В современной школе проектная деятельность является неотъемлемой частью учебной деятельности. Работа над проектом позволяет ученикам выстраивать межпредметные связи, структурировать полученные знания и находить им практическое применение в процессе учебы [4].
Рассмотрим принцип работы по организации проектной деятельности в МБОУ Школа № 44 г. Уфа. Основной задачей данного принципа работы является подготовка всех участников к написанию проектной работы. Особенности деятельности ученика:
- Выбирает учебный предмет и тему (по интересам). Исходя из опыта работы, мы заметили, что ученик выбирает тот предмет, который является более удачным для его понимания, где он с точки зрения базы накопленных знаний ориентируется лучше всего. А также ему важны отношения, которые сложились у него с учителем-предметником. Исходя из этого можно вывести следующую аксиому, которая отвечает требованиям ФГОС: каждый из педагогов для своих учеников должен стать не только человеком, дающим знания, но и другом, советчиком.
- Изучает теоретический материал по теме, необходимый для написания проектной работы. Обучающийся учится ориентироваться в стремительном развитии науки и самостоятельно пополнять знания, так как ведет поиск необходимой информации в сети Интернет, в научной литературе.
- Определяет проблему своей проектной работы. Отметим, что учитель может предложить проблему, но способ ее решения ученик должен продумать самостоятельно.
- Ставит цель. В школьной проектной работе принято ставить одну цель. Исходя из опыта работы, хочется отметить, что в процессе написания проекта у ученика может пропасть интерес к уже поставленной цели. Поэтому цель может поменяться, соответственно сама тема проекта тоже подвергается изменению. Например, ученик поначалу заинтересовался темой «Герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и современный читатель». Ставил перед собой цель — узнать о том, как воспринимают главных героев романа «Евгений Онегин» современные читатели. На втором этапе написания проекта, где в его деятельность входило — изучить научную литературу по теме проекта, ученик заметил, что по данной теме проводилось уже достаточно исследований, познакомился с некоторыми готовыми проектами на эту тему в сети интернет. Соответственно, интерес к данной теме у ученика уже не был таким острым, и он заинтересовался этой темой в другом ключе: «Сопоставление образа главного героя романа А. С. Пушкина и современного подростка».
- Формулирует рабочую гипотезу. Проект (кроме исследовательского) не требует гипотезы, но заранее планируется проектный продукт. Выдвижение рабочей гипотезы тренирует гибкость мышления ученика, а также развивает такие личностные качества как решительность, смелость, умение предполагать, умение прогнозировать результат.
- Обдумывает план работы над проектом. Составление плана проекта, как правило, происходит по стандартной схеме, но содержание документа всегда уникально, так как уникально само сочетание характеристик продукта и условия его внедрения.
- Обобщает, делает выводы. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости и обоснованности предложений.
- Презентует проектную работу. На данном этапе написания проекта ученику необходимо продумать текст защиты. На основе составленного текста, ученик создает презентацию, если это целесообразно, для того, чтобы ярче и нагляднее представить проект.
Выделим основные особенности деятельности учителя, научного руководителя:
- Осуществляет консультирование по поиску информационных источников. Следует отметить, что учитель в процессе написания проекта с учеником руководит, советует, корректирует, координирует. Работая ни один год над усовершенствованием организации проектной деятельности в школе, мы предлагаем проводить так называемые встречи по обсуждению проектной работы. На данной встрече, семинаре обсуждаются все проектные работы: темы, цели, этапы проектов, проблемы, которые возникли при написании проекта. Очень важно, что на данной встрече ученики могут помочь друг другу, передать свой опыт работы.
- Вовлекает родителей. Как показывает опыт работы, если родитель принимает активное участие в написании проекта своего ребенка, то в глазах ребенка значимость его проектной работы намного повышается. Необходимо раскрыть родителю те знания, умения и навыки, которые приобретет его ребенок в процессе написания проектной работы. Любой современный родитель задумывается и о том, какую профессию получит его ребенок, в какое учебное заведение пойдет учиться его ребенок. Здесь целесообразно научному руководителю рассказать об одном из таких важных моментов как составление портфолио ребенка. Касаясь особенностей деятельности родителя, уже вовлеченного образовательным учреждением в написание его ребенком проектной работы, обозначим лишь характер его деятельности: сопровождающий информационно и психологически.
