В данной статье раскрываются, прежде всего, те факторы, которые препятствуют развитию сельских местностей и регионов солнечной страны ‑ Республики Узбекистан. Главной целью данного исследования является выяснение тех, ограничений, которые не дают должным образом развивать сельские регионы страны. Главным объектом нашего исследования являются сельские местности и регионы страны, а предметом исследования ‑ методы решения ограничения сельских регионов. В статье рассматриваются методы и анализ проведенных местными и российскими учеными исследований с помощью данных Государственной статистики Республики Узбекистан. В статье рассматриваются ограничения сельских регионов к инновационным методам развития, изучается каждый конкретный регион страны по отдельности и делается анализ по каждому сектору, ограничивающему сельское развитие. В процессе исследования для разработки научных результатов были использованы следующие методы ‑ экономический, статистический и системный анализ, метод сравнительного подхода. Каждый из приведенных выше методов уникален и способствует глубокому изучению данной, конкретной проблемы в частности, и дает возможность получения общего понятия в целом. Полученные нами результаты исследования может рассмотреть власть этой страны или каждый иностранный инвестор, который хочет вложиться в нашу страну и развивать инновационный потенциал такой великолепной страны, как Республика Узбекистан.
Ключевые слова: ресурсные ограничения, факторы, сельские регионы, ограничения по видам ресурсов.
Введение
Регион, в котором расположен Узбекистан, является очень тяжелым с точки зрения сельского развития. Все соседние страны Узбекистана являются в основном аграрными, и в условиях жесткого межрегионального конкурирования стране очень сложно делать решительные шаги в развитии сельских регионов. К сожалению, не только эти факторы влияют на инновационное развитие сельских регионов, но и ресурсные ограничения, высококвалифицированная рабочая сила, эффективность использования подземных ресурсов и другие факторы тоже влияют на этот процесс, что достаточно ограничивают наращивания и увеличение экономического потенциала страны. Если говорить другими словами, развитие сельской местности и регионов даст мощный толчок для экономического развития страны. Если рассматривать литературные источники, то можно выделить слова нескольких авторов по экономике: Садыковой Э. Ц.: «...региональная экономическая система представляет собой комплексное сочетание экономического, социального, экологического и институционального блока (подсистем); характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью всех составляющих подсистем и наличием устойчивых связей между ними…» К самым главным структурным составляющим региона (подсистемам) относятся: демографическая (население региона), производственная, природно-ресурсная, социальная, организационная подсистемы и информационный комплекс. По мнению И. Г. Сангадиевой: «Все эти подсистемы (блоки) в своем развитии подчинены единой цели — удовлетворению материальных и духовных потребностей населения региона при сохранении устойчивости природной среды». На современном этапе важные аспекты ресурсных ограничений развития сельских регионов остаются открытыми и не находят окончательного решения. Дискуссионным остаётся вопрос о влиянии ресурсных ограничений на стабильность экономики сельских регионов. Нуждаются в научном обосновании пути сглаживания негативного влияния ресурсных ограничений и их учёт в разработке региональных стратегий развития. Такие анализы, проводимые на постоянной основе, могут дать очень весомый вклад для развития многих экономических идей в этой области.
Материал иметоды
Главная задача экономики — это удовлетворить неограниченные потребности человечества с помощью ограниченных ресурсов. На сегодняшний день население всей нашей планеты увеличивается, и Узбекистан тоже является частью этого демографического развития. Что нужно каждому человеку в жизни? Так, это, прежде всего, продукты питания, и эти продукты питания можно добыть только с помощью развития сельского хозяйства, то есть сельских регионов страны. Ограниченные ресурсы не дают в полной мере сделать это, но при переходе к инновационным идеям развития можно достичь очень весомых результатов. Как мы все знаем, в природе существует два вида ресурсов ‑ восстанавливаемые и невосстанавливаемые. Если с первым из них можно сделать какие-то маневры, так со вторым это сделать достаточно сложно. Невосстанавливаемые ресурсы нужно использовать очень грамотно, так как небрежное их использование в будущем еще больше могут ограничить развитие сельских регионов страны.
Анализы идискуссии
Если мы рассмотрим ниже приведенный анализ перехода к инновационному пути развития экономики сельских регионов Узбекистана, то увидим, что значительным образом препятствуют развитию трансформационные ресурсы ‑ природные, человеческие, технико-технологические. Ограничения природных ресурсов в региональной экономике Узбекистана объясняются как их количественной недостаточностью (лесные ресурсы (рис.1)), водные, земельные (табл. 1), так и избыточностью некоторых первичных природных ресурсов (солнечная энергия). Экспортно-сырьевая направленность экономики приводит к несбалансированному развитию сельских регионов республики. Выделение регионального ресурсного потенциала в совокупности экономических ресурсов республики является наиболее оптимальным подходом. На сегодняшний день делается очень многое для устранения предыдущих препятствий, и они приносят свои плоды.
Рис. 1. Годовой уровень изменения общего лесного покрова Узбекистана за 1990–2010 гг.
