Влияние сенсорной депривации на поведенческие особенности и уровень тревожности у студентов, употребляющих психоактивные вещества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шляхова, В. Г. Влияние сенсорной депривации на поведенческие особенности и уровень тревожности у студентов, употребляющих психоактивные вещества / В. Г. Шляхова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1.1 (187.1). — С. 41-45. — URL: https://moluch.ru/archive/187/47701/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассмотрены особенности зрительной депривации как одного из стрессоров в урбанистической среде обитания человека. Представлены результаты эмпирического исследования зрительной депривации на психоэмоциональное состояние и поведенческие особенности испытуемых с разными химическими зависимости. Выявлены возможности применения зрительной депривации в психокоррекции и профилактики стресса и тревожности.

Ключевые слова: сенсорные каналы, информационная перегрузка, химические зависимости, зрительная депривация, тревожность, стресс, психокоррекция.

В наше время в условиях урбанизации мы находимся в состоянии привычного непрерывного восприятия потока информации через сенсорные каналы, особенно такой, как зрительный. У человека наибольшей пропускной способностью обладает зрительный анализатор, который в единицу времени передает в ЦНС более 70% информации. Среднестатистический человек в городе постоянно испытывает зрительную стимуляцию яркими мигающими огнями, мельтешащими движениями людей в толпе, разноцветной рекламой, что часто является одной из причин стресса. Также влияют особенности архитектуры больших городов: обилие однотипных высотных зданий также является визуальным стрессором [1]. Учащаяся молодежь находится в отягощенном состоянии информационной перегрузки, не только испытывая непрерывную сенсорную гиперстимуляцию, но и перерабатывая большие объемы информации в ходе учебного процесса, что также является сильным стрессогенным фактором.

В качестве способа уйти от стрессового воздействия факторов окружающей среды, некоторые люди прибегают к применению наркотических средств, поэтому тут мы не смогли не вспомнить про еще одну немаловажную проблему современного общества: употребление психоактивных веществ (ПАВ). Важным компонентом развития зависимости является изменение реакции человека на стресс под воздействием ПАВ. Происходит улучшение психического и физического состояния, снятие напряжения за счёт химического воздействия на мозг. Эта проблема приобретает все большую актуальность. По статистическим данным 2014 года, в России 76% населения употребляет спиртные напитки каждый день, в феврале 2017 года на учете в медицинских учреждениях в России стояло 820 тысяч наркоманов, в Москве насчитывается от 600 000 до 1 000 000 наркоманов [Е. Брюн].

Исходя из этого, мы задались вопросом: как временная изоляция зрительного сенсорного канала повлияет на психоэмоциональное состояние человека, его коммуникативные и личностные проявления? Можно ли ее использовать в качестве профилактики стрессов и тревожности, за счёт уменьшения информационного потока через основной – зрительный – канал информации?

Множество ученых интересовалось явлением сенсорной депривации, но однозначного ответа на вопрос: «как она влияет на психику человека?», они так и не дали. Ведь результаты исследований деятелей, изучавших это явление, были разнополярными. Д. О. Хебб обнаружил, что сенсорная депривация отрицательно влияет на эффективность мыслительной деятельности. При этом Дж. Лили доказал, что взрослый человек способен адаптироваться ко многим жестким условиям при правильной реакции на них, сильнее всего на последствия депривации влияет субъективное отношение к ней. Он подверг сам себя абсолютной сенсорной изоляции, а когда же начал испытывать галлюцинации, отнесся к этому факту с интересом, вместо боязни. Такая установка предотвратила не только дискомфорт, но и пагубные последствия эксперимента.

Мы заметили, что в большинстве экспериментов было существенное упущение: исследователи тщательно старались депривировать испытуемых, изолировав их не только от ощущений, но и ото всей активной деятельности. Мы полагаем, что зрительная депривация, совместно с сохранением максимально приближенного к повседневному расписания и обилием социальных контактов, временно избавит человека от информационной гиперстимуляции, не вызывая тех же деструктивных эффектов, что были в работах большинства прошлых исследователей.

