Апробация активных форм и методов воспитательной работы как условие успешной реабилитации обучающихся с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 551 раз

Библиографическое описание:

Петракова, Г. М. Апробация активных форм и методов воспитательной работы как условие успешной реабилитации обучающихся с ОВЗ / Г. М. Петракова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 681-682. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36066/ (дата обращения: 16.12.2024).



Работая с детьми, сталкиваешься с проблемой обучения и воспитания — со сниженным общим запасом знаний, ограниченностью представлений об окружающем, выраженных нарушениях внимания и памяти. Опираясь на опыт работы, видишь, что правильно подобранные методы и формы педагогической и психической помощи детям с ОВЗ, с учетом их индивидуально-психологических особенностей оказывают положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития.

Детский коллектив является моделью жизни взрослого, в нем четко видны проблемы нашего общества. Ежедневно наблюдая за детьми, невольно понимаешь эти проблемы и начинаешь их решать, ведь нельзя обмануть доверие детей. Ежедневный кропотливый труд дает результат и приносит свои плоды, дети доверяют тебе, делятся самым (на их взгляд) сокровенным. Чтобы добиться хороших результатов в своей работе надо стараться использовать новые и интересные педагогические приемы.

Приемов много, и каждый педагог в своей работе с детьми выбирает наиболее эффективные, в зависимости от того, чему нужно научить детей. Интересы, потребности детей побуждают нас находить новые методы, приемы и формы работы, которые способствуют наиболее полному раскрытию неповторимого потенциала личности, главными из которых, проблемно-поисковый и исследовательский. С их помощью надо научить детей самостоятельно находить ответы на любые поставленные вопросы, строить работу в форме диалога и направлять деятельность детей в нужное русло. Стараться систематически расширять свои знания по проблеме воспитания детей с ОВЗ, планирование работы с родителями -это экспресс-анкеты, беседы с родителями. В начале сентября проводить анкетирование с целью выявления интересов подростков, планировать тематику видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр и экскурсий), внеклассных мероприятий, классных и общешкольных праздников.

Для диагностики уровня воспитанности применяют различные методы и приемы: фронтальный опрос, тестированные задания, письменные задания, методы контроля, мультимедийные презентации.

Необходимо использовать разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Чаще проводить занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры. В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства.

Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность.

Приемы иметоды:

− прием переключения деятельности (чтобы ребенок не делал «плохое», нужно дать возможность делать хорошее и интересное для него);

− прием положительного подкрепления (суть в одобрении, поощрении позитивного поведения — прием способствует закреплению положительных привычек);

− прием отрицательного подкрепления (предупредить нежелательные поступки);

− прием «эмоциональная установка» (взрослый в присутствии ребенка демонстрирует ярко выраженные эмоциональные отношения — положительные/отрицательные к чему-либо, таким образом подает пример отношения ребенку;

− информационные методы (беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи и пр.);

− практически-действенные методы — приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность;

− побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание).

Наиболее доступны для наших детей практически-действенные методы воспитания. Они особенно эффективны. Метод приучения и упражнения используется при формировании устойчивых навыков социального поведения, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и др. Этот и другие практически-действенные методы (игра, воспитывающие ситуации) применяются в сочетании с различными информационными методами.

Побудительно-оценочные методы (поощрение, порицание, наказание) также реализуются в практически-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребенка словесным поощрением («хорошо», «верно», «молодец») и т. д.

В работе с воспитанниками нужно использовать наиболее доступные для педагога методы, и понятные для детей.

Так, в наглядном методе используют приемы, которые обеспечивают правильное, четкое представление о чем-либо; подражание окружающей жизни; использование зрительных ориентиров (например, для формирования ориентировки в пространстве);

− использование видеофильмов, презентаций;

− фотографий, рисунков.

Самые важные методы в работе это — наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Потому что процесс обучения детей строится, опираясь на наглядность, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

Можно использовать тактильно-мышечные приёмы, с помощью которых при прикосновении к ребенку уточняешь и направляешь положение отдельных частей тела.

Работа воспитателя должна строиться только на индивидуальном подходе к детям. С учетом всех особенностей развития каждого ребенка. Необходимо предлагать детям наиболее трудоёмкие виды деятельности: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения. По мере уставания детей включать сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы. Чередуя различные виды деятельности детей в течение дня, обеспечивать их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры, с целью укрепления здоровья большое значение уделять двигательной активности.

Литература:

  1. Лисина М. И. «Формирование личности ребенка в общении».
  2. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. — М., 1968. — 287 с.
  3. Ценципер А. Б. Опыт исследования зависимости положения ученика в коллективе от его индивидуальных особенностей. // Некоторые вопросы совершенствования процесса обучения и воспитания. — Минск, 1970. — 250 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, прием, окружающая жизнь, работа.


Похожие статьи

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся с ОВЗ

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Выявление и сопровождение обучения одарённых обучающихся начальной школы в условиях введения ФГОС

Использование интеллектуальной игры как альтернативы учебной деятельности в процессе организации образования и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Использование оздоровительного бега и ходьбы во внеурочной деятельности по физической культуре как средства повышения эффективности учебного процесса, воспитания и формирования здорового образа жизни

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья в свете требований СФГОС

Развитие детского объединения правоохранительной направленности как условие формирования правовой культуры обучающихся санаторной школы-интерната (из опыта работы)

Организация внутрифирменного обучения педагогического персонала в условиях введения ФГОС ДО

Обеспечение межведомственного подхода к вопросу социализации молодых людей с интеллектуальными нарушениями

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ

Похожие статьи

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся с ОВЗ

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Выявление и сопровождение обучения одарённых обучающихся начальной школы в условиях введения ФГОС

Использование интеллектуальной игры как альтернативы учебной деятельности в процессе организации образования и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Использование оздоровительного бега и ходьбы во внеурочной деятельности по физической культуре как средства повышения эффективности учебного процесса, воспитания и формирования здорового образа жизни

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья в свете требований СФГОС

Развитие детского объединения правоохранительной направленности как условие формирования правовой культуры обучающихся санаторной школы-интерната (из опыта работы)

Организация внутрифирменного обучения педагогического персонала в условиях введения ФГОС ДО

Обеспечение межведомственного подхода к вопросу социализации молодых людей с интеллектуальными нарушениями

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ

Задать вопрос