Деятельностный подход в формировании нравственных установок обучающихся по II варианту адаптированной основной общеобразовательной программы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 05.12.2017

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Скоревич, А. Л. Деятельностный подход в формировании нравственных установок обучающихся по II варианту адаптированной основной общеобразовательной программы / А. Л. Скоревич, Л. Н. Гринкевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 403-405. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46889/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье идёт описание опыта работы по формированию нравственных установок и моральных норм поведения у детей с глубокой умственной отсталостью и ТМНР, рассматриваются интегрированные подходы урочно-внеурочной деятельности, эффективные формы взаимодействия.

Ключевые слова: формы взаимодействия учитель, ученик, родители, дети, 2 вариант АООП.

Воспитание — великое дело: им решается участь человека.

В. Г. Белинский

Одной из первостепенных задач коррекционно-воспитательной работы с детьми с глубокой умственной отсталостью, ТМНР является их нравственно–этическое воспитание, а именно: формирование у детей нравственных установок и моральных норм поведения. Ввиду специфических особенностей интеллектуального развития детей данной категории, их представления о том, что хорошо и что плохо носят довольно поверхностный характер. Дети узнают правила морали от учителей, от родителей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами в привычной конкретной ситуации.

Достаточно сложным, но необходимым для «особого» ребёнка является воспитание положительного отношения к труду (как бытовому, так и творческому), формирование коммуникативных навыков и готовности к взаимной помощи, воспитание таких личностных качеств, как аккуратность, терпение, настойчивость. Часто наблюдаемые негативизм, упрямство, двигательное психическое беспокойство, нарушение эмоционально-волевой сферы детей являются препятствием в их духовном развитии.

Воспитание детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью, их особые образовательные потребности диктуют применения особых методов деятельности педагога, инновационных форм взаимодействия. Обучение детей строится на основе деятельностного подхода, согласно которому главным условием развития является активная деятельность самого ребенка при направляющей помощи взрослого.

Примером совместной практической деятельности служит интегрированный подход урочно-внеурочной деятельности — «Изготовление панно в технике «Смятые комочки» «Дружок» в 4 классе (2 вариант АООП). Форма взаимодействия «учитель-ученик».

Совместная деятельность включает в себя 2 этапа. На этапе познавательной деятельности учитель создаёт условия для формирования представлений детей о живой природе, домашних животных (собаке). Через вовлечение в разные формы деятельности (наблюдение за собакой, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевые игры) идёт привитие стремления к доброте, заботливому отношению к животным, близким людям, побуждение к практической деятельности. На практическом этапе дети (при поддержке учителя) выполняют аппликацию из смятых комочков.

Таким образом, в результате совместной (учитель-ученик) деятельности учащиеся:

– пополнили знания о домашнем животном — собаке,

– изготовили панно, закрепив навыки выполнения аппликации из смятых комочков,

– проявили личностные качества: трудолюбие, аккуратность, желание создавать красоту своими руками, радовать своими творческими успехами близких людей.

Примером формы взаимодействия «учитель-родители-дети» служит совместная практическая деятельность «Изготовление песочного печенья «Вкусняшка» в 5 классе (2 вариант АООП).

Содержательная цель деятельности педагога: пробудить эмоции детей, желание, подобно пекарю, приносить близким людям радость, угощая их душистой выпечкой. На уроках по предмету «Окружающий социальный мир» идёт разговор о профессии пекаря, во внеурочной деятельности через сюжетно-ролевую игру «Встреча гостей» — закрепляются правила гостеприимства, этикета за столом, изготовили выпечку из солёного теста.

Школьный класс не приспособлен для кулинарной деятельности, а потому попробовать себя в роли пекаря дети могут только дома. У Тимофея приближался день рождения и он решил дома приготовить праздничное угощение. В роли наставницы и помощницы в процессе выпекания печенья выступила мама.

В результате Тимофей:

– закрепил знанияя о профессии пекаря, последовательность приготовления печенья,

– проявил личностные качества, позаботился о своих близких людях и друзьях,

– показал себя целеустремлённым, трудолюбивым, аккуратным.

