В статье анализируются подходы к духовному воспитанию иностранных студентов военного инженерного вуза, которые проводятся с целью наладить адекватные межличностные взаимоотношения иностранных студентов, повысить их коммуникабельность, укрепить межкультурную коммуникацию.
Ключевые слова: духовное воспитание иностранных студентов, образовательное учреждение, воспитание.
The approaches to the spiritual education of foreign students of the military engineering institute, which are conducted with the aim of establishing adequate interpersonal relations among foreign students, increasing their communication skills and strengthening intercultural communication is analyzed in the article
Keywords: Spiritual education of foreign students, educational institution, education.
Современную ситуацию в России можно охарактеризовать как трагическую для большинства людей с точки зрения экономических и социокультурных условий существования. Однако системным кризисом, по нашему мнению, является всё же кризис духовный. Жизнь осложняется тем, что в ней трудно обнаружить позитивный смысл из-за разрушения старых и дискредитации «новых» ценностей.
Духовный кризис личности — это, прежде всего утрата смысла жизни и острота вечных вопросов: о добре и правде, о духовной значимости и ценности самой жизни, о ценностных ориентирах в личностном пространстве. Духовные ориентиры должны составлять устойчивый стержень должного поведения человека в его деятельности. Одной из целей образования нужно считать побуждение ощущать красоту, добро, истину.
Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что данной проблеме было уделено немало внимания. Одни учёные интегрируют такие понятия, как духовно-эстетические, нравственные ценности с христианскими ценностями (Р. В. Базалий, Т. И. Власова, Т. В. Колодяжная), другие — отдают приоритет художественно-эстетической деятельности обучающихся (Б. М. Неменский, Б. П. Юсов). В концепциях воспитания обосновывается его направленность на гармоничное развитие человека, что способствует обогащению чувств, усвоению общечеловеческих ценностей и приводит к духовному росту (Т. Г. Русакова).
Образовательное учреждение является основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания. В нашем случае под субъектом воспитания понимаются иностранные студенты. Образовательная среда вуза рассматривается как многомерное социально-педагогическое явление, связанное в единое целое различными коммуникативными механизмами и оказывающее ситуативное влияние на развитие ценностных ориентаций личности, отношений и способов поведения, актуализирующихся в процессах освоения, потребления и распространения социокультурных ценностей. Состояние, тенденции и перспективы развития высшей школы, анализ практики в сфере обучения и воспитания иностранных студентов убеждают в том, что изменения в системе высшего образования, в частности языковой подготовки иностранных студентов, требуют пересмотра традиционных подходов в использовании технологий воспитательного взаимодействия педагогов и иностранных студентов. В данном контексте особое значение приобретает обновление содержания и организационных форм воспитания иностранных студентов.
Проблема воспитания иностранных студентов состоит в выявлении педагогических условий духовного наполнения и эффективности их воспитания в рамках обучения русскому языку как иностранному. Пакет организационно-педагогических условий, на наш взгляд, должен включать: разработку концепции и программы воспитания иностранных обучающихся с учётом личностно ориентированного подхода; определение комплекса ценностных ориентаций обучающихся, тенденции их изменения; выбор эффективных современных способов организации воспитательного процесса; выявление роли преподавателя РКИ в новых условиях образовательной реальности;
Правильно организованная воспитательная среда даёт широкие возможности иностранным студентам: свобода выбора деятельности, которая позволит достичь наивысшего самовыражения; построение диалоговых отношений с русскими людьми; более интенсивное проживание различных ролей; освоение различных сред: культурной, природной, информационной и т. д.
В контексте изложенного важными условиями формирования личности иностранного студента в социокультурном воспитательном пространстве вуза является учёт национальных традиций в воспитании и обучении, создание новой, гуманной, разнообразной культурной среды, формирование культурных ценностей, освоение общечеловеческих ценностей мировой, национальной (родной и русской) культуры с использованием современных технологий межкультурного взаимодействия.
Актуальность проблемы, её практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность обусловили теоретическое обоснование программы воспитания иностранных студентов в рамках обучения РКИ.
Наиболее эффективным средством решения задачи формирования базовых ценностей личности обычно являются гуманитарные предметы, в частности на литературу. Имея огромную силу воздействия, художественная литература способствует формированию нравственного облика человека, его представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает духовно-нравственные основы.
Словесное искусство духовно по своей природе. Идеал нравственности красной нитью проходит по страницам произведений А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова, В. П. Астафьева и др. Основным средством воспитательного воздействия остаётся слово писателя, поэтому необходимо во время работы с иностранными студентами отводить важную роль выразительному чтению и анализу художественного текста.
Ключевой формой организации учебного процесса в ходе работы с текстом художественного произведения являются литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, позволяют вычленить и актуализировать реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Особую ценность представляет и форма обсуждения, ролевая игра, групповая форма работы, тренинги. Для решения проблемы духовно-нравственного воспитания иностранных студентов хороши занятия-исследования, беседы, семинары, которые позволяют в непринуждённой беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о силе любви, о семье. В системе письменных заданий для иностранных студентов важную роль в формировании эмоциональной, чувственной сферы личности и ценностных ориентиров играют сочинения-миниатюры, эссе о нравственных понятиях: совесть, милосердие, сострадание, благородство; хотя отметим, что это достаточно сложно не только для иностранных студентов, но и для русских.
Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают иностранным студентам познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя. Однако ключевым в процессе обучения и воспитания иностранных студентов, безусловно, является выразительное чтение. У чтения благородная миссия — давать постоянную духовную подпитку, а не только лишь служить источником информации или руководством по развитию вкуса.
Суть воспитательной программы для иностранных студентов — использовать воспитательный потенциал, заложенный в художественной литературе. Основой программой является творческое осмысление художественной литературы в преломлении к актуальным проблемам современности. Программа построена по принципу от простого к сложному: на начальном этапе отправной точкой для бесед с иностранными обучающимися являются пословицы, русские сказки, поучительные и познавательные стихи, рассказы; на следующих этапах — диалог на основе текстов лучших произведений русских писателей, например, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, М. Ф. Достоевского, И. А. Бунина и др. Значимость материалов, т. е. отобранных художественных текстов, с которыми должны познакомиться иностранные студенты как читатели, определяется, прежде всего, тем, что они зафиксировали общечеловеческие ценности и идеалы.
Программа воспитания иностранных обучающихся реализуется в ходе обучения русскому языку как иностранному и помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения студентов, повысить их коммуникабельность, укрепить межкультурную коммуникацию.
Литература:
- Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодёжи // Воспитание школьников. — 2009. — № 9. — С. 10–13.
- Марьенко И. С. Нравственное становление личности. — М., 2008.
- Тучкова Т. Русская нравственная традиция в воспитании // Народное образование. — 2011. — № 8. — С. 272–274.