Федеральная контрактная система. Новый закон о госзакупках: надежды и опасения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 09.11.2015

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Сидорова, Н. А. Федеральная контрактная система. Новый закон о госзакупках: надежды и опасения / Н. А. Сидорова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/9000/ (дата обращения: 19.04.2024).

 

Актуальность проблемы была вызвана принятием Федерального закона Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1] (далее Закон о Федеральной контрактной системе), который отличается более выгодными для участников условиями учитывает имеющийся опыт осуществления государственных и муниципальных закупок, а также международную практику, в том числе основные положения модельного законодательства Комиссии ООН по праву международной торговли. Он призван существенно повысить качество обеспечения государственных (муниципальных) нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов.

При этом закон о Федеральной контрактной системе должен обеспечить прозрачность всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, предотвратить коррупцию и другие злоупотребления. Им регулируются отношения, связанные с прогнозированием и планированием обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах, осуществлением закупок товаров, работ, услуг для госзаказчиков, мониторингом, контролем, аудитом за соблюдением требований, предусмотренных законопроектом. В таблице представлены основные новеллы, которые влияют на качество проведения госзакупок, в интерпретации устаревшего закона и действующего закона о Федеральной контрактной системы.

Изменения в законодательстве о госзакупках

Основные положения

Закон о ФКС

Закон о госзакупках

Неограниченный доступ к информации о проведении процедур, планов закупок, результатов аудита контракта

Предусмотрен (ст. 4, 5 закона о ФКС)

Отсутствует, было прикрытие в качестве понятия коммерческой тайны (ст. 17.1, 17.2 закона о госзакупках)

Публикация существенных действий (обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта) заказчика

Обязательно (ст. 21, 24 закона о ФКС)

Официальный сайт для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг: www.zakupki.gov.ru(ст. 16 закона о госзакупках)

Институт общественного контроля за государственными закупками

Запланировано создание общественного совета по контролю за государственными закупками, наделенного конкретными полномочиями, вплоть до включения членов совета в конкурсные комиссии заказчиков (ст. 4 закона о ФКС)

Отсутствует

Институт контрактной службы заказчиков

Запланировано создание подразделения, отвечающего за реализацию всего цикла закупок (ст. 10, 36 закона о ФКС)

Отсутствует

Ответственность сотрудников контрактной службы

Персональная ответственность за соблюдение требований, предусмотренных законопроектом, и достижение поставленных задач в результате исполнения контракта (в законе о ФКС не уточняется — какая именно мера ответственности будет действовать — административная или уголовная) (ст. 11 закона о ФКС)

Ответственность не прописана конкретно, а только схематично: «лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации» (ст. 62 закона о госзакупках)

Определение исполнителя контракта

В зависимости от предмета закупки заказчик может определить наиболее адекватный метод оценки предложений участников (ст. 32 закона о ФКС).

Основной способ выбора исполнителя — открытый конкурс, проводимый в один этап (ст. 32 закона о ФКС).

Конкурс может быть открытым или закрытым. Заказчик, уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса (ст. 20 закона о госзакупках)

Планирование на долгосрочную перспективу

Прогнозирование и планирование предусмотрено (ст. 15–17 закона о ФКС)

Отсутствует

Антидемпинговые меры

Появляется обязанность участника размещения заказа при предоставлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25 % или более ниже начальной (максимальной) цены контракта, предоставить расчет предлагаемой цены контракта и ее обоснование (ст. 35, 37 закона о ФКС)

Не были разработаны

Обоснование цены контракта

Предусмотрено ст. 21 закона о ФКС

Предусмотрено ст. 19.1 закона о госзакупках

Процедура изменения и расторжения контракта

Возможна, но она должна быть обоснована заказчиком в плане закупок, оговорена в документации о закупке и в контракте (ст. 94 закона о ФКС)

Возможна, она должна быть обоснована заказчиком в документации о закупке (ст. 31 закона о госзакупках)

Аудит результатов исполнения контрактов

Предусмотрен (ст. 97–98 закона о ФКС)

Отсутствует

Организационная структура управления федеральной контрактной системой

Предусмотрена (ст. 38, 39 закона о ФКС)

Предусмотрен контроль со стороны федерального органа исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (ст. 17 закона о госзакупках) — по сути на практике заказчики сами контролировали процесс размещения заказа

 

Таким образом, подводя итог, предлагается внести следующие предложения по усовершенствованию законодательства:

Закон без подзаконных актов выглядит примерно также, как строительный объект без подведенных коммуникаций (системы газо- и водоснабжения, электроэнергии и т. п.).

