Особенности выбора способа закупок для государственных и муниципальных нужд в Свердловской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (184) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 19.12.2017

Статья просмотрена: 592 раза

Библиографическое описание:

Поджарова, Е. А. Особенности выбора способа закупок для государственных и муниципальных нужд в Свердловской области / Е. А. Поджарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 314-316. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47370/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассмотрены основные способы определения поставщиков в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд на опыте Свердловской области в условиях действия законодательства о контрактной системе закупок.

Ключевые слова: контрактная система, государственные и муниципальные закупки, конкурентные и неконкурентные способы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей.

Несмотря на то что Федеральный закон о контрактной системе закупок (№ 44-ФЗ) действует уже на протяжении четырех лет, до сих пор наиболее проблемными по количеству допускаемых заказчиками нарушений являются конкурсные процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Это связано как с низкой подготовкой специалистов заказчика, так и со стремлением заказчиков установить преимущественные условия определённому поставщику (подрядчику, исполнителю).

Федеральный закон № 44-ФЗ предполагает проведение конкурентных и неконкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков исполнителей) при закупке товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются:

– конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);

– аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);

– запрос котировок;

– запрос предложений.

В Федеральном законе № 44 — ФЗ по сравнению с 94-ФЗ, появились новые способы, ранее не используемые в госзакупках, такие как запрос предложений, конкурс с ограниченным участием (всего 11 способов).

К неконкурентным способам определения поставщиков Федеральный закон № 44 — ФЗ относит закупки у единственного поставщика (подрядчика исполнителя) [1]. При закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) процедура выбора победителя не проводится, и заказчик направляет предложение заключить контракт определенному лицу, который соответствует требованиям закона к участникам закупки. Поскольку данный способ является неконкурентным, он применяется в ограниченных законом случаях и при соблюдении определенных условий: в случае признания конкурентных процедур несостоявшимися, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, закупки на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. и др.

Характеризуя сферу закупок для государственных и муниципальных нужд в Свердловской области, можно говорить о том, что на сегодняшний день контрактная система в сфере закупок на территории Свердловской области в основном сформирована.

Разработана обязательная областная нормативная правовая база в сфере закупок. В рамках контрактной системы созданы и функционируют все обязательные структуры. На областном уровне определены: орган, уполномоченный на регулирование контрактной системы в сфере закупок (Департамент государственных закупок Свердловской области), орган контроля в сфере закупок и орган внутреннего государственного финансового контроля в сфере закупок (Министерство финансов Свердловской области), орган аудита в сфере закупок (Счётная палата Свердловской области). Заказчиками сформированы контрактные службы (назначены контрактные управляющие).

По данным Единой информационной системы (ЕИС) по состоянию на 31.12.2016 общее количество заказчиков на территории Свердловской области, применяющих положения Закона о контрактной системе, составляло 4500 организаций, их них 3604 муниципальных заказчиков (или 80 % от общего количества заказчиков на территории Свердловской области) и 896 государственных и иных заказчиков (что составляет 20 % от общего количества заказчиков на территории Свердловской области) [2].

В Свердловской области в 2016 году насчитывалось 58 уполномоченных органов (уполномоченных учреждений) по закупкам, из них один — на региональном уровне, 57 — на муниципальном уровне (или 61 % от общего количества муниципальных образований). Уполномоченные органы не созданы в 37 муниципальных образованиях Свердловской области (39 % от общего количества муниципальных образований) [2]. По сравнению с показателями 2015 года уровень централизации закупок в Свердловской области снизился на 22,4 % (с 71 уполномоченного органа в 2015 году до 58 в 2016 году).

По результатам мониторинга реализации Закона о контрактной системе закупок в Свердловской области Департаментом государственных закупок Свердловской области установлено, что в 2015–2016 годах самым используемым способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) стал аукцион.

Таким способом по количеству извещений в 2016 году совершено 75,3 % закупок, по сумме — 87,3 % закупок. Второе место по сумме закупок занимает конкурс — 2088,7 млн. рублей (или 4,4 % от общей суммы закупок). На третьем месте запрос котировок — 601,5 млн. рублей (1,3 % от общей суммы закупок). Наименьший удельный вес в общем объеме закупок по сумме составляет запрос предложений — 268,5 млн. рублей (или 0,6 % от суммы закупок).

Конкурентными способами в Свердловской области осуществлено в 2016 году 90,3 % закупок по количеству извещений (в 2015 году — 88,1 %) и 93,6 % — по сумме закупок (в 2015 году — 96,4 %).

Неконкурентные закупки составили в 2016 году менее 10 % от общего количества извещений (в 2015 году — 11,9 %) и 6,4 % — по сумме закупок (в 2015 году — 3,6 % закупок) (таблица 1).

Таблица 1

Способы государственных закупок вСвердловской области в 2016 году

Способы закупок

По количеству извещений

По сумме закупок

штук

доля от общего количества, %

Млн. руб.

доля от общей суммы закупок, %

Аукцион

29100

75,3

41259,6

87,3

Конкурс

197

0,5

2088,7

4,4

Запрос котировок

5567

14,4

601,5

1,3

Запрос предложений

31

0,1

268,5

0,6

Итого конкурентных способов

34895

90,3

44218,4

93,6

Неконкурентные способы (у единственного поставщика)

3744

9,7

3023,6

6,4

Всего конкурентных и неконкурентных закупок

38639

100,0

47242,0

100,0

Анализируя способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целом, следует подчеркнуть, что происшедшая в соответствии с законодательством дифференциация способов позволяет учесть различные обстоятельства — стандартные объекты закупки или сложные, можно ли четко определить объект закупки и его характеристики, срочность закупки, что позволяет заказчику обеспечить более гибкий подход к выбору поставщика (подрядчика, исполнителя) [3].

