Оптимизация плана перевозок материально-технического имущества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 04.12.2017

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Миненко, Е. Ю. Оптимизация плана перевозок материально-технического имущества / Е. Ю. Миненко, В. А. Дюбо. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46875/ (дата обращения: 19.12.2024).



Для планирования войсковых перевозок необходимо уметь решать экономико-математические задачи. Авторами предлагается оптимизация плана перевозок материально-технического имущества.

Ключевые слова: оптимизация, войсковая перевозка, экономико- математическая задача.

Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее, сравнительно молодая наука. Особенно бурное развитие она получила в период Второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, тыловых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, горюче-смазочными материалами и продовольствием, поэтому в процессе военно-экономического анализа часто встречаются задачи транспортного типа. Все задачи транспортного типа имеют свой алгоритм действий. Рассмотрим его на примере.

Перед проведением учений в трех войсковых частях (в/ч № 1, в/ч № 2, в/ч № 3) необходимо провести техническое обслуживание № 2 (ТО-№ 2) соответственно 12, 16, 18 изделий.

Техническое обслуживание могут выполнять четыре ремонтных подразделения (РП1, РП2, РПЗ, РП4), каждое из которых имеет на этот период фонд времени на техническое обслуживание 10, 12, 11, 13 (АО) соответственно.

Транспортные расходы в условных единицах по доставке одного артиллерийского орудия из каждой войсковой части в ремонтное подразделение приведены в табл. 1.

Таблица 1

Исходные данные

Пункты от­правления

Пункты назначения

Запасы

РП1

РП2

РП3

РП4

В/ч № 1

4

3

5

2

12

В/ч № 2

5

2

4

3

16

В/ч № 3

1

4

6

7

18

Заявки

10

12

И

13

46

Требуется составить такой план перевозок (откуда, куда и сколько единиц везти), чтобы провести ТО-2 всем АО, а общая стоимость всех перевозок минимальна. Для решения транспортных задач надо построить экономико-математическую модель, составить опорный план перевозок и найти наиболее оптимальный план.

Для построения экономико-математической модели обозначим Хij — количество артиллерийских орудий, отправляемых на техническое обслуживание i-й войсковой части в j-e ремонтное подразделение; Сij — стоимость перевозки артиллерийских орудий из i-й войсковой части в j-e ремонтное подразделение; j=1n — ремонтное подразделение; i=1m — войсковые части.

Неотрицательные переменные ху должны удовлетворять следующим условиям:

‒ суммарное количество артиллерийских орудий, направляемых из каждой войсковой части во все ремонтные подразделения, должно быть равно количеству артиллерийских орудий в войсковой части. Это дает три условия равенств:

х11121314=12;

х21222324=16;

х3132+ х3334=18.

Суммарное количество артиллерийских орудий, доставляемых в каждое ремонтное подразделение из всех войсковых частей, должно быть равно фонду времени на техническое обслуживание артиллерийских орудий данного ремонтного подразделения. Это дает четыре условия равенства:

х1121+1+х31=10;

х12+х22+х32=12;

х1з+х2333=11;

х14+х24+х34=13.

Суммарная стоимость всех перевозок, то есть сумма величин хij, умноженных на соответствующие стоимости Сij,- должна быть минимальной:

L=ΣΣСijxij → min,

где знак двойной суммы означает, что суммирование производится по всем комбинациям индексов i и j, то есть по всем параметрам «войсковая часть — ремонтное подразделение»;

L=(х11+2х12+4х13+3х14+2х21+х22+5х23+6х24+3х31+4х32+2х32+ х34) → min

Далее составляем опорный план применим так называемый «метод северо-западного угла» (табл. 2). Начнем заполнение транспортной таблицы с левого верхнего «северо-западного угла». Пункт РП1 подал заявку на 10 артиллерийских орудий. Удовлетворим эту заявку за счет запасов войсковой части (1–12 артиллерийских орудий) и запишем в клетку 1.1.