Следует принять во внимание, что для того чтобы закон заработал в полную силу, а не только на бумаге, необходимо принять не только его, но и еще более 30 отдельных дополнительных законодательных актов.

 

Литература:

 

  1.                Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [вступил в силу с 1 января 2014 г].
  2.                Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [признан утратившим силу с 1 января 2014 г.]
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, федеральная контрактная система, госзакупка, выполнение работ, обоснование цены контракта, оказание услуг, поставка товаров, размещение заказов, расторжение контракта, соблюдение требований.

Похожие статьи

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для...

закупка, контрактная система, заказчик, электронная форма, выполнение работ, заключение контракта, осуществление закупок, повышение квалификации, проведение конкурса, снижение цены. Развитие института регулирования государственных закупок...

От системы государственных закупок к Федеральной...

федеральная контрактная система, Российская Федерация, госзакупка, соблюдение требований...

Новации законодательства в сфере государственных закупок...

закупка, контрактная система, заказчик, электронная форма, выполнение работ, заключение контракта, осуществление закупок, повышение квалификации, проведение конкурса, снижение цены.

Особенности государственного строительного заказа в рамках...

Федеральная контрактная система. Новый закон о госзакупках... Официальный сайт для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг: www.zakupki.gov.ru(ст. 16 закона о госзакупках).

Некоторые особенности порядка ведения реестра контрактов для...

контрактная система, реестр контрактов, Российская Федерация, контракт, информация, заказчик, Единая информационная система, официальный сайт, исполнение контракта, размещение информации.

Актуальные проблемы, связанные с проведением торгов при...

Проведение торгов при поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд стало настоящим испытанием для

В этом случае контракт заключается без проведения процедуры выбора победителя согласно ст. 93 Закона о контрактной системе.

Контрактная система в сфере закупок в Забайкальском крае...

В настоящее время экономика Российской Федерации напрямую взаимосвязана с контрактной системой.

изменение условий контракта поставщиками товаров, работ, услуг после процедуры заключения контракта, в частности изменения физических характеристик...

Развитие института регулирования государственных закупок...

1. Федеральный закон Российской Федерации «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание

2. Федеральный закон Российской Федерации «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения...

Планирование закупок для государственных и муниципальных...

цена контракта, сфера закупок товаров, контрактная система, нужда, работа, услуга, соответствие, федеральный бюджет, единственный поставщик, сфера размещения заказов. Похожие статьи.

Похожие статьи

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для...

закупка, контрактная система, заказчик, электронная форма, выполнение работ, заключение контракта, осуществление закупок, повышение квалификации, проведение конкурса, снижение цены. Развитие института регулирования государственных закупок...

От системы государственных закупок к Федеральной...

федеральная контрактная система, Российская Федерация, госзакупка, соблюдение требований...

Новации законодательства в сфере государственных закупок...

закупка, контрактная система, заказчик, электронная форма, выполнение работ, заключение контракта, осуществление закупок, повышение квалификации, проведение конкурса, снижение цены.

Особенности государственного строительного заказа в рамках...

Федеральная контрактная система. Новый закон о госзакупках... Официальный сайт для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг: www.zakupki.gov.ru(ст. 16 закона о госзакупках).

Некоторые особенности порядка ведения реестра контрактов для...

контрактная система, реестр контрактов, Российская Федерация, контракт, информация, заказчик, Единая информационная система, официальный сайт, исполнение контракта, размещение информации.

Актуальные проблемы, связанные с проведением торгов при...

Проведение торгов при поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд стало настоящим испытанием для

В этом случае контракт заключается без проведения процедуры выбора победителя согласно ст. 93 Закона о контрактной системе.

Контрактная система в сфере закупок в Забайкальском крае...

В настоящее время экономика Российской Федерации напрямую взаимосвязана с контрактной системой.

изменение условий контракта поставщиками товаров, работ, услуг после процедуры заключения контракта, в частности изменения физических характеристик...

Развитие института регулирования государственных закупок...

1. Федеральный закон Российской Федерации «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание

2. Федеральный закон Российской Федерации «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения...

Планирование закупок для государственных и муниципальных...

цена контракта, сфера закупок товаров, контрактная система, нужда, работа, услуга, соответствие, федеральный бюджет, единственный поставщик, сфера размещения заказов. Похожие статьи.