науке, основанной на учении о деятельностной природе психики человека, мышление получило трактовку с позиций особого вида познавательной деятельности. Разработка этой проблемы связана с именами А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева и других. Мышление понимается как прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности.

Словесно-логическое мышление можно определить, как вид мышления человека, где в качестве средства решения задачи выступают словесное абстрагирование и логические рассуждения [1, с. 206].

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это дети с сохранным слухом и интеллектом, страдающие резко выраженными отклонениями в развитии речи и вследствие этого ограниченные в речевом общении. Наиболее часто встречаются алалия, ринолалия, дизартрия. К тяжелым нарушениям речи относят также выраженные формы заикания [1, с. 234].

Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей словесно-логического мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи проводилась на базе ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат 5 вида» и МОУ СОШ №3 городского округа «Город Якутск».

В эксперименте приняли участие учащиеся 3-го класса в количестве 20 человек: 10 детей с нормальным речевым развитием и 10 детей с тяжелыми нарушениями речи.

Для выявления и сравнения уровня развития словесно-логического мышления младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и младших школьников без речевых нарушений было проведено исследование, в котором использовалась методика Э. Ф. Замбацявичене, состоящая из 4-х субтестов.

После прочтения первого задания, ребёнок опрашивается: «Какое слово из пяти подходит к приведённой части фразы». Если ответ правильный, задаётся вопрос: «Почему не шнурок?». После правильного объяснения, решение оценивается в 1 балл, при неправильном – 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребёнку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слова «всегда», что важно для решения 6 и 10 проб этого субтеста. При решении последующих проб этого субтеста уточняющие вопросы не задаются.

В результате анализа проведенного исследования словесно-логического мышления среди младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи и нормально развивающихся детей были выявлены следующие особенности развития словесно-логического мышления:

− уровень развития словесно-логического мышления у детей с тяжёлыми нарушениями речи в среднем значительно ниже (согласно исследованию, в среднем на 25-30%), чем у нормально развивающихся детей;

− средний уровень успешности выполнения словесных субтестов у нормально развивающихся детей значительно выше (составляет 74 % и соответствует третьему уровню), чем у детей с тяжёлыми нарушениями речи (46%, что соответствует первому уровню).

Кроме особенностей, выделенных выше, с помощью практической части работы было установлено, что при выполнении заданий дети с тяжёлыми нарушениями речи испытывали следующие трудности:

− затруднения в понимании и удерживании инструкции (субтест 1, 3);

− замена обобщающих понятий словами конкретного значения (субтест 4);

− неумение выделить общий понятийный признак при классификации, недостаточное развитие умения сравнивать слова по их значению (субтест 2);

− неумение определить ключевое слово, несформированность семантических полей (субтест 1, 3);

− трудности в актуализации словаря (субтест 1-4).

Из всего вышесказанного следует, что сформированность логического действия «умозаключения» у детей с тяжелыми нарушениями речи находится на низком уровне.

В исследовании было показано, в какой степени взаимосвязаны и взаимозависимы речевое развитие и развитие словесно-логического понятийного мышления. Исследование показало, что снижение уровня словесно-логического мышления у детей с тяжёлыми нарушениями речи указывает на необходимость организации коррекционной работы, которая должна предусматривать возможность воздействия не только на нарушенную сторону речи, но одновременно, и в целом, на все стороны речи и виды психической деятельности (познавательную и эмоционально-волевую).

Таким образом, можно отметить, что для последующего эффективного обучения младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи необходимо закладывать полноценную основу словесно-логического мышления.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5. - М.: Лабиринт, 1999.
  2. Белякова Л. И. Классификация речевых нарушений в отечественной и зарубежной традиции. – Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Дефектология. – 2007. – №4.
  3. Дефектология: Словарь-справочник / Авт.-сост. С. С. Степанов; Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996.
  4. Мещеряков Б. Г. Современный психологический словарь. / сост. И общ. Ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - М.: АСТ ;СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 490 с.
  5. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушениями речи, тяжелыми нарушениями речи, словесно-логического мышления, тяжёлыми нарушениями речи, особенностей словесно-логического мышления, развития словесно-логического мышления, младших школьников, нормально развивающихся детей, словесно-логического мышления детей, вопросам словесно-логического мышления, словесно-логического мышления младших, детей младшего школьного, уровня развития словесно-логического, уровня словесно-логического мышления, словесно-логического понятийного мышления, темп развития мышления, основу словесно-логического мышления, исследования словесно-логического мышления, сущности проблемы мышления, дефекта речи ребенок.


Ключевые слова

младший школьный возраст, словесно-логическое мышление, дети с тяжелыми нарушениями речи, словесное абстрагирование

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос