Встатье даны рекомендации по разработке стандартов внутреннего финансового контроля в организациях социальной сферы,основанного на риск-ориентированном подходе при осуществлении контрольных процедур и контрольных мероприятиях по повышению качества социальных услуг. Охарактеризованы особенности элементов системы внутреннего контроля применительно к организациям социальной сферы. Использование рекомендаций позволит создать единообразную систему внутреннего финансового контроля на всех уровнях бюджетной сферы.
Ключевые слова: социальная сфера, государственный аудит, внутренний финансовый контроль, элементы системы внутреннего контроля.
В современном развитии различных форм финансового контроля государственный аудит занимает важнейшее место, так как его результаты могут быть использованы в целях обеспечения социального развития территорий, для управления государственными учреждениями, входящими в состав социальной сферы, а также для контроля за выполнением социальных программ данными организациями, что обуславливает его общественную значимость.
Под социальным развитием территории мы будем понимать совокупность эволюционных процессов использования территориального потенциала (эндогенного и экзогенного относительно территории) с целью воспроизводства и совершенствования человеческого капитала, а также создания для населения возможности в настоящем и будущем удовлетворять весь комплекс своих физиологических и социальных потребностей объективного и субъективного характера. Основной сферой, влияющей на социальное развитие и предоставляющей для него потенциал (ресурсную базу), является социальная сфера.
В части обеспечения социального развития государство берёт на себя обязанности по обеспечению минимального набора условий для более-менее достойной жизни граждан. Под социальными обязательствами государства в рыночной экономике понимаются «получаемые из бюджета расширенного правительства гражданами страны и иными категориями физических и юридических лиц доходы в денежной или натуральной форме, определенные Конституцией страны, закрепленные государственными законами и имеющие природу, отличную от заработной платы, ренты, дивидендов и предпринимательского дохода» [1, С.7].
Одной из основных задач государства на современном этапе обозначено «устойчивое выполнение социальных обязательств». Задача обеспечения исполнения социальных обязательств, и при этом необходимость повышения адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот напрямую связана с организацией государственного финансового контроля расходов на социальную сферу. Так как для начала необходимо оценить текущее состояние социальной помощи и ее адресатов путем оперативного контроля, затем посредством предварительного контроля проанализировать новый порядок ее предоставления, и в заключение проверить эффективность по результатам принятых мер.
Особенность позитивных преобразований государственного управления социальным развитием в том, что оно не может обойтись без определения зоны и качества воздействия на управляемые подсистемы посредством четких результативных показателей и процессных корректировок, которые становятся возможными при наличии системы обратной связи, иначе говоря, системы контроля.
«Система контроля позволяет:
– проводить анализ тенденций изменений внутрисистемной взаимосвязи агентов управления, отслеживать динамику системы управления в целом;
– предвидеть перемещение воздействия регулирующих инструментов в различные управляемые зоны с характерными для них задачами управления;
– при соблюдении принципа целостности осуществлять положительные преобразования в отдельных секторах управления, что может положительно отразиться на функционировании всей системы» [1].
Институциональные индикаторы позволяют измерять степень социального развития на основе информации о функционировании данного сектора, в том числе в рамках организации системы государственного управления. Сбор такой информации и предоставление ее обществу как раз и входит в задачи государственного аудита, организация которого, принципы деятельности и статус в системе государственной власти ориентированы на выполнение этой функции.
Система контроля позволяет:
– проводить анализ тенденций изменений внутрисистемной взаимосвязи агентов управления, отслеживать динамику системы управления в целом;
– предвидеть перемещение воздействия регулирующих инструментов в различные управляемые зоны с характерными для них задачами управления;
– при соблюдении принципа целостности осуществлять положительные преобразования в отдельных секторах управления, что может положительно отразиться на функционировании всей системы» [1].
Институциональные индикаторы позволяют измерять степень социального развития на основе информации о функционировании данного сектора, в том числе в рамках организации системы государственного управления. Сбор такой информации и предоставление ее обществу как раз и входит в задачи государственного аудита, организация которого, принципы деятельности и статус в системе государственной власти ориентированы на выполнение этой функции.
Основная функция системы государственного аудита состоит в том, чтобы на максимально ранних стадиях выявлять любые отклонения от принятых стандартов законности, эффективности, результативности и экономичности управления общественными ресурсами с целью скорейшего исправления ситуации [4].
Обладая уникальными информационными ресурсами, государственный аудит способен выполнять в обществе как регулятивную, так и конструктивную функцию. Он может не только способствовать институциональным изменениям, но и помогать в выборе перспективных траекторий социального развития. Этому содействует жесткая регламентация деятельности органов государственного аудита, в соответствии с которой представляемые счетными палатами отчеты должны отвечать критериям объективности, достоверности и компетентности. Это делает органы государственного аудита, действующие «от имени и по поручению общества», важными инструментами измерения тенденций социального развития и выбора наиболее эффективных решений в области социально-экономической политики [4, C.16].
Анализ уровня социального развития муниципального образования на примере Старооскольского городского округа показал, что за последние годы округ существенно продвинулся в направлении социального развития. Заметно улучшились многие социальные характеристики населения городского округа. Основные направления социального развития округа определены Стратегией социально-экономического развития Старооскольского городского округа на долгосрочный период до 2025 года [2], включая среднесрочную программу до 2017 года. Она, в свою очередь, заложила фундамент для 17 муниципальных программ (перечень программ представлен в приложении 2), в соответствии с которыми местная власть строит свою работу по всем направлениям деятельности, включая социальную сферу.
Реализация социальной политики на территории округа предполагает бюджетное финансирование социальных обязательств. Среди приоритетов финансирования расходов бюджета Старооскольского городского округа в 2016 году были социально-значимые статьи расходов: своевременная выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений; уплата страховых взносов и налогов; финансирование расходов на приобретение продуктов питания; оплата коммунальных услуг; выплаты социального характера.
Анализ консолидированного бюджета Старооскольского городского округа показал, что фактическое поступление доходов в бюджет «в 2016 году составило 5297962,0 тыс. руб. или 97,8 % от плановых назначений. В общем объеме доходов бюджета Старооскольского городского округа собственные доходы составили 2420784,0 тыс. руб. или 45,7 %, межбюджетные трансферты — 2877178,0 тыс. руб. или 54,3 %» [3].
По расходам бюджет округа за 2016 год исполнен в сумме 5402548,0 тыс. руб. или на 95,9 % от плановых назначений, в том числе за счет налоговых и неналоговых доходов расходы — произведены в сумме 2517 631,1 тыс. руб., что составило 95,1 % от плана [3].
В общем объеме расходов 81,3 % (4392288,0 тыс. руб.) составляли расходы на содержание учреждений социально-культурной сферы:
– образование — 52,8 % (2 851 431,0 тыс. руб.);
– социальная политика — 22,5 % (1 218 035,0 тыс. руб.);
– культура, кинематография, средства массовой информации — 4,9 % (263 345,0 тыс. руб.);
– физическая культура и спорт — 1,1 % (59477,0 тыс. руб.) [3].
Государственный аудит в системе измерения уровня социального развития осуществляется в форме аудита эффективности, основным его субъектом выступает контрольно-счетная палата Старооскольского городского округа Белгородской области. Деятельность Контрольно-счетной палаты в 2017 году осуществлялась на основе установленных Федеральным законом № 6-ФЗ принципов законности, объективности, эффективности, независимости, гласности и была направлена на максимальный охват контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями всех сфер деятельности Старооскольского городского округа. С целью методического обеспечения и организации деятельности КСП распоряжением председателя Контрольно-ревизионной комиссии утвержден Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия». План работы КСП на 2016 год выполнен в полном объеме.
При изучении проблем, возникающих при применении государственного аудита в системе измерения социального развития можно выделить ряд факторов влияющих на его эффективность: отсутствие четкого законодательного регулирования деятельности в области государственного аудита; низкий уровень взаимодействия между органами государственного аудита, государством и получателями бюджетных средств; высокий уровень нерационального распределения бюджетных средств; отсутствие в полном объеме записи всех операций с бюджетными средствами во взаимосвязи с материальными потоками; неразработанность стандартов внутреннего финансового аудита; необеспеченность организационной структуры субъекта государственного аудита, которая бы обеспечивала четкое определение полномочий, и должностных обязанностей.
В настоящее время одной из важных проблем практической реализации функций государственного аудита выступает совершенствование организации и функционирования внутреннего финансового контроля подведомственных учреждений, в которых по видам бюджетных средств, видам услуг, в определенной последовательности операций и действий реализуются контрольные полномочия субъектов внутреннего финансового контроля, контрольные действия, сроки и результаты внутреннего финансового контроля.
В этих условиях, организация внутреннего финансового контроля распорядителя бюджетных средств должна базироваться на использовании типовых элементов системы внутреннего контроля: контрольной среды, процесса оценки рисков, процедур внутреннего контроля, информационных связей в процессе контроля, оценке качества (мониторинге) внутреннего финансового контроля, нашедших практическое применение при формировании систем внутреннего контроля во многих коммерческих организациях, и, как свидетельствуют исследования, применимы для государственных учреждений.
Сегодня рекомендовано осуществлять риск-ориентированный подход при проведении контрольных процедур внутреннего финансового контроля. Эта концептуальная позиция должна найти практическое воплощение в разработке рекомендаций по организации выявления и идентификации первичных риск-факторов выполнения бюджетных процедур на уровне ГРСБ и в подведомственных организациях.
Необходимо, прежде всего, на всех уровнях управления разработать полный перечень бюджетных процедур, оценить возможные риски нарушения бюджетного законодательства, неэффективного использования бюджетных средств, это позволит сформировать контрольные мероприятия риск — ориентированного внутреннего финансового контроля.
Литература:
- Енц Г. П. Влияние финансового контроля на социально-бюджетную сферу. Сыктывкар, 2011.
- Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Старооскольского городского округа на долгосрочный период до 2025 года: Решение Совета депутатов Старооскольского городского округа от 19 декабря 2008 года № 224 // // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
- Отчет главы администрации Старооскольского городского округа «О деятельности администрации Старооскольского городского округа в 2016 году»: Решение Совета депутатов Старооскольского городского округа от 15 июня 2017 года № 559 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
- Степашин С. В. Государственный аудит и экономика будущего. М., 2008.