Ощущения необходимы человеку для нормальной жизнедеятельности: они дают ему возможность ориентироваться в пространстве и времени, выполнять моторные действия. Потребность в получении новой информации является крайне важной для функционирования психики, но существенным является даже не столько сам факт получения новой информации, сколько наличие информационного баланса между человеком и внешней средой. Если он нарушается, это может привести или к информационной перегрузке, или к информационному дефициту, что одинаково негативно сказывается на психофизиологическом состоянии человека.К примеру, из-за дефицита поступающей зрительной информации, у детей, живущих в Северных регионах нашей страны, бывают трудности формирования системы зрительного восприятия. Бедность окружающей среды зрительными элементами создает ситуацию информационного голода, а зрительный опыт в детском возрасте оказывает значительное влияние на формирование ассоциативных областей коры, участвующих в анализе зрительных стимулов, и становление психофизиологических механизмов зрительного восприятия [5].

В противовес этому у детей, развивающихся в стрессовых условиях города, наблюдается достоверное повышение тревожности, снижение эмоциональной устойчивости к возрасту10-х классов [8]. Изобилие, а зачастую и переизбыток сенсорной информации, поступающей извне, в городском культурном пространстве проявляется особенно ярко. Такая избыточность приводит к хронической усталости, депрессии и неадекватным реакциям на стресс горожан, особенно в учебном процессе, когда студентам необходимо перерабатывать большие объемы информации, зачастую за короткий промежуток времени.

Одним из способов неадекватной реакции на стресс является употребление психоактивных веществ. Наркотики позволяют человеку, находящемуся в стрессовом состоянии, почувствовать себя хорошо без активизации стабилизационных механизмов, принятия соответствующих решений и совершения необходимых действий для снятия психологического стресса, но на короткий период времени. Стресс, таким образом, не снимается, просто происходит уход от решения проблемы. По мере привыкания к наркотику для человека становится привычной схема решения любого возникающего стресса: «стресс + наркотик = расслабление».

В МКБ-10 зависимости от ПАВ находятся под кодом F12 «Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ», сопровождается симптомами тревоги, паники, нарушением восприятия окружающей среды в виде иллюзий и галлюцинаций, параноидного бреда. По DSM – V, нарушения психики, причиной которых послужило употребление ПАВ, относятся к разделу «Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ (F12)».

Самым распространенным легальным психоактивным веществом является алкоголь. В нем активное вещество – этанол – природное ПАВ, оказывающее угнетающее действие на ЦНС. Из наркотических, нелегальных ПАВ, наибольшее распространение получил каннабис, вызывающий эйфорию при приеме человеком. Еще одна группа психоактивных веществ, приобретающая всю большую популярность среди молодежи России – это психостимуляторы, к нелегальной группе которых относится амфетамин. Периферическое действие амфетамина связано со стимуляцией симпатической нервной системы.

Учитывая разнообразные специфические воздействия ПАВ на организм, их связь со стрессом, вызванным информационной перегрузкой, мы пришли к выводу о необходимости исследования влияния зрительной депривации на поведенческие особенности и уровень тревожности у студентов, употребляющих ПАВ.

Целью работы стало раскрытие терапевтического и профилактического потенциала зрительной сенсорной депривации. Мы поставили себе следующие задачи: 1) Исследовать и сравнить последствия воздействия зрительной сенсорной депривации на людях с разными химическими зависимостями для выявления наличия закономерностей в изменениях психоэмоционального состояния, поведенческих особенностей, уровня тревожности испытуемых, в зависимости от вида употребляемых ими ПАВ; 2) Выявить потенциальную область применения зрительной депривации в психотерапии и психокоррекции, на основе динамики внутреннего состояния и внешних проявлений испытуемых. Мы выдвинули следующее научное предположение: эффект зрительной депривации окажет различное воздействие на уровень тревожности испытуемых, в зависимости от употребляемых ими психоактивных веществ, но у всех будет наблюдаться стойкая динамика в сторону усиления доверия к окружающим.

В качестве основных методик исследования нами были выбраны:16-факторный личностный опросник Кеттелла, Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова), в качестве дополнительных: самонаблюдение испытуемых со сплошным протоколированием, методика определения уровня воображения («Психология от А до Я), диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева, социальная анкета, опросник, выявляющий субъективные ощущения изменений, произошедших после прохождения эксперимента.

