Автор: Кауфова Фатима Беталовна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №50 (184) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 15.12.2017

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Кауфова Ф. Б. Проблемы контрактной системы государственных закупок и пути совершенствования законодательства // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 296-298. — URL https://moluch.ru/archive/184/47242/ (дата обращения: 20.02.2018).



В статье автор рассматривает проблемы, существующие в сфере контрактной системы, и приходит к выводу о необходимости совершенствования действующего законодательства.

In article the author considers a problems in the current contract system and get the conclusion on the necessity of improving the current legislation.

По данным Минэкономразвития в 2016 году размещено извещений о закупках в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) на сумму около 6,5 трлн. рублей. Общий объем заключенных контрактов составил порядка 5,3 трлн. рублей, что на 2,4 % меньше показателя 2015 года (без учета контрактов, сведения о которых составляют государственную тайну и не размещаются в открытом доступе). Экономия бюджетных средств достигла 419,4 млрд. рублей. Среднее снижение цен при проведении конкурентных закупок составило 8,2 %. Прирост экономии по итогам отчетного периода составил 12 % относительно аналогичного показателя прошлого года. Среднее количество участников закупок на торгах составило в среднем около 2,7. Среднее значение «индекса одной заявки» — 6,6 процентов, что в 1,5 раза меньше аналогичного показателя 2015 года [7]. Поэтому от эффективности расходования бюджетных средств, в том числе региональных, во многом зависит экономическое развитие страны и отдельных регионов, модернизация всей экономики [3, с. 3]. С 1 января 2014 года вместо ФЗ-94 вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ-44) [1], который, по мнению его разработчиков, должен был коренным образом изменить в положительную сторону существующую систему государственных закупок, преодолеть прежние проблемы правового регулирования данной сферы, что, в конечном счете, должно привести к существенной экономии бюджетных средств без потери качества закупаемых товаров. Все это говорит о необходимости уделения повышенного внимания к проблемам, существующим в сфере госзакупок.

Не согласимся с высказыванием ряда авторов, что ФЗ-44 является более усовершенствованным по сравнению с прежним законом [4, с. 24–27], доказательством чему служат как многочисленные нарушения, выявляемые при проведении госзакупок, так и изменения, вносимые в закон, которых уже насчитывается более двух десятков. Как показала практика трех лет действия ФЗ-44, настоящий федеральный закон так и не разрешил многие проблемы в сфере госзакупок, которые связывались с его принятием, что обуславливается рядом причин как объективного, так и субъективного характера. Можно назвать только следующие общие проблемы, существующие в сфере реализации системы госзакупок:

– перегруженность ФЗ-44 правовыми нормами, сложность их толкования, что проявляется в правоприменительной и судебной практике. Необходимым является также знание многочисленных подзаконных нормативных актов, различных классификаторов, что усложняет работу как заказчиков, так и поставщиков. Следует отметить и слабый кадровый состав заказчиков, отсутствие во многих государственных и муниципальных органах грамотных специалистов в сфере госзакупок. На практике можно наблюдать случаи отсутствия в штате данных органов юристов. Полагаем, что в данном направлении более действенное участие должна принимать ФАС, иные уполномоченные органы путем повышения взаимодействия со всеми участниками сферы госзакупок, разъяснения положений ФЗ-44, проведения различных конференций, обучающих семинаров. Государство должно быть заинтересовано, в первую очередь, не в выявлении правонарушений в сфере госзакупок и привлечения виновных лиц к ответственности, а в их предупреждении. Признаем обоснованными предложения, высказываемыми в литературе, о необходимости перераспределения полномочий между органами власти и повышения эффективности контроля [2, с. 8–9]. Только такая политика способна нормализовать практику проведения госзакупок и привести к экономии бюджетных средств;

– избыточный характер носят различные транзакционные издержки, например, с оплатой различных сборов для получения справок и соблюдения иных формальных процедур. Поэтому дальнейшее совершенствование системы проведения госзакупок в электронной форме должно сократить необоснованные издержки поставщиков;

– сфера госзакупок остается одной из самых коррумпированных. Можно наблюдать необоснованные траты заказчиков;

– при проведении госзакупок не уменьшилось количество жалоб, связанных с ограничением конкуренции, когда, например, заказчики устанавливают необоснованные требования к товару, характеристикам которых соответствуют только определенные производители. С данной проблемой во многом соприкасается и отсутствие в ФЗ-44 четких и сбалансированных требований к поставщикам;

– нарушения с проведением госзакупок связаны и с неправомерными действиями поставщиков, входящих между собой в сговор для заключения государственного контракта по максимальной цене.

Полагаем, что в сфере госзакупок необходимо более активно устанавливать факты аффилированности. Согласно данным Счетной Палаты РФ из 280 рассмотренных договоров на общую сумму 1,3 трлн руб. было выявлено в общей сложности 50 случаев перечисления оффшорным организациям бюджетных средств в рамках проведения госзакупок на сумму более 272,4 млрд руб. [5]. Такая ситуация, по нашему мнению, вызвана тем обстоятельством, что действующее законодательство в сфере госзакупок практически не содержит специальных правовых норм, направленных на противодействие неправомерных сделок с аффилированными лицами. В этой связи необходимо принимать во внимание не только общие положения о публичных юридических лицах, но и принять поправки в действующее законодательство, которые бы учитывали сущность и характеристики аффилированных лиц как особых субъектов правоотношений.

