В Российской Федерации насчитывается около 4 млн. трудоспособных инвалидов, из них, по данным Росстата за 2017 год, по всем группам инвалидности работают всего около 1 млн. человек, что составляет всего 24 % от общего числа трудоспособных инвалидов.
После ратификации Российской Федерацией 3 мая 2012 года Конвенции ООН о правах инвалидов, вопрос об обеспечении трудовых прав и занятости лиц с «ограниченными физическими возможностями» в Российской Федерации приобрел значительную актуальность, ведь лица с «ограниченными физическими возможностями» являются полноправными членами нашего общества, тем более в Конституции и Трудовом кодексе Российской Федерации предусмотрен запрет на какую — либо рода дискриминацию в сфере труда. Но в чем тогда состоит главная проблема низкой занятости лиц с «ограниченными физическими возможностями»? Ведь во многих зарубежных странах процент занятости данной категории граждан весьма высок, например, в США из 50 млн. инвалидов трудоустроено 30 %, в Китае из 60 млн. инвалидов, трудоустроено 80 %..
Для начала необходимо разобраться в терминологии и соотношении понятий «инвалид» и «лицо с ограниченными физическими возможностями».
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 г «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [4]. Признание лица инвалидом осуществляется исключительно федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Согласно приказу Минтруда России от 17.12.2015 «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», «лиц с ограниченными физическими возможностями» можно разделить по видам ограничения функций на шесть групп: лица с нарушениями двигательных функций, нарушениями функций систем организма (кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена и др.), сенсорными нарушениями (зрения, слуха, обоняния, осязания), психическими нарушениями (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и т. д.), нарушениями языковых и речевых функций, и с нарушениями, обусловленными физическим внешним уродством. Также определяется степени нарушений по каждому из видов: от первой до четвертой степени.
В Российском законодательстве не закреплено понятие «лицо с ограниченными физическими возможностями», однако в научной литературе данное понятие часто определяется как лицо, которое имеет ограничения в повседневной жизнедеятельности связанные с физическими, психологическими или сенсорными дефектами.
Понятия «инвалид» и «лицо с ограниченными физическими возможностями» близки по своему содержанию, однако понятие «инвалид» — это медицинский термин, который выражает результат экспертной оценки состояния здоровья и жизнедеятельности человека, зафиксированной в документе установленной формы (справке о признании лица инвалидом) [6], а понятие «лицо с ограниченными физическими возможностями здоровья» более широкое и общее, но при этом оно включает только лиц, которые имеют статус инвалида, поэтому в Российской Федерации понятия «инвалид» и «лицо с ограниченными физическими возможностями» используются как синонимы.
Как уже отмечалось ранее, Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов в 2012 году, а значит, придала данному документу на территории Российской Федерацию юридическую силу, которой не должно противоречить национальное законодательство. Согласно статье 27 Конвенции, государства-участники признают право инвалидов на труд наравне с другими; оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов [1].
В статье 37 Конституции Российской Федерации, а также в статье 2 Трудового кодекса РФ закреплены основы регулирования трудовых, правоотношений, которые распространены на всех без исключения, в том числе для лиц с «ограниченными физическими возможностями». В частности, свобода труда, запрет на дискриминацию в сфере труда, защита от безработицы, право на судебную защиту своих трудовых прав и свобод и т. д.
Следует отметить, что на инвалидов полностью распространяется запрет на дискриминацию в сфере труда. В соответствии со статьей 3 Трудового кодекса РФ, никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, что исключает законодательное ограничение граждан в реализации их трудовых прав в связи с инвалидностью. Согласно статье 64 Трудового кодекса работодатель не может отказать в заключение трудового договора инвалиду, по причинам, не связанных с деловыми качествами данного работника или без указания на это в законах.
Также, согласно статье 64 Трудового кодекса работодатель не может отказать в заключение трудового договора инвалиду, по причинам, не связанных с деловыми качествами данного работника или без указания на это в законах.