Всего в нашем пилотном исследовании приняло участие четверо испытуемых. Никто из них не имеет зависимостей и психических и поведенческих расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ по диагностическим критериям МКБ-10 и DSM – V. В экспериментальную группу вошла одна женщина 20 лет, регулярно употребляющая алкоголь (№1120), одна женщина 18 лет, регулярно употребляющая амфетамин, периодически употребляющая алкоголь и каннабиноиды (№1318), одна женщина, регулярно употребляющая каннабиноиды и периодически употребляющая алкоголь (№1220), один мужчина, периодически употребляющий алкоголь (№0118). Род деятельности всех испытуемых – студенты, все курят сигареты.

Во время прохождения эксперимента испытуемым было запрещено выходить в общественные места без сопровождающих и употреблять любые вещества, изменяющие сознание. Они обязаны максимально придерживаться своего повседневного графика и протоколировать все наблюдения собственного состояния. Перед прохождением ими эксперимента мы провели на них методики для исследования тревожности (Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора, в адаптации Т. А. Немчинова), особенности характера, склонностей и интересов личности (16 факторный личностный опросник Кеттелла), уровня воображения (Методика определения уровня воображения «Психология от А до Я»), доминирующего типа восприятия (Тест на определение доминирующего типа восприятия Ефремцева), социальную анкету на зависимости. Им был выдан индивидуальный пакет в виде повязок на глаза, с которыми они были обязаны ходить 74 часа непрерывно.

Тесты показали характеристики испытуемых:

1) №0118: ведущий тип восприятия – аудиальный (12 баллов – средний уровень перцептивной модальности, тогда как остальные занимают низкий уровень – по 7 баллов). Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова) перед началом эксперимента показала результат в 35баллов, что соответствует высокому уровню тревожности. 16-факторный личностный опросник Кеттелла показал, что у испытуемого сильно выражены: независимость, высокая тревожность, высокая эго-напряженность, низкий самоконтроль, радикализм, прямолинейность, гипотимия, аутия. подозрительность, чувствительность, низкое супер-эго, экспрессивность, эмоциональная неустойчивость, высокий интеллект. Слабо выражены: сензитивность, интроверсия, самодостаточность, робость, доминантность, шизотимия.

2) №1120: ведущий тип восприятия – кинестетический (11 баллов – средний уровень перцептивной модальности). Личностная шкала проявления тревоги перед началом эксперимента показала результат в 15 баллов, что соответствует среднему уровню тревоги с тенденцией к высокому. 16-факторный личностный опросник Кеттелла показал, что у испытуемой сильно выражены: экстраверсия, низкий самоконтроль, конформизм, аутия, доверчивость экспрессивность, эмоциональная стабильность, высокий интеллект, аффектомия, смелость, низкое супер-эго. Слабо выражены: конформность, реактивная уравновешенность, низкая тревожность, высокая эго-напряженность, консерватизм, гипертимия, прямолинейность, реализм, доминантноть.

3) №1220: ведущий тип восприятия – аудиальный (14 баллов – высокий уровень перцептивной модальности, тогда как остальные занимают низкий уровень – по 6 баллов). Личностная шкала проявления тревоги перед началом эксперимента показала результат в 20 баллов, что соответствует среднему уровню тревоги с тенденцией к высокому. 16-факторный личностный опросник Кеттелла показал, что у испытуемой сильно выражены: реактивная уравновешенность, экстраверсия, низкий самоконтроль, конформизм, радикализм, смелость, экспрессивность, доминантность, высокий интеллект, эмоциональная стабильность.Слабо выражены: независимость, низкая тревожность, высокая эго-напряженность, гипертимия, прямолинейность, аутия, доверчивость, реализм, низкое супер-эго, аффектомия.

4) №1318: ведущий тип восприятия – дискретный (все перцептивные модальности среднего уровня – 10, 11 и 12 баллов). Личностная шкала проявления перед началом эксперимента показала результат в 24 балла, что соответствует среднему уровню тревоги с тенденцией к высокому. 16-факторный личностный опросник Кеттелла показал, что у испытуемой сильно выражены: шизотимия, высокий интеллект, экспрессивность, низкое супер-эго, реализм, доверчивость, аутия, радикализм, реактивная уравновешенность, независимость. Слабо выражены: эмоциональная стабильность, конформность, смелость, прямолинейность, гипотимия, конформизм, низкий самоконтроль, низкая эго-напряженность, низкая тревожность, экстраверсия.