После этого заявка РП1 удовлетворена, а в пункте отправления в/ч № 1 осталось еще 12–10=2 артиллерийских орудия; отдадим их пункту РП2, запишем2 в клетку 1.2. Но заявка этого пункта еще не удовлетворена; выделим 10 артиллерийских орудий из пункта в/ч № 2 и впишем в клетку 2.2. Заявка пункта РП2 удовлетворена полностью. В в/ч № 2 осталось 6 артиллерийских орудий, требующих технического обслуживания. Удовлетворим за счет них заявку РП3 (запишем в клетку 2.3). В составе заявки РП3 остались неудовлетворенными 5 артиллерийских орудий. Возьмем эти 5 единиц из запаса пункта в/ч № 3 и запишем в клетку 3.3. Заявка пункта РП3 теперь удовлетворена. В пункте в/ч № 3 осталось еще 13 артиллерийских орудий. Удовлетворим за счет этих 13 единиц заявку РП4.

На этом распределение запасов закончено, то есть каждый пункт назначения получил груз согласно своей заявке.

Проверим, является ли этот план допустимым: да, потому, что в нем сумма перевозок по строкам равна запасу соответствующего пункта отправления, а сумма перевозок по столбцу — заявке соответствующего пункта назначения, значит, все заявки удовлетворены, все запасы израсходованы (сумма запасов равна сумме заявок и числу 46, стоящему в правом нижнем углу табл. 2).

Таблица 2

Распределение запасов

Пункты отправления

Пункты назначения

Запасы

РП1

РП2

РП3

РП4

В/ч № 1

4

10

3

2

5

2

12

В/ч № 2

5

2

10

4

6

3

16

В/ч № 3

1

4

6

5

7

13

18

Потребность в изделиях

10

12

11

13

46

Здесь и в дальнейшем мы проставляем в таблице только отличные от нуля перевозки, а клетки, соответствующие нулевым перевозкам, оставляем свободными. Проверим, является ли план перевозок, данный в табл. 3, опорным (не слишком ли там много отличных от нуля «базисных» перевозок?). Число «базисных» клеток равно m+n-l=3+4-l=6 нулевых перевозок. План является опорным. Возникает вопрос: является ли этот план оптимальным по стоимости? Нет! Ведь при его составлении мы не учитывали стоимость перевозок Сij. Стоимость этого плана, рассчитанного по формуле, равна

С=40+6+20+24+20+91=201 усл. ед.

Далее методом последовательного улучшения находим оптимальный план. Улучшить план можно, если произвести в нем «циклическую перестановку» перевозок между клетками таблицы. Для этого выбираем произвольную свободную клетку, например 1.3 (см. табл. 3). Оказывается, что в опорном, плане однозначным образом можно выбрать замкнутую цепочку, называемую циклом, состоящую только из вертикальных и горизонтальных звеньев, одной из вершин которой является выбранная свободная клетка, а остальными вершинами — занятые клетки (см. табл. 2).

После образования цикла свободной клетке и связанным с ней занятым клеткам присваивается поочередно знак «минус» или «плюс» начиная со свободной клетки. В нашем примере расстановка знаков показана в табл. 2.

Далее просматриваем те занятые клетки, которым присвоен знак «минус», и выбиваем ту из них, в которой содержится наименьшая постановка. Это количество артиллерийских орудий подлежит перемещению из каждой клетки со знаком «минус» в каждую клетку (в том числе и свободную) со знаком «плюс». Совершив — эту процедуру, мы будем иметь новый план (табл. 3). Законченный цикл вычислений, приводящих к получению нового плана, называется вычислением отдельной операции.

Стоимость нового плана равна

С=40+4+24+16+4–42+77=203 уел. ед.

Таблица 3

План распределения запасов

Пункты отправления

Пункты назначения

Запасы

РП1

РП2

РП3

РП4

В/ч № 1

4-

10

3

5-

2+

2

12

В/ч № 2

5

2

12

4

4

3

16

В/ч № 3

1+

4

6+

7

7-

11

18

Потребности

10

12

11

13

46

Назовем ценой цикла изменение стоимости перевозок при перемещении одной единицы груза по обозначенному циклу.

Цена цикла равна алгебраической сумме стоимостей, стоящих в вершинах цикла, причем стоимости, стоящие в положительных вершинах цикла, берутся со знаком «плюс», а в отрицательных — со знаком «минус».

Например, для цикла (см. табл. 3) цена равна

γ=2–7+6–5=-4

Очевидно, для улучшения плана имеет смысл перемещать перевозки только по тем циклам, цена которых отрицательна. Если циклов с отрицательной ценой в таблице больше не осталось, это значит, что дальнейшее улучшение плана невозможно, то есть оптимальный план достигнут.

