Организация проектной деятельности в системе школьного филологического образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (185) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 24.12.2017

Статья просмотрена: 1083 раза

Библиографическое описание:

Давлетова, А. Ф. Организация проектной деятельности в системе школьного филологического образования / А. Ф. Давлетова, А. А. Файзрахманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 270-272. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47389/ (дата обращения: 16.11.2024).



В современной школе проектная деятельность является неотъемлемой частью учебной деятельности. Работа над проектом позволяет ученикам выстраивать межпредметные связи, структурировать полученные знания и находить им практическое применение в процессе учебы [4].

Рассмотрим принцип работы по организации проектной деятельности в МБОУ Школа № 44 г. Уфа. Основной задачей данного принципа работы является подготовка всех участников к написанию проектной работы. Особенности деятельности ученика:

  1. Выбирает учебный предмет и тему (по интересам). Исходя из опыта работы, мы заметили, что ученик выбирает тот предмет, который является более удачным для его понимания, где он с точки зрения базы накопленных знаний ориентируется лучше всего. А также ему важны отношения, которые сложились у него с учителем-предметником. Исходя из этого можно вывести следующую аксиому, которая отвечает требованиям ФГОС: каждый из педагогов для своих учеников должен стать не только человеком, дающим знания, но и другом, советчиком.
  2. Изучает теоретический материал по теме, необходимый для написания проектной работы. Обучающийся учится ориентироваться в стремительном развитии науки и самостоятельно пополнять знания, так как ведет поиск необходимой информации в сети Интернет, в научной литературе.
  3. Определяет проблему своей проектной работы. Отметим, что учитель может предложить проблему, но способ ее решения ученик должен продумать самостоятельно.
  4. Ставит цель. В школьной проектной работе принято ставить одну цель. Исходя из опыта работы, хочется отметить, что в процессе написания проекта у ученика может пропасть интерес к уже поставленной цели. Поэтому цель может поменяться, соответственно сама тема проекта тоже подвергается изменению. Например, ученик поначалу заинтересовался темой «Герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и современный читатель». Ставил перед собой цель — узнать о том, как воспринимают главных героев романа «Евгений Онегин» современные читатели. На втором этапе написания проекта, где в его деятельность входило — изучить научную литературу по теме проекта, ученик заметил, что по данной теме проводилось уже достаточно исследований, познакомился с некоторыми готовыми проектами на эту тему в сети интернет. Соответственно, интерес к данной теме у ученика уже не был таким острым, и он заинтересовался этой темой в другом ключе: «Сопоставление образа главного героя романа А. С. Пушкина и современного подростка».
  5. Формулирует рабочую гипотезу. Проект (кроме исследовательского) не требует гипотезы, но заранее планируется проектный продукт. Выдвижение рабочей гипотезы тренирует гибкость мышления ученика, а также развивает такие личностные качества как решительность, смелость, умение предполагать, умение прогнозировать результат.
  6. Обдумывает план работы над проектом. Составление плана проекта, как правило, происходит по стандартной схеме, но содержание документа всегда уникально, так как уникально само сочетание характеристик продукта и условия его внедрения.
  7. Обобщает, делает выводы. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости и обоснованности предложений.
  8. Презентует проектную работу. На данном этапе написания проекта ученику необходимо продумать текст защиты. На основе составленного текста, ученик создает презентацию, если это целесообразно, для того, чтобы ярче и нагляднее представить проект.

Выделим основные особенности деятельности учителя, научного руководителя:

  1. Осуществляет консультирование по поиску информационных источников. Следует отметить, что учитель в процессе написания проекта с учеником руководит, советует, корректирует, координирует. Работая ни один год над усовершенствованием организации проектной деятельности в школе, мы предлагаем проводить так называемые встречи по обсуждению проектной работы. На данной встрече, семинаре обсуждаются все проектные работы: темы, цели, этапы проектов, проблемы, которые возникли при написании проекта. Очень важно, что на данной встрече ученики могут помочь друг другу, передать свой опыт работы.
  2. Вовлекает родителей. Как показывает опыт работы, если родитель принимает активное участие в написании проекта своего ребенка, то в глазах ребенка значимость его проектной работы намного повышается. Необходимо раскрыть родителю те знания, умения и навыки, которые приобретет его ребенок в процессе написания проектной работы. Любой современный родитель задумывается и о том, какую профессию получит его ребенок, в какое учебное заведение пойдет учиться его ребенок. Здесь целесообразно научному руководителю рассказать об одном из таких важных моментов как составление портфолио ребенка. Касаясь особенностей деятельности родителя, уже вовлеченного образовательным учреждением в написание его ребенком проектной работы, обозначим лишь характер его деятельности: сопровождающий информационно и психологически.

Администрация школы играет огромную роль в организации проектной деятельности. Важно создать условия для сотрудничества учителя и ученика: кабинет, условия для реализации проекта, подготовка необходимой документации, организация поездки учеников с научными руководителями на различные конференции, активное участие, если это необходимо в рамках того или иного проекта, с материальной точки зрения. Также при написании проекта порой ученику и научному руководителю необходима консультация преподавателя ВУЗа. Исходя из опыта работы, при проведении школьной конференции целесообразно пригласить преподавателей ВУЗа, которые могут проконсультировать. Такой опыт имел положительную динамику, конференция плавно переходила в такой вид работы как «круглый стол», где обсуждались все проекты, отмечались все его удачные и неудачные моменты.