Все испытуемые аутичны, прямолинейны, имеют низкий самоконтроль. У испытуемых №1318, №1220 выраженные показатели реактивной уравновешенности, мужчина сензитивен, выражено мягкосердечен, у женщин же превалирует жесткость. Мужчина выражено гипотимный, ярко высокая эго-напряженность, высокая тревожность, тогда как у женщин эти факторы находятся на средних, слабо выраженных позициях. Мужчина выражено эмоционально нестабилен, тогда как женщины 20 лет имеют высокие показатели эмоциональной стабильности, а у женщины 18 лет этот фактор выражен слабо. Женщины 20 лет экстравертированы, тогда как испытуемые 18 лет интровертированы, с чем, возможно, связаны их более высокие показатели нонконформизма. У всех испытуемых отмечается выраженный радикализм, кроме №1120, которая является слабо выраженным консерватором. У всех испытуемых средний уровень воображения, кроме испытуемой, регулярно употребляющей каннабиноиды, имеющей высокий уровень воображения. Испытуемых с доминирующей визуальной перцептивной модальностью не было, поэтому мы не можем точно заявлять выраженность ее влияния в условиях зрительной депривации. Мужчина имеет высокий уровень тревоги, женщины средний с тенденцией к высокому.

По результатам изначального тестирования наиболее влияющими факторами оказались пол и возраст, явных различий в картинах личностей испытуемых, в зависимости от вида употребляемых ими ПАВ не выявлено.

Во время прохождения эксперимента в первые сутки все испытуемые, кроме №1318, отмечали у себя резкое повышение речевой активности, все говорили о дезориентации во времени. Спустя 12-20 часов после начала эксперимента все испытуемые отмечают у себя первые зрительные галлюцинации в виде пятен света или зрительных образов. Все отмечают у себя создание образа окружающего пространства: они описывают нормальную ориентировку в пространстве за счет представления места их нахождения. При утрате связи с этим образом, они дезориентировались (испытуемые описывали «черную картинку» в эти моменты) и через некоторое время создавали новый. Участники эксперимента имели устойчивый зрительный образ погоды либо спрашивая у других, либо по своим температурным и тактильным ощущениям (что интересно, по данным протоколов испытуемых, у всех испытуемых он был более мрачный, чем в действительности, но у женщины, употребляющей каннабиноиды, он был более солнечный). Так же они говорят о большом влиянии звуков на создание зрительного образа окружающего пространства (Из одного из протоколов: «Я слышу, как выглядит комната»). Восприятие звуков у них усиливалось, становилось более дифференцированным и отчетливым, то же описывалось и относительно тактильных и обонятельных ощущений. Все испытуемые, кроме №1120 отмечают у себя наличие привычных действий, главной целью которых является «посмотреть» (включение света перед входом в комнату, нанесение губной помады перед зеркалом). Они же говорили о постоянном отклонении в правую сторону в течение всего эксперимента (что может быть связано с тем, что они правши). К концу первых суток – началу вторых суток эксперимента все испытуемые испытывали выраженную сонливость. Испытуемая, употребляющая алкоголь, регулярно упоминала о сильном желании выпить. Остальные испытуемые отмечали у себя выраженную тягу к сигаретам. Это может говорить о стрессовых ощущениях у них и стремлении привычными способами справляться с ними. У всех участников эксперимента резко усилилась тяга к физическому контакту с окружающими людьми, особенно сильно у мужчины. К третьему дню испытуемые начали адаптироваться к условиям частичной сенсорной депривации. После прохождения эксперимента все испытуемые отмечают, что воспоминания о нем сохранились у них в зрительных образах.

После окончания эксперимента испытуемые заново прошли методики для исследования тревожности (Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора, в адаптации Т. А. Немчинова), особенности характера, склонностей и интересов личности (16 факторный личностный опросник Кеттелла). Также мы составили итоговый опросник, отражающий субъективные ощущения испытуемых относительно изменений их когнитивных, личностных и аддикционных феноменов по итогам эксперимента.