Администрация школы играет огромную роль в организации проектной деятельности. Важно создать условия для сотрудничества учителя и ученика: кабинет, условия для реализации проекта, подготовка необходимой документации, организация поездки учеников с научными руководителями на различные конференции, активное участие, если это необходимо в рамках того или иного проекта, с материальной точки зрения. Также при написании проекта порой ученику и научному руководителю необходима консультация преподавателя ВУЗа. Исходя из опыта работы, при проведении школьной конференции целесообразно пригласить преподавателей ВУЗа, которые могут проконсультировать. Такой опыт имел положительную динамику, конференция плавно переходила в такой вид работы как «круглый стол», где обсуждались все проекты, отмечались все его удачные и неудачные моменты.
Выделим отдельно студентов БГПУ им. М. Акмуллы, проходивших традиционно педагогическую практику на базе МБОУ Школа № 44 г. Уфы. Так, студенты Института филологического образования и межкультурных коммуникаций (Р. Р. Галеева, Е. Ю. Плеханова) курировали учащихся школы, которые писали работу по русскому языку («Особенности языковой личности В. В. Набокова в контексте его произведений», 11 класс) и по литературе («Сопоставление образа литературного героя 50-х годов ХХ столетия и современного подростка (на примере произведений Н. Носова и Н. Дашевской)», 4 класс).
Немаловажна методическая подготовка участников к написанию проектной работы. Организация курсов для учителей, проведение семинаров для учеников. Предложим некоторые формы обучения для педагогов, в которых принимает участие педагогический коллектив МБОУ Школа № 44, — семинары, вебинары, организованные дистанционно Общероссийской академией наук «Интеллект будущего». На сайте можно просмотреть вебинары, которые посвящены таким темам: «Как подготовить блестящую работу на конференцию. Тайны успешного выступления», «Новые подходы к обучению школьников основам исследовательской деятельности» и т. п. Также можно воспользоваться таким видом обучения — магистратура БГПУ им. М. Акмуллы. БГПУ им. М. Акмуллы предлагает серию направлений, где возможно обучаться дистанционно, что позволит учителю получить необходимые знания, без отрыва от работы. В рамках данного направления ведется современный дискурс о таких понятиях как проектирование, планирование, исследование и т. п.
Что касается обучения учеников, то лучше всего организовать группу учителей, которые продумают образовательную программу на весь учебный год и будут проводить занятия в рамках внеурочной деятельности. В данном ключе работы логично организовать для учеников тренинги, которые обучат детей одному из важных и сложных этапов проектной деятельности — публичному выступлению. В 2016–2017 учебном году мы организовали для наших учеников тренинги, которые проходили в стенах БГПУ им. М. Акмуллы. Нашими тренерами были: Елена Евгеньевна Хазимуллина, доцент БГПУ им. Акмуллы, руководитель Центра лингвистических экспертиз и редактирования, Юлия Сергеевна Фомина, доцент, к.ф.н. БГПУ им. М. Акмуллы, которые провели тренинг «Публичное выступление научной коммуникации».
Благодаря данному принципу работы в организации проектной деятельностиучащийся максимально включен в работу, учитель занимает позицию координатора, помощника и советчика. Ученик может не только определиться с темой своего будущего проекта, с целью, обозначить задачи работы, продумать и выстроить план, подвести итоги, но и сможет на должном уровне представить, презентовать на публике свою работу. А также, что немаловажно в рамках проектной деятельности, научиться сотрудничать со всеми участниками любой совместной деятельности.
Проектная работа не может решить всех проблем в обучении, но она является эффективным средством от однообразия и скуки, а также способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний — это неоспоримый факт [1].
Литература:
- Большакова А. А. Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС// Сборник материалов интернет — конференции/ Под общей ред. канд. фил. наук, доцента Н. В. Осколковой. — Северодвинск, 2016 — С.4–6.
- Голованова, Ю. В. Модульность в образовании: методики, сущность, технологии // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 437–442.. URL: https://moluch.ru/archive/59/8492/
- Рыбина О. Проектная деятельность учащихся в современной школе. — «Образование в современной школе, 2003 — № 9.
- Яковлева, Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. Учебное пособие для обучающихся по дополнительной профессиональной образовательной программе «Современные образовательные технологии: Проектная деятельность в образовательном учреждении». — М.: Издательство «ФЛИНТА»,2014. — С.14.