Данный метод отыскивания оптимального решения называется распределительным. Он состоит в неопределенном отыскивании свободных клеток с отрицательной ценой и в переносе перевозок по этому циклу.

Для дальнейшего улучшения плана возьмем свободную клетку 3.1. Цикл, соответствующий этой клетке, показан в табл. 3, цена цикла равна

γ=1–4+2–7= -8.

По этому циклу перемещаем 10 единиц из каждой клетки со знаком «минус» в клетки со знаком «плюс».

Новый план приведен в табл. 4.

Таблица 4

План распределения запасов

Пункты отправления

Пункты назначения

Запасы

РП1

РП2

РП3

РП4

В/ч № 1

4

3

5

2

12

12

В/ч № 2

5

2

12

4-

4

3+

16

В/ч № 3

1

10

3

6+

7

7-

1

18

Потребности

10

12

11

13

46

Стоимость нового плана равна С=24+24+16+10+42+7=123 уел. ед.

Для дальнейшего улучшения плана возьмем свободную клетку 2.4. Цикл, соответствующий этой клетке, показан в табл.4. Цена этого цикла равна

γ=3–7+6–4= -2.

По этому циклу перемещаем единицы из каждой клетки со знаком «минус» в клетку со знаком «плюс». Новый план приведен в табл. 5.

Таблица 5

Новый план распределения запасов

Пункты отправления

Пункты назначения

Запасы

РП1

РП2

РП3

РП4

В/ч № 1

4

3

5

2

12

12

В/ч № 2

5

2

12

4

4

3

16

В/ч № 3

1

10

3

6

7

7

1

18

Потребности

10

12

11

13

46

Стоимость нового плана равна

С=24+24+3+10+48=109 уел. ед.

Попробуем дальше улучшить этот план. Для этого составим для всех свободных клеток циклы и подсчитаем их цены.

Для клеток

γ=4–2+3–4+6–1=+6

γ=3–2+3–2=+2

γ=5–2+3–4=+2

γ=5–4+6–1=+6

γ=4–6+4–2=0

γ=7–3+4–6=+2

Как видим, цены оставшихся циклов положительны (при цене цикла, равной нулю, стоимость плана при перемещении перевозок по циклу не изменится), следовательно, дальнейшее улучшение плана (см. табл. 5) невозможно. Он является оптимальным.

Литература:

  1. Перегудов А. Б. Математические модели в организации транспортных процессов: учеб. пособие / А. Б. Перегудов, С. П. Павлов. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2013. 84 с.
  2. Экономика промышленности и машиностроительного производства: учебное пособие / В. В. Теплухин, А. В. Мешков, А. Н. Рыбаков и др. — Пенз. ПАИИ, 2007/ — 235 c.
Основные термины (генерируются автоматически): войсковая часть, клетка, ремонтное подразделение, пункт назначения, техническое обслуживание, орудие, пункт отправления, дальнейшее улучшение плана, знак, свободная клетка, цена цикла, цикл.


Ключевые слова

оптимизация, войсковая перевозка, экономико- математическая задача

Похожие статьи

Статистический анализ и выбор схем базирования заготовок

В статье представлен статистический анализ и выбор схем базирования заготовок на примере АО «КМПО» для обеспечения выпуска качественной продукции.

Анализ боевых возможностей самолётов оперативно-тактической авиации для выполнения боевых задач в оперативно-тактической глубине

В данной статье рассматриваются ключевые аспекты, которыми должны обладать самолеты оперативно-тактической авиации ВС РФ, для того, чтобы они могли успешно выполнять поставленные боевые задачи в установленные сроки, а также дается краткая характерист...

Совершенствование организации перевозки строительного кирпича автомобильным транспортом

В статье разработаны мероприятия по организации перевозок строительного кирпича, обеспечивающие снижение транспортных затрат. Предложена оптимальная технологическая схема перевозки кирпича от распределительного склада завода до строящего жилищного об...

Задача линейного планирования в технической диагностике автотранспортных средств

В статье представлена возможность применения оптимальной теории в области технической диагностики вообще и технической диагностики транспортных средств в частности посредством постановки и решения задачи линейного программирования.