1) №0118: Личностная шкала проявления тревоги показала результат в 31 балл, что на 4 балла ниже исходного значения, но по-прежнему, соответствует высокому уровню тревоги. 16-факторный личностный опросник Кеттелла показал, что у испытуемого сильно выражены: независимость, высокая тревожность, высокая эго-напряженность, низкий самоконтроль, радикализм, гипотимия, аутия, экспрессивность, эмоциональная неустойчивость, высокий интеллект. Слабо выражены: самодостаточность, сензитивность, интроверт, прямолинейность, подозрительность, чувствительность, робость, низкое супер-эго, конформность, шизотимия.

2) №1120: Личностная шкала проявления тревоги показала результат в 8 баллов, что на 7 баллов ниже исходного значения, изменилось направление тенденции среднего уровня тревожности от высокого к низкому. 16-факторный личностный опросник Кеттелла показал, что у испытуемой сильно выражены: независимость, реактивная уравновешенность, эмоциональная стабильность, экстраверт, низкая тревожность, низкий самоконтроль, консерватизм, конформизм, гипертимия, аутия, доверчивость, смелость, низкое супер-эго, экспрессивность, доминантность, эмоциональная устойчивость, высокий интеллект, слабо выражены: низкая эго-напряженность, прямолинейность, реализм, шизотимия.

3) №1220: Личностная шкала проявления тревоги показала результат в 12 баллов, что на 8 баллов ниже исходного значения, изменилось направление тенденции среднего уровня тревожности от высокого к низкому. 16-факторный личностный опросник Кеттелла показал, что у испытуемойсильно выражены: экстраверт, реактивная уравновешенность, независимость, конформизм, радикализм, прямолинейность, аутия, реализм, смелость, низкое супер-эго, экспрессивность, доминантность, эмоциональная устойчивость, высокий интеллект, слабо выражены: низкая тревожность, низкая эго-напряженность, низкий самоконтроль, гипертимия, доверчивость, аффектотимия.

4) №1318: Личностная шкала проявления тревоги показала результат в 26 баллов, что на 2 балла выше исходного значения и соответствует высокому уровню тревоги. 16-факторный личностный опросник Кеттелла показал, что у испытуемой сильно выражены: шизотимия, высокий интеллект, экспрессивность, харрия, радикализм, реактивная уравновешенность, независимость. Слабо выражены: эмоциональная нестабильность, доминантность, низкое супер-эго, робость, доверчивость, гипотимия, аутия, прямолинейность, конформизм, низкий самоконтроль, низкая эго-напряженность, низкая тревожность, интроверсия.

По собственным субъективным ощущениям все испытуемые отмечают незначительное ослабление стресса и тревожности. №0118 и №1220 отмечают резкое усиление работы воображения, остальные отмечают незначительное усиление его работы . Они же отмечают незначительное усиление работы памяти, №1318 и №1120 не отмечают у себя изменения этой когнитивной функции. Все испытуемые говорят о резком усилении внимания, кроме №1120, которая не находит у себя ее изменений. Мужчина и женщина, употребляющая алкоголь, находят у себя резкое повышение настроения в целом, остальные говорят о незначительном его повышении. Все, кроме №1120, говорят о незначительном повышении утомляемости и увеличении количества сна. Она же не отмечает у себя изменений этих феноменов. Мужчина говорит о резком усилении аппетита, у женщин, употребляющих наркотические вещества, он усилился незначительно, у женщины, употребляющей алкоголь, не изменился. Женщины отмечают у себя незначительное усиление доверия к людям, у мужчины оно резко усилилось. Речевая активность резко возросла у всех испытуемых, кроме №1318, у которой изменений по этому пункту не произошло. Вероятно, это связано с тем, что и до начала эксперимента она речевая активность у нее была высокой, вследствие употребления психостимуляторов. №1120 не ощутила изменений тяги к сигаретам, остальные испытуемые говорят о резком ее усилении. У женщины, употребляющей амфетамин, незначительно возросла к нему тяга, тогда как тяга к алкоголю, каннабиноидам и другим наркотикам у нее осталась без изменений. То же можно сказать и про женщину, употребляющую каннабиноиды: у нее наблюдается незначительное усиление тяги к наркотикам каннабиноидного ряда, тогда как тяга к другим ПАВ у нее не изменилась. У мужчины резко возросла тяга к алкоголю, тяга к другим ПАВ не изменилась. У женщины, употребляющей алкоголь, незначительно возросла к нему тяга, изменений в тяге к другим ПАВ она не обнаруживает. Это может свидетельствовать о том, что все испытуемые имели стремление компенсировать выход из зоны комфорта употреблением привычных для них ПАВ.