Выделим отдельно студентов БГПУ им. М. Акмуллы, проходивших традиционно педагогическую практику на базе МБОУ Школа № 44 г. Уфы. Так, студенты Института филологического образования и межкультурных коммуникаций (Р. Р. Галеева, Е. Ю. Плеханова) курировали учащихся школы, которые писали работу по русскому языку («Особенности языковой личности В. В. Набокова в контексте его произведений», 11 класс) и по литературе («Сопоставление образа литературного героя 50-х годов ХХ столетия и современного подростка (на примере произведений Н. Носова и Н. Дашевской)», 4 класс).

Немаловажна методическая подготовка участников к написанию проектной работы. Организация курсов для учителей, проведение семинаров для учеников. Предложим некоторые формы обучения для педагогов, в которых принимает участие педагогический коллектив МБОУ Школа № 44, — семинары, вебинары, организованные дистанционно Общероссийской академией наук «Интеллект будущего». На сайте можно просмотреть вебинары, которые посвящены таким темам: «Как подготовить блестящую работу на конференцию. Тайны успешного выступления», «Новые подходы к обучению школьников основам исследовательской деятельности» и т. п. Также можно воспользоваться таким видом обучения — магистратура БГПУ им. М. Акмуллы. БГПУ им. М. Акмуллы предлагает серию направлений, где возможно обучаться дистанционно, что позволит учителю получить необходимые знания, без отрыва от работы. В рамках данного направления ведется современный дискурс о таких понятиях как проектирование, планирование, исследование и т. п.

Что касается обучения учеников, то лучше всего организовать группу учителей, которые продумают образовательную программу на весь учебный год и будут проводить занятия в рамках внеурочной деятельности. В данном ключе работы логично организовать для учеников тренинги, которые обучат детей одному из важных и сложных этапов проектной деятельности — публичному выступлению. В 2016–2017 учебном году мы организовали для наших учеников тренинги, которые проходили в стенах БГПУ им. М. Акмуллы. Нашими тренерами были: Елена Евгеньевна Хазимуллина, доцент БГПУ им. Акмуллы, руководитель Центра лингвистических экспертиз и редактирования, Юлия Сергеевна Фомина, доцент, к.ф.н. БГПУ им. М. Акмуллы, которые провели тренинг «Публичное выступление научной коммуникации».

Благодаря данному принципу работы в организации проектной деятельностиучащийся максимально включен в работу, учитель занимает позицию координатора, помощника и советчика. Ученик может не только определиться с темой своего будущего проекта, с целью, обозначить задачи работы, продумать и выстроить план, подвести итоги, но и сможет на должном уровне представить, презентовать на публике свою работу. А также, что немаловажно в рамках проектной деятельности, научиться сотрудничать со всеми участниками любой совместной деятельности.

Проектная работа не может решить всех проблем в обучении, но она является эффективным средством от однообразия и скуки, а также способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний — это неоспоримый факт [1].

Литература:

  1. Большакова А. А. Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС// Сборник материалов интернет — конференции/ Под общей ред. канд. фил. наук, доцента Н. В. Осколковой. — Северодвинск, 2016 — С.4–6.
  2. Голованова, Ю. В. Модульность в образовании: методики, сущность, технологии // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 437–442.. URL: https://moluch.ru/archive/59/8492/
  3. Рыбина О. Проектная деятельность учащихся в современной школе. — «Образование в современной школе, 2003 — № 9.
  4. Яковлева, Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. Учебное пособие для обучающихся по дополнительной профессиональной образовательной программе «Современные образовательные технологии: Проектная деятельность в образовательном учреждении». — М.: Издательство «ФЛИНТА»,2014. — С.14.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная работа, проектная деятельность, ученик, опыт работы, написание проекта, научный руководитель, принцип работы, проект, активное участие, Публичное выступление.


Похожие статьи

Организация планирования в системе деятельности ДОУ

Организация научно-исследовательской деятельности магистров педагогического образования как часть профессиональной подготовки в области безопасности жизнедеятельности

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по химии

Проектирование организационно-методического сопровождения педагогического процесса в учреждении дополнительного образования

Организация научно-исследовательской проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения (из опыта работы)

Организация процесса управления инновационной деятельностью в нефтегазовой отрасли

Развитие студенческого научного сообщества в профессиональных образовательных организациях

Организация методической работы в дошкольной образовательной организации

Организация работы по подготовке к ГИА по английскому языку в начальной школе

Формирование методической подготовки учителей физики с использованием инновационных технологий

Похожие статьи

Организация планирования в системе деятельности ДОУ

Организация научно-исследовательской деятельности магистров педагогического образования как часть профессиональной подготовки в области безопасности жизнедеятельности

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по химии

Проектирование организационно-методического сопровождения педагогического процесса в учреждении дополнительного образования

Организация научно-исследовательской проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения (из опыта работы)

Организация процесса управления инновационной деятельностью в нефтегазовой отрасли

Развитие студенческого научного сообщества в профессиональных образовательных организациях

Организация методической работы в дошкольной образовательной организации

Организация работы по подготовке к ГИА по английскому языку в начальной школе

Формирование методической подготовки учителей физики с использованием инновационных технологий

Задать вопрос