Принципы и методы расчёта инновационной привлекательности стартапа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (190) январь 2018 г.

Дата публикации: 30.01.2018

Статья просмотрена: 349 раз

Библиографическое описание:

Клюев, А. П. Принципы и методы расчёта инновационной привлекательности стартапа / А. П. Клюев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (190). — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/archive/190/48071/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье рассмотрено такое понятие как «стартап», описаны методы оценки инновационной привлекательности стартапов. Обосновано применение комбинированных методов при оценке инновационных компаний.

Ключевые слова: инновация, инновационная привлекательность, инвестор, стартап.

В настоящее время совершенно невозможно представить наш мир без инноваций, они проникли во сферы нашей жизни, вплоть до самых обыденных и бытовых. Теперь ваш дом стал «умным» и вы можете управлять не только с помощью смартфона, но и с помощью голосового помощника!

И инновации очень тесно переплетаются с понятием «стартап», можно сказать, что стартап невозможен без инновации.

Что же такое стартап? На этот счёт есть множество различных мнений.

Американский предприниматель Стивен Бланк определяет стартап как существующую в течение какого-то времени структуру, которая создана для реализации бизнес-идеи, которую можно воссоздать и масштабировать. [1]

Эрик Рис называет стартапом организацию, которая создаёт новый продукт или услугу в условиях высокой неопределённости. [2]

Пол Грэм считает, что стартапом можно называть компанию, у которой происходит быстрый рост по ключевому показателю. [3]

Обобщив все определения, можно сделать вывод, что стартап — это компания, привносит на рынок совершенно новый продукт или услугу, имеет возможность её масштабировать и имеет весьма высокие и быстрые показатели роста.

Считается, что стартапы крайне выгодны с точки зрения инвестиций и получения выгоды. Многие из них уже через несколько лет становятся «единорогами» — компаниями, чья капитализация превышает 1 млрд$.

Однако стартапы насколько выгодны в плане получения прибыли, настолько же и опасны в плане вложения инвестиций, ведь многие из них являются реализацией совершенно новой, неизвестной ранее идеи или технологии, а, соответственно, имеют риски быть не принятыми потребителями и провалиться.

Поэтому необходимо определить, какова будет стоимость компании и её прибыль

Есть несколько методов для оценки стартапа и их можно разделить на две группы: оценочные методы и расчётные методы. [6]

К первой группе относятся: затратный метод, метод Беркуса, метод скоринга

Затратный метод позволяет оценить финансовые вложения на создание аналогичного проекта из нескольких факторов: [5]

– Текущей рыночной стоимости специалистов, вовлечённых в проект

– Затраты на различные юридические услуги, лицензии и патенты

– Имеющихся на данный момент активов в проекте

– Расходы на выкуп доли у ивесторов

– Затраты, связанные с предоставлением услуг от третьих лиц(маркетологи, smm-специалисты и др.)

Данный метод позволяет оценить насколько эффективно расходуются денежные средства командой стартапа, однако не учитывает стоимость интеллектуальной собственности, личной мотивации стартапера и других нематериальных активов.

Метод Беркуса был создан Дейвом Беркусом в середине 90-х годов XX века, а впервые опубликован в 2001 году в книге «Winning Angels».

Он основан на идеи использования неких эмпирических коэффициентов для учёта потенциала стартапа. Различные коэффициенты имеют свой вес и по-разному вдияют на оценку стартапа.

– Надбавка за привлекательную идею — 20 % — 40 %

– Надбавка за грамотный и профессиональный менеджмент проекта — 20 % — 80 %

– Профессиональный совет директоров, высококвалифицированный ментор проекта — 10 % — 40 %

– Надбавка за уникальность рыночной позиции (участие гос.структур, крупный стратегический партнер, высокий порог входа на рынок конкурентов и т. д.) — 10 % — 20 %

– Реализованный прототип — 20 % — 40 %

– Денежный поток — 20 % — 40 %

Данный метод нестабилен, так как его автор часто пересматривал коэффициенты, а также является личностной, эмпирической оценкой.

Автором метода скоринга является «безнес-ангел» Билл Пэйн.

Этот способ сравнивает стартап с другими похожими компаниями и корректирует среднюю оценку недавно профинансированных стартапов в регионе, чтобы получить оценку стартапа до момента получения первых доходов. Такие сравнения могут быть применены только для компаний, находящихся в одинаковой стадии развития

В первом шаге определяют среднюю оценку компаний в конкретном регионе и секторе экономики.