Полагаем необходимым создание единой общегосударственной программы, направленной на модернизацию правотворчества, позволяющей определить каждому субъекту управления его собственное место в реализации государственной политики в сфере проведения госзакупок.

Вместе с тем считаем, что о степени эффективности системы госзакупок свидетельствует не количество принятых нормативных правовых актов в данной сфере, а практическая реализация законодательных положений, существенная экономия бюджетных средств, выявление правонарушений и привлечение виновных лиц к предусмотренной законом ответственности. Однако, только ужесточением мер ответственности невозможно оптимизировать практику проведения госзакупок, поскольку отсутствует действенный контроль работы чиновников, правоохранительные органы не работают на выявление таких правонарушений, в результате чего многие чиновники чувствуют свою вседозволенность и безнаказанность. Одних покрывает вышестоящее руководство, других — сотрудники правоохранительных органов, третьи — получают минимальное уголовное наказание либо совсем освобождаются от уголовной ответственности и наказания. Необходима политическая воля, которая бы коренным образом изменила сложившуюся ситуацию. Осуществляемые сегодня действия по выявлению правонарушений в сфере госзакупок и фактов коррупции носят единичный и показательный характер, не затрагивая систему госзакупок в целом. В этой связи считаем необходимым учреждение специальной независимой службы, основной задачей которой является борьба с коррупцией. У нас такой орган отсутствует. При этом, противодействием коррупции при проведении госзаказов занимаются многочисленные правоохранительные органы (полиция, прокуратура, следственный комитет, ФСБ и т. д.), но это приводит к эффективности предпринимаемых мер. Таким образом, создание такой специальной службы в России по противодействию коррупцию, наделенной широкими полномочиями, является необходимым.

К общим направлениям совершенствования системы госзакупок следует назвать необходимость совершенствования системы и структуры государственных органов, а также создания действенных и эффективных механизмов по осуществлению общественного контроля за проведением госзакупок. В последнее время в Российской Федерации активно обсуждается вопрос построения в стране рыночных отношений и гражданского общества. Гражданское общество является сферой осуществления общественного взаимодействия различных людей по поводу их общих целей и задач, и возникает не по воле рынка и государства, а вследствие проявления общественной инициативы и деятельности отдельных групп. Положительным следует признать деятельность ОНФ в рамках проекта «За честные закупки», которым был подготовлен «Индекс расточительности органов власти и госкомпаний за 2015 год», в который вошли более 100 заказчиков из 40 регионов страны. Так, к празднованию Нового года Центральной базовой таможни ФТС России были приобретены мужские часы за 62, 1 тыс. руб. и женские — за 43,1 тыс. руб. [6]. Для недопущения подобных случаев считаем необходимым закрепить в специальном законодательном акте максимальную стоимость товаров (услуг), которые органы государственной власти и государственные учреждения вправе приобретать для собственных нужд. Произведенные выше траты являются не просто необоснованными и ложатся тяжелым бременем на бюджет в условиях сложной экономической ситуации в стране, но и имеют признаки коррупционных схем.

Литература:

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 14. — Ст. 1652.
  2. Вайпан В. А. Состояние и тенденции развития контрактной системы // Журнал предпринимательского и корпоративного права. — 2016. — № 3. — С. 8–9.
  3. Кичик К. В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения: монография. М.: Юстицинформ, 2012. — 260 с.
  4. Титова Г. Г. Проблемы, возникающие в ходе закупки товаров у единственного поставщика // Конкурентное право. — 2015. — № 4. — С. 24–27.
  5. Татьяна Голикова назвала 6 актуальных направлений по борьбе с коррупцией. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://audit.gov.ru/press_center/news/25419 (дата обращения 09.12.2017).
  6. ОНФ составил итоговый «Индекс расточительности органов власти и госкомпаний за 2015 год» Официальный сайт общественной организации «Общероссийский народный фронт» [Электронный ресурс]. URL: http://onf.ru/2016/01/20/onf-sostavil-itogovyy-indeks-rastochitelnosti-organov-vlasti-i-goskompaniy-za-2015-god/ (дата обращения 09.12.2017).
  7. Минэкономразвития подготовило итоговый мониторинг применения 44-ФЗ. Официальный сайт Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru (дата обращения 09.12.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): сфере госзакупок, бюджетных средств, проведения госзакупок, сфере закупок, сфере закупок товаров, системы госзакупок, практику проведения госзакупок, дата обращения 09.12.2017, экономии бюджетных средств, проведении госзакупок, «О контрактной системе, сфере проведения госзакупок, проведением госзакупок, расточительности органов власти, «Индекс расточительности органов, сфере контрактной системы, системы проведения госзакупок, Электронный ресурс, Экономия бюджетных средств, сфере реализации системы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос