Работая с детьми, сталкиваешься с проблемой обучения и воспитания — со сниженным общим запасом знаний, ограниченностью представлений об окружающем, выраженных нарушениях внимания и памяти. Опираясь на опыт работы, видишь, что правильно подобранные методы и формы педагогической и психической помощи детям с ОВЗ, с учетом их индивидуально-психологических особенностей оказывают положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития.
Детский коллектив является моделью жизни взрослого, в нем четко видны проблемы нашего общества. Ежедневно наблюдая за детьми, невольно понимаешь эти проблемы и начинаешь их решать, ведь нельзя обмануть доверие детей. Ежедневный кропотливый труд дает результат и приносит свои плоды, дети доверяют тебе, делятся самым (на их взгляд) сокровенным. Чтобы добиться хороших результатов в своей работе надо стараться использовать новые и интересные педагогические приемы.
Приемов много, и каждый педагог в своей работе с детьми выбирает наиболее эффективные, в зависимости от того, чему нужно научить детей. Интересы, потребности детей побуждают нас находить новые методы, приемы и формы работы, которые способствуют наиболее полному раскрытию неповторимого потенциала личности, главными из которых, проблемно-поисковый и исследовательский. С их помощью надо научить детей самостоятельно находить ответы на любые поставленные вопросы, строить работу в форме диалога и направлять деятельность детей в нужное русло. Стараться систематически расширять свои знания по проблеме воспитания детей с ОВЗ, планирование работы с родителями -это экспресс-анкеты, беседы с родителями. В начале сентября проводить анкетирование с целью выявления интересов подростков, планировать тематику видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр и экскурсий), внеклассных мероприятий, классных и общешкольных праздников.
Для диагностики уровня воспитанности применяют различные методы и приемы: фронтальный опрос, тестированные задания, письменные задания, методы контроля, мультимедийные презентации.
Необходимо использовать разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Чаще проводить занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры. В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства.
Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность.
Приемы иметоды:
− прием переключения деятельности (чтобы ребенок не делал «плохое», нужно дать возможность делать хорошее и интересное для него);
− прием положительного подкрепления (суть в одобрении, поощрении позитивного поведения — прием способствует закреплению положительных привычек);
− прием отрицательного подкрепления (предупредить нежелательные поступки);
− прием «эмоциональная установка» (взрослый в присутствии ребенка демонстрирует ярко выраженные эмоциональные отношения — положительные/отрицательные к чему-либо, таким образом подает пример отношения ребенку;
− информационные методы (беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи и пр.);
− практически-действенные методы — приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность;
− побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание).
Наиболее доступны для наших детей практически-действенные методы воспитания. Они особенно эффективны. Метод приучения и упражнения используется при формировании устойчивых навыков социального поведения, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и др. Этот и другие практически-действенные методы (игра, воспитывающие ситуации) применяются в сочетании с различными информационными методами.
Побудительно-оценочные методы (поощрение, порицание, наказание) также реализуются в практически-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребенка словесным поощрением («хорошо», «верно», «молодец») и т. д.
В работе с воспитанниками нужно использовать наиболее доступные для педагога методы, и понятные для детей.
Так, в наглядном методе используют приемы, которые обеспечивают правильное, четкое представление о чем-либо; подражание окружающей жизни; использование зрительных ориентиров (например, для формирования ориентировки в пространстве);
− использование видеофильмов, презентаций;
− фотографий, рисунков.
Самые важные методы в работе это — наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Потому что процесс обучения детей строится, опираясь на наглядность, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.
Можно использовать тактильно-мышечные приёмы, с помощью которых при прикосновении к ребенку уточняешь и направляешь положение отдельных частей тела.
Работа воспитателя должна строиться только на индивидуальном подходе к детям. С учетом всех особенностей развития каждого ребенка. Необходимо предлагать детям наиболее трудоёмкие виды деятельности: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения. По мере уставания детей включать сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы. Чередуя различные виды деятельности детей в течение дня, обеспечивать их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры, с целью укрепления здоровья большое значение уделять двигательной активности.
Литература:
- Лисина М. И. «Формирование личности ребенка в общении».
- Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. — М., 1968. — 287 с.
- Ценципер А. Б. Опыт исследования зависимости положения ученика в коллективе от его индивидуальных особенностей. // Некоторые вопросы совершенствования процесса обучения и воспитания. — Минск, 1970. — 250 с.