Второй шаг — это сравнить данный стартап с похожими существующими, применяя коэффициенты, влияющие на стоимость компании:

– Наличие сильной управляющей команды: 0–30 %

– Размер рынка: 0–25 %

– Новизна продукта и технологии: 0–15 %

– Конкурентное окружение: 0–10 %

– Маркетинг, каналы продаж, партнерство: 0–10 %

– Потребность в дополнительных инвестициях: 0–5 %

– Другие факторы: 0–5 %

Данный метод также является весьма субъективным.

Ко второй: метод нормы прибыли (метод венчурного капитала), метод оценки потенциальной аудитории по стоимости клиента, метод оценки потенциальной аудитории по доходности клиента.

В методе нормы прибыли расчёт будущей стоимости стартапа рассчитывается по формуле: [6]

FV = PV (1 + r) N,

где FV — forward value, будущая стоимость инвестиций (через 5 лет)

PV — present value, стоимость инвестиций на данный момент

r — внутренняя норма доходности (IRR),

N — период, в течение которого деньги инвестора работают в проекте (количество лет до выхода инвестора из стартапа).

В методе оценки потенциальной аудитории по стоимости клиента делается ставка на «цену» каждого отдельного клиента, при этом важно, чтобы она не имела большого разброса. Он имеет более объективные результаты, чем метод оценки аналогичных проектов, так как можно усреднить проекты, которые были переоценены или недооценены. [5]

Метод оценки потенциальной аудитории по доходности клиента является достаточно точным, так как он опирается на: [4]

– Текущую доходность одного клиента, усреднённую по бизнес-области работы стартапа

– Экспертную оценку или прогнозируемое количество клиентов

С помощью которых можно рассчитать будущую стоимость проекта.

Однако не один из этих методов не может гарантировать эффективную оценку стартапа, так как располагают как сильными, так и слабыми сторонами.

Для более точного расчёта инновационной привлекательности стартапа следует модифицировать подход к оценке компании и использовать комбинированный метод. То есть на ранних этапах развития проекта применять оценочные методы, в связи с тем, что на начальном этапе у стартапа отсутствует какая-либо история, так как он только начинает свою деятельность и, вполне возможно, является первым в своей нише рынка.

На поздних этапах применять расчётные методы, так как стартап уже начинает свою активную деятельность: тестирует рынок, проводит маркетинговые исследования, выпускает первые прототипы. На этом этапе проект уже располагает достаточным количеством данных, чтобы можно было применить более точные методы.

На основании приведённой выше информации можно сделать вывод, что применение комбинированного метода к оценке инновационной и инвестиционной привлекательности является целесообразным, так как помогает подойти комплексно к реализации проекта и адекватнее понять, насколько он будет успешен в реализации. Если комплексно подойти к оценке проекта, то можно увеличить процент запустившихся и «живущих» стартапов, а, следовательно, и привлечь инвесторов, а также стимулировать новые ниши рынка и развитие экономики.

Литература:

  1. Сайт Стивена Бланка [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://steveblank.com/2010/01/25/whats-a-startup-first-principles/ (дата обращения 25.01.2018)
  2. Эрик Рис. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели = The Lean Startup: How Today's Entrepreneurs Use Continuous Innovation to Create Radically Successful Businesses. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 256 с. — ISBN 978–5-9614–4628–9.
  3. Грэм П. Стартап = Рост // Сайт Пола Грэма [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.paulgraham.com/growth.html (дата обращения: 24.01.2018)
  4. Фэлд Б., Мендельсон Д. Привлечение инвестиций в стартап: как договориться с инвестором об условиях финансирования. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.
  5. Друкер, Питер Фердинанд. Бизнес и инновации. — М.: «Вильямс», 2007. — С. 432. — ISBN 0–88730–618–7.
  6. Царев В. В. «Оценка экономической эффективности инвестиций». — СПб.: «Питер», 2004. — 464 с.: ил.
Основные термины (генерируются автоматически): метод оценки, потенциальная аудитория, инновационная привлекательность, IRR, доходность клиента, затратный метод, метод нормы прибыли, ниш рынка, стоимость клиента, стоимость компании.


Ключевые слова

инновация, инвестор, стартап, инновационная привлекательность

Похожие статьи

Методы оценки инвестиционной привлекательности...

Методы оценки инвестиционной привлекательности интернет-стартапов. Науменко Марина Александровна, студент

Затратный подход учитывает стоимость компании как рыночную стоимость всех её активов за вычетом долгосрочных обязательств [2, с. 62].

Методы оценки рыночной стоимости предприятия | Статья...