Заказчик выбирает способ определения поставщика в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе (№ ФЗ-44). При этом он не вправе совершать действия, которые влекут за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Выбор способа заказчик обязан обосновать.

В Свердловской области на протяжении последних четырех лет сохраняется тенденция дальнейшего развития конкурентных способов определения поставщиков при закупках для государственных и муниципальных нужд. При этом необходимо учитывать не только количественную, но и качественную составляющую конкурентных способов выбора поставщиков, обоснованность определения способа выбора поставщика. Так как от этого зависит эффективность работы всей контрактной системы закупок для государственных и муниципальных нужд.

Литература:

  1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон РФ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. 12.04. 2013 г. № 80.
  2. Мониторинг реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Доклад Департамента государственных закупок Свердловской области от 16.06. 2017 // Официальный сайт Департамент государственных закупок Свердловской области. URL: //http: goszakaz.midural.ru/document/ category/ 63#document_list (дата обращения 14.12.2017).
  3. Ершова И. В., Аганина Р. Н., Козина Е. А.. Предпринимательское право: Правовое сопровождение бизнеса: Учебник для магистров. –– М.: Проспект, 2017. –– 848 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Свердловская область, сфера закупок, закупка, контрактная система, сумма закупок, запрос предложений, контрактная система закупок, поставщик, единственный поставщик, общая сумма закупок.


Ключевые слова

контрактная система, государственные и муниципальные закупки, конкурентные и неконкурентные способы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей

Похожие статьи

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для...

В статье рассмотрены основные проблемы контрактной системы в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нормативно — правовой основы регулирования государственных и муниципальных закупок.

Контрактная система в сфере закупок в Забайкальском крае...

Контрактная система в сфере закупок предполагает проведение ряда мероприятий от опубликования плана-графика закупок на соответствующий финансовый год до заключения государственного (муниципального) контракта.

Проблемы контрактной системы государственных закупок и пути...

В статье автор рассматривает проблемы, существующие в сфере контрактной системы, и приходит к выводу о необходимости совершенствования действующего законодательства. In article the author considers a problems in the current contract system and get the conclusion on the...

Новации законодательства в сфере государственных закупок...

Принятие 5 апреля 2013 года закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ознаменовало собой ключевой этап реформирования современной системы государственных и...

Тендеры: состояние, тенденции и перспективы | Статья в журнале...

Создание контрактной системы закупок для обеспечения государственных и муниципальных

Формирование системы государственного оборонного заказа

...закупка, торг, компания, контракт, изменение, тендер, сфера закупок, поставщик, уж...

Анализ контрактной системы в сфере государственных закупок...

Для успешного функционирования контрактной системы закупок РФ может быть полезен международный опыт. За рубежом государственные нужды обеспечиваются с использованием технологий управления единым циклом планирования...

Контроль в системе госзакупок | Статья в сборнике...

контрактная система, социальная экспертиза, публичный контроль, сфера закупок, социальный контроль, орган, область закупок, социальная проверка, публичный прогноз, государственный контроль.

От системы государственных закупок к Федеральной...

закупках, поставщиках, заказчиках, обновлять реестр недобросовестных поставщиков на официальном сайте.

Оценка предпосылок и перспективы развития контрактной системы в сфере закупок в Российской Федерации.

Актуальные проблемы, связанные с проведением торгов при...

Согласно N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик может выбрать неконкурентный способ закупок.

Похожие статьи

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для...

В статье рассмотрены основные проблемы контрактной системы в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нормативно — правовой основы регулирования государственных и муниципальных закупок.

Контрактная система в сфере закупок в Забайкальском крае...

Контрактная система в сфере закупок предполагает проведение ряда мероприятий от опубликования плана-графика закупок на соответствующий финансовый год до заключения государственного (муниципального) контракта.

Проблемы контрактной системы государственных закупок и пути...

В статье автор рассматривает проблемы, существующие в сфере контрактной системы, и приходит к выводу о необходимости совершенствования действующего законодательства. In article the author considers a problems in the current contract system and get the conclusion on the...

Новации законодательства в сфере государственных закупок...

Принятие 5 апреля 2013 года закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ознаменовало собой ключевой этап реформирования современной системы государственных и...

Тендеры: состояние, тенденции и перспективы | Статья в журнале...

Создание контрактной системы закупок для обеспечения государственных и муниципальных

Формирование системы государственного оборонного заказа

...закупка, торг, компания, контракт, изменение, тендер, сфера закупок, поставщик, уж...

Анализ контрактной системы в сфере государственных закупок...

Для успешного функционирования контрактной системы закупок РФ может быть полезен международный опыт. За рубежом государственные нужды обеспечиваются с использованием технологий управления единым циклом планирования...

Контроль в системе госзакупок | Статья в сборнике...

контрактная система, социальная экспертиза, публичный контроль, сфера закупок, социальный контроль, орган, область закупок, социальная проверка, публичный прогноз, государственный контроль.

От системы государственных закупок к Федеральной...

закупках, поставщиках, заказчиках, обновлять реестр недобросовестных поставщиков на официальном сайте.

Оценка предпосылок и перспективы развития контрактной системы в сфере закупок в Российской Федерации.

Актуальные проблемы, связанные с проведением торгов при...

Согласно N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик может выбрать неконкурентный способ закупок.

Задать вопрос