По результатам 16-факторного личностного опросника Кеттелла, у №1220 резко возрос самоконтроль. У всех наблюдается снижение эго-напряженности, у №1318 нет. У остальных женщин из слабо выраженной высокой переходит в слабо выраженную низкую. У мужчины понизилась доминантность, перешла в конформность, а у женщины, употребляющей амфетамины, наоборот. У мужчины резко упала подозрительность с явно выраженной до нейтральной, у женщины, употребляющей амфетамин, она возросла. У всех наблюдается легкое снижение тревожности, кроме женщины, употребляющей амфетамин, а также легкий сдвиг показателей в сторону уравновешенности.

Таким образом, мы можем прийти к выводам. У всех, кроме женщины, употребляющей амфетамин, наблюдается уменьшение тревожности, при этом у испытуемой, регулярно употребляющей каннабиноиды, тревожность понизилась наиболее выражено, а у испытуемой, регулярно употребляющей амфетамины, тревожность слегка повысилась – это говорит о существенном влиянии на изменения уровня тревожности в условиях зрительной депривации группы употребляемых депривированным человеком психоактивных веществ.Также, зрительная депривация ставит человека в условия относительной зависимости от других людей, что приводит к ощутимому повышению их уровня доверия к окружающим. Наша гипотеза подтвердилась.Зрительную депривацию можно использовать в качестве профилактики стресса и тревожности в практической работе клинического психолога. При этом необходимо учитывать факт употребления клиентом ПАВ и их группу, в связи с обратным результатом в случае применения клиентом психостимуляторов. Также мы можем уверенно говорить о продуктивных результатах зрительной изоляции, в случае использования ее в качестве психологического упражнения на усиление доверия к окружающим.

В дальнейших исследованиях для статистического подтверждения имеющихся результатов необходима большая количественно и качественно выборка. Чтобы увеличить точность выводов и убедиться в причинно-следственной точности, в дальнейших экспериментах необходимо исследовать акцентуации личностей испытуемых и определить их доминирующие состояния. Следует обратить внимание на весь спектр когнитивных функций для более системного изучения влияния зрительной депривации на психику человека.

Литература:

  1. Ахьямова И. А. Условия и факторы влияния культурного пространства города на развитие зависимостей у молодежи.//Педагогическое образование в России – 2016 – С. 135-139.
  2. Гордеева О. В. Измененные состояния сознания при сенсорной депривации// Вестник Московского университета Сер. 14. Психология. – №1 – 2004 – С. 70–87.
  3. Личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор, адаптация Т. А. Немчина)// Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И. Б. Дерманова. – СПб. – 2002. – С.126-128.
  4. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла.// СПб. – 2001.
  5. Морозова Л. В., Звягина Н. В., Теребова Н. Н. Особенности формирования системы зрительного восприятия у детей европейского севера России// Экология человека – 2007 – С. 38-42.
  6. Методика определения уровня воображения // Психология от А до Я. –2000. – С. 320.
  7. Петрушин В. И. Неврозы большого города//М Академический Проект, – 2004 — С. 368
  8. Щетинина С. Ю. Интегральная оценка психоэмоциональной устойчивости школьников разных половозрастных групп в зависимости от среды проживания// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта – 2010 – С. 117-123.
Основные термины (генерируются автоматически): Личностная шкала проявления тревоги, испытуемый, высокий интеллект, женщина, реактивная уравновешенность, балл, высокая эго-напряженность, тревожность, эмоциональная стабильность, информационная перегрузка.


Ключевые слова

стресс, психокоррекция, тревожность, информационная перегрузка, сенсорные каналы, химические зависимости, зрительная депривация

Похожие статьи

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда нарушение тонкой координации.

Высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

Ключевые слова: тревожность, эмоциональный интеллект, подростки.

Реактивная и личностная тревожность девочек выше, чем у мальчиков на

У девочек личностная тревожность выше, чем реактивная вне зависимости от этапов учебного процесса.

Исследование эмоциональной тревожности студентов на...

По мнению исследователей, тревожности соответствуют такие личностные проявления, как беспокойство, напряженность

Высокая личностная тревожность отмечается у 35% респондентов (14 человек), умеренная ЛТ – у 37,5% (15 человек), низкая ЛТ – 27,5% (11 человек).

Связь тревожности c мотивацией достижения успеха и избегания...

Ситуационную тревожность (state anxiety) определяют как временную эмоциональную реакцию, включающую чувство страха и напряжение, тогда как личностная тревожность трактуется как индивидуальная черта, определяющая вероятность появления тревоги у...

Теоретический анализ проблемы психологической готовности...

Личностный компонент включает в себя эмоционально-личностные особенности старшеклассников: уровень тревожности

Высокий уровень тревоги, может приводить к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности.

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения...

Подытожив полученные результаты, отметим, что поскольку под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное

4) дети, имеющие высокую ситуативную тревожность, также имеют высокую личностную тревожность

Уровень адаптивности и нервно-психическая устойчивость...

У пожарных с высоким уровнем нервно-психической устойчивости вероятность к

У испытуемых нет нарушений эмоциональной, волевой, интеллектуальной регуляции.

По уровню личностной тревожности были получены следующие результаты (рис. 4).

Влияние обучения в вузе на успешность адаптации, уровень...

высшее учебное заведение, неудовлетворительная адаптация, образовательная среда, уровень адаптации, уровень тревожности, личностная тревожность, студент первого курса, образовательный процесс...

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

Шкала личностной и ситуативной тревожности показала, что, в целом, подростки имеют средний уровень и личностной и ситуативной тревожности, хотя балл по шкале «личностная тревожность», в среднем, выше, чем балл по шкале «ситуативная тревожность».

Похожие статьи

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда нарушение тонкой координации.

Высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

Ключевые слова: тревожность, эмоциональный интеллект, подростки.

Реактивная и личностная тревожность девочек выше, чем у мальчиков на

У девочек личностная тревожность выше, чем реактивная вне зависимости от этапов учебного процесса.

Исследование эмоциональной тревожности студентов на...

По мнению исследователей, тревожности соответствуют такие личностные проявления, как беспокойство, напряженность

Высокая личностная тревожность отмечается у 35% респондентов (14 человек), умеренная ЛТ – у 37,5% (15 человек), низкая ЛТ – 27,5% (11 человек).

Связь тревожности c мотивацией достижения успеха и избегания...

Ситуационную тревожность (state anxiety) определяют как временную эмоциональную реакцию, включающую чувство страха и напряжение, тогда как личностная тревожность трактуется как индивидуальная черта, определяющая вероятность появления тревоги у...

Теоретический анализ проблемы психологической готовности...

Личностный компонент включает в себя эмоционально-личностные особенности старшеклассников: уровень тревожности

Высокий уровень тревоги, может приводить к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности.

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения...

Подытожив полученные результаты, отметим, что поскольку под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное

4) дети, имеющие высокую ситуативную тревожность, также имеют высокую личностную тревожность

Уровень адаптивности и нервно-психическая устойчивость...

У пожарных с высоким уровнем нервно-психической устойчивости вероятность к

У испытуемых нет нарушений эмоциональной, волевой, интеллектуальной регуляции.

По уровню личностной тревожности были получены следующие результаты (рис. 4).

Влияние обучения в вузе на успешность адаптации, уровень...

высшее учебное заведение, неудовлетворительная адаптация, образовательная среда, уровень адаптации, уровень тревожности, личностная тревожность, студент первого курса, образовательный процесс...

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

Шкала личностной и ситуативной тревожности показала, что, в целом, подростки имеют средний уровень и личностной и ситуативной тревожности, хотя балл по шкале «личностная тревожность», в среднем, выше, чем балл по шкале «ситуативная тревожность».

Задать вопрос