Согласно рисунку 1, в Узбекистане в период с 2005 по 2010 годы наблюдается процесс обезлесения при отрицательном значении показателя лесного покрова, равном
4 000 га, когда как в 1990–2005 годы показатель изменения лесного покрова был равен
17 000 га.
Таблица 1
Оценка земельных ресурсов регионов Узбекистана
№ |
Наименование регионов |
Доля регионов ворошаемых сельхоз. угодиях в% |
На душу населения (тыс. сум) |
Доля регионов внеорошаемых сельхоз. угодиях% |
На душу насе-ления (тыс. сум) |
Доля регионов вобщей площади сельхоз. угодий в% |
Индекс |
Рейтинг |
1 |
Республика Каракалпакстан |
1,9 |
45,3 |
1,1 |
10,81 |
1,9 |
0,30 |
13 |
2 |
Андижанская область |
10,8 |
167,3 |
0,0 |
0,01 |
10,7 |
1,08 |
5 |
3 |
Бухарская область |
6,1 |
148,8 |
2,4 |
6,94 |
6,1 |
0,97 |
6 |
4 |
Джизакская область |
5,3 |
185,2 |
20,2 |
47,81 |
5,4 |
1,25 |
4 |
5 |
Кашкадарьинская область |
7,4 |
112,1 |
6,9 |
27,22 |
7,4 |
0,73 |
12 |
6 |
Навоийская область |
2,4 |
108,7 |
34,0 |
137,47 |
2,7 |
0,82 |
10 |
7 |
Наманганская область |
8,1 |
142,3 |
1,2 |
3,81 |
8,1 |
0,92 |
8 |
8 |
Самаркандская область |
15,8 |
200,1 |
21,0 |
46,07 |
15,9 |
1,31 |
3 |
9 |
Сурхандарьинская область |
7,0 |
133,3 |
5,6 |
18,56 |
7,0 |
0,87 |
9 |
10 |
Сырдарьинская область |
4,8 |
266,7 |
0,1 |
0,11 |
4,8 |
1,72 |
1 |
11 |
Ташкентская область |
15,0 |
227,5 |
7,4 |
14,22 |
14,9 |
1,48 |
2 |
12 |
Ферганская область |
9,7 |
124,6 |
0,1 |
0,24 |
9,6 |
0,81 |
11 |
13 |
Хорезмская область |
5,7 |
143,4 |
0,0 |
0,04 |
5,6 |
0,93 |
7 |
Республика Узбекистан |
100,0 |
152,9 |
100,0 |
287,12 |
100,0 |
1,00 |
Источник: Расчеты по данным Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан
Анализ данных таблицы 1 показал неравномерность распределения земельных ресурсов по регионам. Так, доля Самаркандской области в общей площади сельскохозяйственных угодий составляет 15,9%, тогда как Республика Каракалпакстан составляет 1,9%.
Ограничения человеческих ресурсов Узбекистана объясняются наличием внешних миграционных процессов (- 66 469 ‑ чистая миграция в 2012 году, что в 2,1 раза меньше, чем в 2007 г.), высокой плотностью населения (71.19 человек на 1 км² в 2016 году, что на 5,61 больше, чем в 2011 г.) [9]. А также относительно низким уровнем доходов населения ‑ ВВП на душу населения в Узбекистане в 2015 г. составил 2 100 долл., причем это по официальному обменному курсу; для сравнения в соседнем Казахстане —
10 500 долл.
Рис. 2. Темпы роста инвестиций и ВРП регионов страны, 2005–2016 гг., разы
Несмотря на то, что чистый приток прямых иностранных инвестиций в 2017 году составил 2,5 млрд долларов США, что в 1,7 раза больше, чем в 2010 году, устаревание технико-технологической базы экономики сельских регионов, приводящее к упадку производства, требует дальнейшего процесса задействования работоспособности инвестиционного механизма в Республике Узбекистан.
Выводы
Делая заключение, можно сказать, что проводимые реформы достаточно позитивно влияют на развитие, но главным движущим звеном непременно является технико-технологическое развитие отрасли. Современные тенденции достаточно жестко конкурентоспособны, и ниже предлагается несколько вариантов их изменения.
Смягчение ограничений природных ресурсов сводится к следующему:
‒ стимулирование рационального сбалансированного использования природных ресурсов;
‒ обеспечение производственного ресурсосбережения;
‒ технологическое обновление добычи и переработки естественных ресурсов;
‒ развития технологических процессов продукции из сырья.
Смягчение ограничений человеческих ресурсов должно сводиться к следующему:
‒ решение проблемы безработицы посредством обеспечения высокооплачиваемой, стабильной трудозанятости;
‒ внедрение научной организации труда, центров повышения квалификации;
‒ государство, как главный заказчик, должно просить вузы о нужных кадрах в этой отрасли.
В статье использовались данные Государственного комитета статистики Республики Узбекистан и по ссылке http://aeconomy.ru/science/economy/resursnye-ogranicheniya-razvitiya-e/.