Промышленность г. Комсомольска-на-Амуре в 1992–1999 гг. и ее влияние на социально-экономическое развитие города | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Алеева, Д. Р. Промышленность г. Комсомольска-на-Амуре в 1992–1999 гг. и ее влияние на социально-экономическое развитие города / Д. Р. Алеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50.1 (184.1). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47342/ (дата обращения: 26.04.2024).



После распада СССР в 1991 г. начался новый период становления российской государственности. Он ознаменовался переходом к рыночной экономике. В рассматриваемый период был проведен комплекс экономико-политических реформ: либерализация цен и торговли, приватизация собственности. Последние привели к жесточайшему социально-экономическому кризису в стране. Возникла опасность коллапса всей государственной системы. Экономические трудности были обусловлены не только инициативой молодых реформаторов команды Б. Н. Ельцина, но и распадом союзного государства. Следствием распада стало разрушение связей между отраслями, регионами и отдельными предприятиями. Руководство уже в 1991 г. отказалось от снабжения Дальнего Востока продовольственными и материальными ресурсами за счет централизованных источников [1].

В настоящее время идет активный процесс восстановления промышленного потенциала Дальнего Востока. Правительством пристальное внимание уделяется г. Комсомольску-на-Амуре, его оборонно-промышленному комплексу. Поиск путей разрешения современной ситуации в промышленности города невозможен без обращения к историческому опыту реализации экономической политики РФ в период Ельцинских реформ, без учета опыта работы предприятий в кризисной ситуации.

Изучение опыта функционирования промышленных предприятий г. Комсомольска-на-Амуре в период 1992–1999 гг. позволяет также представить целостную картину политико-экономических процессов, происходивших в регионе и в стране в целом.

На основе изученных неопубликованные документов Комсомольского-на-Амуре городского архива: распоряжений и постановлений администрации города 1992–1999 гг. материалов о состоянии промышленности, сводок о социальной обстановке в указанный период, бухгалтерских отчетов, служебной переписки главы администрации города с региональными представителями, а также международных договоров о поставках товаров между предприятиями города было выявлено тяжелое состояние промышленности в период конца XX века на территории Дальневосточного региона, а также в г. Комсомольске-на-Амуре.

В ходе исследования был раскрыт процесс приватизации промышленных предприятий города, а также ее влияние на дальнейшее экономическое развитие. Было отмечено, что приватизация оказала крайне негативное воздействие на работу предприятий города, многие предприятия обанкротились, произошла резкая конверсия заводов, снизились объемы и темпы производства в несколько раз. Кроме того, было выявлено поэтапное влияние кризиса промышленного производства на социальное развитие города. Как показал анализ распоряжений, постановлений и других документов органов власти г. Комсомольска-на-Амуре [1], в городе образовалась нестабильная социально-экономическая ситуация, которая сопровождалась ростом уровня безработицы и обострением социального напряжения. В соответствии с этими проблемами, были исследованы экстренные меры местных органов власти, принимаемые для выхода из сложившейся ситуации.

К 1992 г. в Комсомольске-на-Амуре стабильно развивалась промышленность. Одним из самых главных промышленных предприятий города являлся Амурский судостроительный завод. Он закладывался как важнейшая крепость социалистической индустриализации Дальнего Востока и способствовал усилению обороноспособности страны. Эти задачи были возложены на него еще в далеком 1933 году, но до сих пор они являются крайне актуальными, что говорит о значительном вкладе этого предприятия в развитие промышленности не только города, но и региона в целом.

Активно развивалась социальная база завода, создан новый пионерский лагерь и база отдыха «Дельфин», туристическое судно «Георгий Седов», введена в эксплуатацию заводская свиноферма, кроме того строилось жилье для работников завода. Завод усиленно выпускал суда и корабли, ракетные оружия, радиоэлектронную технику, также осваивались новые виды товаров, например, в 1985 году начался выпуск мебели, объем которой к 1990 году вырос в 2 раза [2]. Кроме того, завод выпускал качественные стиральные машинки и кухонные наборы. Следует отметить, что с 1959 года завод был включен в список особо важных объектов СССР. Расцвет производства товаров народного потребления на заводе пришлось на середину 1980-х гг. [7]. На Дальнем Востоке Амурскому судостроительному заводу не было конкурентов. В целом, к началу 1990-х годов завод был довольно успешным и стремительно развивающимся предприятием.