Планирование изменений в логистике предприятия

В статье рассматривается сокращение операционных расходов промышленного предприятия за счет уменьшения расходов на хранение и транспортировку. Анализируются составляющие логистической системы предприятия, рассматриваются принципы планирования изменен...

Оптимизация загрузки транспортных средств и построение оптимального маршрута доставки зернового кофе

В статье автор пытается определить способ оптимальной загрузки контейнера при поставке зернового кофе в Российскую Федерацию с наибольшей выгодой и наименьшими затратами, а также построение оптимальных маршрутов доставки кофе со склада в пункты назна...

К вопросу оценки качества функционирования дизельной энергетической установки автономных локомотивов

В статье рассмотрен подход к выбору оптимального множества параметров контроля качества функционирования дизельной энергетической установки. Подход основан на разработке и анализе математических моделей ее функциональных подсистем, представленных гра...

Планирование как функция управления

В данной статье рассмотрена одно из основных слагаемых высокой боеготовности воинского коллектива — планирование. Определены цели и задачи планирования, акцентировано внимание на этапах и типах планирования в воинском коллективе.

Математические методы маршрутизации доставки светлых нефтепродуктов на АЗС

Статья посвящена анализу существующих математических методов маршрутизации мелкопартионных доставок грузов. Выделены наиболее перспективные математические методы, которые возможно использовать при решении задач маршрутизации доставки нефтепродуктов с...

Актуальность санитарно-гигиенического обеспечения войск

В статье автор осветил актуальность мероприятий медицинского контроля войск в мирное и военное время.

Похожие статьи

Статистический анализ и выбор схем базирования заготовок

В статье представлен статистический анализ и выбор схем базирования заготовок на примере АО «КМПО» для обеспечения выпуска качественной продукции.

Анализ боевых возможностей самолётов оперативно-тактической авиации для выполнения боевых задач в оперативно-тактической глубине

В данной статье рассматриваются ключевые аспекты, которыми должны обладать самолеты оперативно-тактической авиации ВС РФ, для того, чтобы они могли успешно выполнять поставленные боевые задачи в установленные сроки, а также дается краткая характерист...

Совершенствование организации перевозки строительного кирпича автомобильным транспортом

В статье разработаны мероприятия по организации перевозок строительного кирпича, обеспечивающие снижение транспортных затрат. Предложена оптимальная технологическая схема перевозки кирпича от распределительного склада завода до строящего жилищного об...

Задача линейного планирования в технической диагностике автотранспортных средств

В статье представлена возможность применения оптимальной теории в области технической диагностики вообще и технической диагностики транспортных средств в частности посредством постановки и решения задачи линейного программирования.

Планирование изменений в логистике предприятия

В статье рассматривается сокращение операционных расходов промышленного предприятия за счет уменьшения расходов на хранение и транспортировку. Анализируются составляющие логистической системы предприятия, рассматриваются принципы планирования изменен...

Оптимизация загрузки транспортных средств и построение оптимального маршрута доставки зернового кофе

В статье автор пытается определить способ оптимальной загрузки контейнера при поставке зернового кофе в Российскую Федерацию с наибольшей выгодой и наименьшими затратами, а также построение оптимальных маршрутов доставки кофе со склада в пункты назна...

К вопросу оценки качества функционирования дизельной энергетической установки автономных локомотивов

В статье рассмотрен подход к выбору оптимального множества параметров контроля качества функционирования дизельной энергетической установки. Подход основан на разработке и анализе математических моделей ее функциональных подсистем, представленных гра...

Планирование как функция управления

В данной статье рассмотрена одно из основных слагаемых высокой боеготовности воинского коллектива — планирование. Определены цели и задачи планирования, акцентировано внимание на этапах и типах планирования в воинском коллективе.

Математические методы маршрутизации доставки светлых нефтепродуктов на АЗС

Статья посвящена анализу существующих математических методов маршрутизации мелкопартионных доставок грузов. Выделены наиболее перспективные математические методы, которые возможно использовать при решении задач маршрутизации доставки нефтепродуктов с...

Актуальность санитарно-гигиенического обеспечения войск

В статье автор осветил актуальность мероприятий медицинского контроля войск в мирное и военное время.

Задать вопрос