Интересная и эффективная форма взаимодействия «учитель-ученик-ученик» отражена в проекте «Если с другом вышел в путь», в ходе котрого учащиеся 4 класса, обучающиеся по варианту 1 АООП, осуществляли шефство над учащимися 2 класса, обучающихся по 2 варианту АООП. Во время совместных исследований, творческой деятельности, участия в экологических и социальных акциях («Вырасти друга», «Хлебные крошки», «Солнышко»), игровых и танцевальных минутках дети с глубокой умственной отсталостью приобретали нравственный опыт взаимодействия со здоровыми детьми, учились строить отношения на основе доверия, дружелюбия, взаимопомощи и уважении друг друга. Для учащихся 4 класса данный проект имел весомую значимость в развитии нравственных качеств личности: толерантности, отзывчивости, готовности на практике реально помогать нуждающимся детям.

Одной из главных задач на современном этапе развития образования является освоение учащимися общечеловеческих ценностей. Идеи, заложенные в использовании инновационных форм взаимодействия «учитель-ученик», «учитель-родители-дети», «учитель-ученик-ученик», педагогическая поддержка, понимание и принятие индивидуальных особенностей ребёнка-инвалида дает возможность не только сформировать у него нравственные установки, моральные нормы, гуманные чувства, но и сделать их достаточно устойчивым.

Опираясь на собственный опыт, исследования педагогов-практиков, можно отметить, что зачастую, не понимая жизненных ситуаций во всей их сложности, дети с глубокой умственной отсталостью, ТМНР, благодаря выработанным у них твердым нравственным устоям, следуют общепринятым в данном обществе нормам поведения, умеют общаться с людьми, не вызывая у них неприязненных чувств.

Литература:

  1. Бгажнокова И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта.- М.2007
  2. Примерная адаптированная общеобразовательная программа на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Вариант 2)
  3. Рубинтейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1986.
  4. Чуркина А. И. Трудовое обучение во вспомогательной школе. — М., 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): глубокая умственная отсталость, ребенок, форма взаимодействия, инновационная форма взаимодействия, класс, моральная норма поведения, профессия пекаря, совместная практическая деятельность, урочно-внеурочная деятельность, эффективная форма взаимодействия.


Ключевые слова

дети, родители, ученик, формы взаимодействия учитель, 2 вариант АООП

Похожие статьи

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе (из опыта работы)

В статье авторы делятся опытом работы по планированию видов деятельности с указанием средств, форм и методов.

Особенности учебной мотивации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

В статье приводится классификация мотивов учения и результаты исследования мотивационного поля младших школьников с ОВЗ.

Рекомендации по использованию методов диагностики и мониторинга воспитанности в школах-интернатах для обучающихся с ОВЗ

Своеобразие обучения детей с нарушением слуха требует особых условий, подбора специальных методов, средств, создание специальной среды с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ для их полноценного развития, обучения и воспитания. Процесс...

Особенности дополнения адаптированной образовательной программы по физической культуре варианта 8.3 для ребенка с расстройством аутистического спектра младшего школьного возраста

В статье рассматриваются основные положения при разработке индивидуального образовательного маршрута по физическому развитию ребенка с аутизмом по варианту 8.3 в условиях инклюзивного образования. На основании проведенного эксперимента была показана ...

Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Особенности становления навыков саморегуляции в учебной деятельности у детей младшего школьного возраста

В статье рассматриваются актуальные требования Федерального государственного стандарта, курирующего процесс освоения школьниками навыков саморегуляции в начальных классах. Описываются отличительные возрастные особенности детей 7–11 лет, рассматривает...

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Похожие статьи

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе (из опыта работы)

В статье авторы делятся опытом работы по планированию видов деятельности с указанием средств, форм и методов.

Особенности учебной мотивации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

В статье приводится классификация мотивов учения и результаты исследования мотивационного поля младших школьников с ОВЗ.

Рекомендации по использованию методов диагностики и мониторинга воспитанности в школах-интернатах для обучающихся с ОВЗ

Своеобразие обучения детей с нарушением слуха требует особых условий, подбора специальных методов, средств, создание специальной среды с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ для их полноценного развития, обучения и воспитания. Процесс...

Особенности дополнения адаптированной образовательной программы по физической культуре варианта 8.3 для ребенка с расстройством аутистического спектра младшего школьного возраста

В статье рассматриваются основные положения при разработке индивидуального образовательного маршрута по физическому развитию ребенка с аутизмом по варианту 8.3 в условиях инклюзивного образования. На основании проведенного эксперимента была показана ...

Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Особенности становления навыков саморегуляции в учебной деятельности у детей младшего школьного возраста

В статье рассматриваются актуальные требования Федерального государственного стандарта, курирующего процесс освоения школьниками навыков саморегуляции в начальных классах. Описываются отличительные возрастные особенности детей 7–11 лет, рассматривает...

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Задать вопрос