Наравне с АСЗ существовал с 1936 года Аккумуляторный завод, который впоследствии был переименован в Электротехнический завод (ЭТФ). Он выпускал новые модели аккумуляторов, не имеющих аналогов нигде в России, выполнял как оборонные заказы, так и на свободный рынок. У завода были постоянные заказчики, такие как Федеральная пограничная служба, МВД, МЧС, «КамАЗ», «Газпром», «УралАЗ» и другие. Одним из главных преимуществ предприятия было то, что аккумуляторы Комсомольского-на-Амуре завода работали надежно в любых климатических условиях от минус 50 до плюс 60 [7].

Следует отметить, что Комсомольск-на-Амуре строился как главный опорный пункт обороны Дальнего Востока. С этой целью, правительство СССР приняло решение создать в городе комплекс оборонных заводов. На основе этого 2 октября 1938 года был создан Машиностроительный (в настоящее время «Амурлитмаш») завод, который должен был стать заводом-арсеналом Дальнего Востока [8]. Кроме того, на базе завода активно проводилось международное сотрудничество, так в 1989 году завод участвовал в международной выставке литейного оборудования в г. Дюссельдорфе (ФРГ), а в 1997 году уже существовало совместное российско-бельгийское предприятие «РОБЕМА» для обеспечения современного технического уровня выпускаемой продукции.

Немаловажным заводом в этот период было Комсомольске-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю. А. Гагарина (КнААПО), закладка первого камня которого состоялась 18 июля 1934 года [9]. В 1960-1970-е гг. завод выпускал первоклассные реактивные самолеты МиГ-15, которые прославили его далеко за пределами страны, он перевыполнял производственные планы. Кроме того, в этот период началось производство сверхзвукового самолета Су-7. После этого за успешное выполнение пятилетнего плана и организацию новой техники завод был награжден орденом Октябрьской Революции. У завода успешно были налажены международные поставки, так истребители МиГ-17Ф были отправлены в Египет и Алжир, более того была продана лицензия на производство этого самолета в КНР. Были экспортированы истребители-бомбардировщики Су-7БМ в Чехословакию и Польшу. В итоге к 1990 году было изготовлено для экспорта и поставлено в 18 стран более 2000 самолетов типа Су различных модификаций. Помимо основной продукции завод выпускал такие виды товаров как детские велосипеды «Космос», корпуса катеров «Амур», мебель, мотодельтапланы, аэросани, катера и другое, что говорит о процветании и динамическом развитии КнААПО к началу XXI века [7].

С изменением экономического и политического строя в стране в 1992 году вышел указ Президента РФ от 01.07.1992 г. за № 721 «О преобразовании госпредприятий в акционерные общества». После выхода этого документа стали создаваться рабочие комиссии по приватизации предприятий г. Комсомольска-на-Амуре. Так, 6 декабря 1993 года электротехнический завод (ЭТЗ) преобразуется в акционерное общество открытого типа АООТ «КЭТЗ». Общее собрание акционеров избрало генеральным директором предприятия В. И. Масевича [2]. Приватизация отрицательно сказалась на положении завода. Резко сократился государственный оборонный заказ. Например, по линии ВМФ, начиная с 1995 года завод не получал ни одного заказа на морские батареи. Из-за развала СССР сырьевая база оказалась за границей. Потребовались годы, чтобы наладить связи с поставщиками. Вместе с тем, сказался общий спад в экономике страны: предприятия разваливались, сокращали производство и поэтому резко снизился спрос на аккумуляторы. Кроме того, стали задерживать зарплату рабочим, либо выплачивать частями. Для того, чтобы выплачивать зарплату рабочим, приходилось менять аккумуляторы на рис, муку, масло. В связи с этим в мае 1997 года для выхода из тяжелейшей ситуации было решено поднять конкурентоспособность с помощью изготовления пластмассовых изделий (стаканы, тарелки, вилки, лотки, моноблоки и другие). Эта группа товаров сразу же подняла спрос на заводскую продукцию. Но, первый рост прибыли начался лишь к 2000 году.