Оценка рыночной стоимости предприятия — это совокупность всех направлений оценки, знаний в области корпоративных финансов, макро- и микроэкономики, бухгалтерского учета и налогообложения, финансового анализа и маркетинга, экономического моделирования.

Инвестиционная привлекательность интернет-стартапов

Затратный подход учитывает стоимость компании как рыночную стоимость всех её активов за вычетом долгосрочных обязательств.

Сравнительный метод оценки инвестиционной привлекательности применить затруднительно.

Методики оценки инвестиционной привлекательности...

= Дивидендная норма доходности — характеризует дивидендную норму доходности на одну обыкновенную акцию.

Таким образом, проведя исследование ряда методов, используемых для оценки инвестиционной привлекательности предприятия, можно сделать вывод о том...

Современные методы оценки стоимости предприятия

В статье рассмотрены основные подходы при использовании различных методов оценки бизнеса в условиях рынка. Во время выбора метода оценивания компании очень важно избрать приемлемую модель...

Оценка перспектив привлекательности отрасли | Молодой ученый

Оценка привлекательности отрасли необходима для ясного понимания: как будет вести себя прибыль сегодня и в будущем.

В) Доходность сегмента (чем выше потенциальная рентабельность бизнеса в сегменте, тем выше уровень дохода в компании).

Использование метода дисконтирования денежных потоков при...

Именно стоимость компании играет определяющую роль в определении «привлекательности» фирмы.

Следующим заинтересованным субъектом в оценке стоимости компании выступают контрагенты, как потенциальные, так и реальные.

Оценка инвестиционной привлекательности инновационных...

Помимо оценки финансовой привлекательности инновационного проекта необходимо определить уровень его риска.

· метод коэффициентов достоверности; · анализ чувствительности показателей эффективности (NPV, IRR и др.)

Проблема оценки стоимости компаний при выходе на IPO

Оценка стоимости компании UberTechnologiesInc. согласно сравнительному подходу, методу мультипликаторов компаний-аналогов, показала, что стоимость компании составляет 14 454,07 млн. долл., что показано в Таблице 2.

Похожие статьи

Методы оценки инвестиционной привлекательности...

Методы оценки инвестиционной привлекательности интернет-стартапов. Науменко Марина Александровна, студент

Затратный подход учитывает стоимость компании как рыночную стоимость всех её активов за вычетом долгосрочных обязательств [2, с. 62].

Методы оценки рыночной стоимости предприятия | Статья...

Оценка рыночной стоимости предприятия — это совокупность всех направлений оценки, знаний в области корпоративных финансов, макро- и микроэкономики, бухгалтерского учета и налогообложения, финансового анализа и маркетинга, экономического моделирования.

Инвестиционная привлекательность интернет-стартапов

Затратный подход учитывает стоимость компании как рыночную стоимость всех её активов за вычетом долгосрочных обязательств.

Сравнительный метод оценки инвестиционной привлекательности применить затруднительно.

Методики оценки инвестиционной привлекательности...

= Дивидендная норма доходности — характеризует дивидендную норму доходности на одну обыкновенную акцию.

Таким образом, проведя исследование ряда методов, используемых для оценки инвестиционной привлекательности предприятия, можно сделать вывод о том...

Современные методы оценки стоимости предприятия

В статье рассмотрены основные подходы при использовании различных методов оценки бизнеса в условиях рынка. Во время выбора метода оценивания компании очень важно избрать приемлемую модель...

Оценка перспектив привлекательности отрасли | Молодой ученый

Оценка привлекательности отрасли необходима для ясного понимания: как будет вести себя прибыль сегодня и в будущем.

В) Доходность сегмента (чем выше потенциальная рентабельность бизнеса в сегменте, тем выше уровень дохода в компании).

Использование метода дисконтирования денежных потоков при...

Именно стоимость компании играет определяющую роль в определении «привлекательности» фирмы.

Следующим заинтересованным субъектом в оценке стоимости компании выступают контрагенты, как потенциальные, так и реальные.

Оценка инвестиционной привлекательности инновационных...

Помимо оценки финансовой привлекательности инновационного проекта необходимо определить уровень его риска.

· метод коэффициентов достоверности; · анализ чувствительности показателей эффективности (NPV, IRR и др.)

Проблема оценки стоимости компаний при выходе на IPO

Оценка стоимости компании UberTechnologiesInc. согласно сравнительному подходу, методу мультипликаторов компаний-аналогов, показала, что стоимость компании составляет 14 454,07 млн. долл., что показано в Таблице 2.

Задать вопрос