Работодатель обязан также предоставить соответствующие условия труда для «лиц с ограниченными физическими возможностями», ввиду особого положения данной категории граждан. Так, согласно Санитарным правилам 2.2.9.2510–09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача от 18 мая 2009 года, работодатель обязан обеспечивать необходимые условия труда инвалидов в соответствии с данными правилами. В частности, составлять график работы с учетом заболевания, а также противопоказаний; работа не должна быть связана со значительными перемещениями (преимущественно сидячая работа); оборудование рабочего места инвалида в индивидуальном порядке, выделять дополнительные площади для возможности разворота и проезда инвалида в инвалидной коляске; оснащать оборудование рабочего места специальными индикаторами (визуальные, акустические, тактильные), которые учитывают возможности и ограничения отдельных групп инвалидов (слепые, слабовидящие, глухие) в восприятии информации, в частности для беспрепятственного нахождения своего рабочего места и выполнения работы.
Трудовым кодексом также предусмотрены соответствующие льготы для «лиц с ограниченными физическими возможностями» по отношению с другими работниками, которые направлены для нормального выполнения инвалидов своих трудовых обязанностей. Так, например, согласно статье 92 ТКРФ, для инвалидов I и II групп установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, которая не должна превышать 35 часов в неделю. Согласно статье 113, запрещается привлекать к работе инвалидов в выходные и праздничные дни, если это запрещено в соответствии с медицинским заключением.
Защита трудовых прав лиц с «ограниченными физическими возможностями» возложена на Федеральную инспекцию труда. Согласно статье 354, федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) [3]. Для устранения правонарушений, государственными инспекциями труда принимаются меры инспекторского реагирования. К данным мерам относится: выдача предписаний об устранении нарушений, привлечение к административной ответственности с наложением штрафов.
Стоит отметить, что в связи с присоединением России к Конвенции ООН о правах инвалидов, был принят Федеральный закон от 23.02.2013 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов», с целью повышения эффективности гарантий трудовой занятости инвалидов, при соблюдении квоты для инвалидов, в частности была усилена административная ответственность для работодателей. Так, согласно статье 2 данного закона, за отказ выделения квоты инвалидам или отказ в принятии на работу данного лица, в пределах установленной квоты влечет привлечение административной ответственности и влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти тысяч рублей. Также, согласно статье 3 данного федерального закона, работодатель обязан принимать локальные нормативные акты, содержащие информацию о рабочих местах, которые предусмотрены квотой и представлять сведения о них органам занятости.
Подводя итог нашему научному исследованию, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день существует немало нормативно-правовых актов, которые предоставляют определенные гарантии в сфере трудовых правоотношений для лиц с «ограниченными физическими возможностями», однако существует необходимость совершенствование законодательства по данному вопросу. Хочется отметить, что Правительство РФ уже утвердила распоряжением от 10 мая 2017 года N 893-р, план по повышению уровня занятости инвалидов на период с 2017–2020г. Программа предусматривает: Во-первых, достаточно эффективный контроль за трудоустройством людей с «ограничениями физическими возможностями» в соответствии с квотным принципом; Во-вторых, привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к помощи в трудоустройстве инвалидов; В-третьих, повышение эффективности служб занятости для упрощения оформления различных документов.
«Сегодня работает чуть меньше одного миллиона инвалидов трудоспособного возраста или 24 % от их численности, — сообщил заместитель министра труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев. — К 2020 году министерство ставит задачу удвоить уровень их занятости» [7].
Литература:
- Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. // СЗ РФ. 2013. N 6. Ст.468
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993.-М.:Проспект, 2016.
- Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017)»// Официальный интернет-портал правовой информации Государственная система правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения (19.11.17).
- Федеральный закон от 24.11.1995 № — 181ФЗ (ред. 01.06.17) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»// Официальный интернет — портал правовой информации Государственная система правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения (19.11.17).
- Приказ Минтруда России от 17.12.2015 «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» // Официальный интернет — портал правовой информации Государственная система правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения (19.11.17).
- Леонтьев Д. А., Александрова Л. А. Вызов инвалидности: от проблемы к задаче // 3-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений. — М.: Смысл, 2010.
- Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. URL: http://rosmintrud.ru/social/invalid-defence/335 (дата обращения: 19.11.17).