В 1993 году был приватизирован завод «Амурлитмаш» и преобразован в открытое акционерное общество (ОАО) «Амурлитмаш». С этого года дела завода резко ухудшились. Резко снизилось количество заказов на выпускаемую продукцию. Если в 1991 году завод выпустил 680 единиц литейных машин, то в 1992 году их всего 131 единица. Большую часть производственных мощностей пришлось законсервировать, численность рабочих также пришлось сократить почти в 7 раз до 640 человек. Кроме того, были переданы на баланс города объекты социального значения. В целом, следует отметить, что с 1993 г. завод существовал в режиме выживания. И лишь только к 1997 году положение стало стабилизироваться, как раз в тот момент, когда было приостановлено падение объемов производства. К 1999 году произошел рост выпускаемой продукции по сравнению с предыдущим годом на 28 %. Завод обеспечивал продукцией и услугами, как г. Комсомольск-на-Амуре, так и весь Дальневосточный регион в целом [2]. Завод первым в городе газифицировал свое производство. Однако в рамках социально-экономического кризиса, принятые меры по снижению затрат на производство, расширению географических поставок продукции, освоению новых конкурентоспособных ее видов, а также увеличению объемов производства не смогли решить проблему финансового оздоровления предприятия.

Поспешная приватизация предприятий машиностроительной, металлургической, энергетической и других отраслей, пренебрежение собственным производителем, а также появившийся диктат собственников монополистов — все эти позиции нанесли непоправимый урон стране, в частности и дальневосточному региону.

В сложившихся условиях остро встала проблема продовольственного обеспечения городов региона. С кризисными явлениями столкнулся и г. Комсомольск-на-Амуре. В дальневосточном регионе были выявлены основные признаки продовольственного кризиса, такие как рост цен на товары народного потребления, снижение покупательской способности населения в связи с ростом безработицы и кризисом промышленных предприятий города. Граждане повсеместно теряли рабочие места из-за сокращений на промышленных предприятиях, банкротства организаций различной формы собственности. В магазинах произошла острая нехватка продовольственных товаров, что вынудило власть пойти на введение карточной системы. Произошла замены заработной платы на натуральный продукт, а точнее, граждане за свою работу получали товар, производимый на их предприятии. Так, например, из воспоминаний Алеева Р. Х. сборщика достройщика металлических судов цеха № 17 на АСЗ. Следует, что до 1991 года на заводе была стабильная достойная заработная плата, хорошие условия работы. Но в 1991–1992 годах все резко изменилось. Зарплату стали задерживать, либо выплачивать частями, а затем и вовсе выдавали продукцией производимой заводом (ложки, поварежки, вилки). Иногда выдавали китайскую тушенку, но это было редко. В итоге приходилось, обменивать кухонную утварь на продукты у знакомых и родственников, либо продавать. Кроме того, повсеместно началось сокращение штата. Так, например, принимали молодых специалистов в сентябре, а в ноябре-декабре они попадали под сокращение.

Таким образом, рассматривая развитие промышленности региона в период 1992–1999 гг. следует отметить, что, несмотря на ряд экономических трудностей, предприятия продолжали работать и налаживать международный контакт, регулярно происходил взаимообмен со странами АТР. Кризис 1998 года дал шанс отечественной промышленности набрать силу, отгородил ее от импорта и увеличил экспортные возможности. Оздоровилась и государственная политика, финансовый кризис заставил чиновников более ответственно относиться к бюджетному планированию. Малый бизнес осознал свою силу и стал развиваться в более крупные предприятия.

Литература:

1 Комсомольский-на-Амуре городской архив (КнАГА). Ф.39. Оп.1. Д.11. Л. 18–22.

2 Дрозд, Б. Д. Энциклопедия Комсомольск-на-Амуре, Север Хабаровского края, Восточный БАМ, Нижнеамурье / Б. Д. Дрозд, А. С. Семенов. — Комсомольск-на-Амуре: Амурская волна, 2004. — 429 с.

Основные термины (генерируются автоматически): комсомольск-на-амуре, завод, Дальний Восток, выпускаемая продукция, дальневосточный регион, предприятие, промышленное предприятие города, Амурский судостроительный завод, народное потребление, электротехнический завод.


Похожие статьи

Крылья Победы ковавшие…! (посвящается работе авиационного...)

Во время Великой Отечественной войны все заводы и предприятия Дальнего Востока выпускали продукцию для фронта и для Победы! Самолёты ИЛ-4, изготавливаемые на Комсомольском-на-Амуре заводе...

История речного порта в г. Комсомольске-на-Амуре и его...

По заказу речного порта города, на Комсомольском судостроительном заводе началось строительство судов типа «река-море», которые могли эффективно перевозить груз как по речным линиям, так и морскими путями.

Особые режимы хозяйствования в стратегическом планировании...

Конкурентные преимущества раскрываются в пессимистичном и базовом сценариях через использование потенциала основных якорных предприятий города (филиал ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю. А. Гагарина», ПАО «Амурский судостроительный завод»...

Отток населения как одна из главных экономических проблем...

На Дальнем Востоке существует множество экономических проблем.

− в Хабаровском крае на 0,35 % (-4695 чел.), − в Амурской области на 0,51 % (-4103 чел.)

Ещё одним динамичным центром должен стать Комсомольск-на-Амуре.

Решение проблемы дефицита высококвалифицированных кадров...

В соответствии с его поручениями, судостроительные предприятия края получили заказы на военную и гражданскую продукцию, была оказана серьезная финансовая поддержка Амурскому судостроительному заводу.

Промышленное развитие Дальнего Востока: механизмы...

На промышленных предприятиях занято около 1/3 всех трудящихся Дальнего Востока.

В Хабаровском крае создается три ТОРа: в г. Хабаровске, в г. Комсомольске-на-Амуре, а также очень важно в г. Николаевске-на-Амуре.

Развитие направления переработки в лесной промышленности...

Предприятия Дальневосточного федерального округа, попавшие в данный список

Азия Лес, ООО. Амурская область. Амур Форест, ООО.

Промышленное развитие Дальнего Востока: механизмы и инструменты.

ТОСЭРы как рычаг регулирования экономических проблем...

– ООО «Торэкс» — строительство металлургического завода; – ООО " Завод ТехноНИКОЛЬ Хабаровск» — производство стройматериалов

ТОСЭР «Комсомольск» — расположен в чертах городов Комсомольска-на-Амуре и Амурск, на земельных участках площадью 8337 га.

Правовое регулирование государственно-частого партнерства на...

ТОР «Комсомольск». Расположен в чертах городов Комсомольска-на-Амуре и Амурск на земельных участках площадью 210 Га.

Имеет 9 якорных резидентов (металлургический завод, агропромышленный тепличный комплекс, складской транспортно-логистический комплекс...

Похожие статьи

Крылья Победы ковавшие…! (посвящается работе авиационного...)

Во время Великой Отечественной войны все заводы и предприятия Дальнего Востока выпускали продукцию для фронта и для Победы! Самолёты ИЛ-4, изготавливаемые на Комсомольском-на-Амуре заводе...

История речного порта в г. Комсомольске-на-Амуре и его...

По заказу речного порта города, на Комсомольском судостроительном заводе началось строительство судов типа «река-море», которые могли эффективно перевозить груз как по речным линиям, так и морскими путями.

Особые режимы хозяйствования в стратегическом планировании...

Конкурентные преимущества раскрываются в пессимистичном и базовом сценариях через использование потенциала основных якорных предприятий города (филиал ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю. А. Гагарина», ПАО «Амурский судостроительный завод»...

Отток населения как одна из главных экономических проблем...

На Дальнем Востоке существует множество экономических проблем.

− в Хабаровском крае на 0,35 % (-4695 чел.), − в Амурской области на 0,51 % (-4103 чел.)

Ещё одним динамичным центром должен стать Комсомольск-на-Амуре.

Решение проблемы дефицита высококвалифицированных кадров...

В соответствии с его поручениями, судостроительные предприятия края получили заказы на военную и гражданскую продукцию, была оказана серьезная финансовая поддержка Амурскому судостроительному заводу.

Промышленное развитие Дальнего Востока: механизмы...

На промышленных предприятиях занято около 1/3 всех трудящихся Дальнего Востока.

В Хабаровском крае создается три ТОРа: в г. Хабаровске, в г. Комсомольске-на-Амуре, а также очень важно в г. Николаевске-на-Амуре.

Развитие направления переработки в лесной промышленности...

Предприятия Дальневосточного федерального округа, попавшие в данный список

Азия Лес, ООО. Амурская область. Амур Форест, ООО.

Промышленное развитие Дальнего Востока: механизмы и инструменты.

ТОСЭРы как рычаг регулирования экономических проблем...

– ООО «Торэкс» — строительство металлургического завода; – ООО " Завод ТехноНИКОЛЬ Хабаровск» — производство стройматериалов

ТОСЭР «Комсомольск» — расположен в чертах городов Комсомольска-на-Амуре и Амурск, на земельных участках площадью 8337 га.

Правовое регулирование государственно-частого партнерства на...

ТОР «Комсомольск». Расположен в чертах городов Комсомольска-на-Амуре и Амурск на земельных участках площадью 210 Га.

Имеет 9 якорных резидентов (металлургический завод, агропромышленный тепличный комплекс, складской транспортно-логистический комплекс...

Задать вопрос