В статье разработаны мероприятия по организации перевозок строительного кирпича, обеспечивающие снижение транспортных затрат. Предложена оптимальная технологическая схема перевозки кирпича от распределительного склада завода до строящего жилищного объекта в г. Волгограде.
Ключевые слова: грузовые перевозки, технологический проект, технологические схемы, транспортные затраты
Кирпич представляет собой высокотехнологичный строительный материал, который позволяет возводить надёжные и качественные постройки. В зависимости от того, из чего делают кирпич, определяются его свойства, характеристики и расход кирпича на 1 м3 кладки. Производство строительного материала ведётся большими объёмами и темпами, поскольку спрос на него всегда высок.
Однако, в настоящее время происходит спад производства кирпича, но в месте с тем затраты на его приобретение не становятся меньше, поэтому возникает вопрос снижения себестоимости транспортировки данного строительного груза.
При индивидуальном логистическом подходе к разработке схем перевозки грузов необходимо учитывать конкретные условия: мощность производителя; потребности строительных объектов; характеристики транспортной сети; формы транспортного обслуживания; характеристики строительного груза.
Стоимость выполнения каждой работы в предлагаемых схемах оценивается по продолжительности ее выполнения и себестоимости использования подвижного состава и погрузо-разгрузочных механизмов в единицу времени [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9]. Для оптимизации функционирования всей логистической системы «поставщик — перевозчик — потребитель» необходимо определить режим работы каждого компонента, входящего в логистическую систему.
Наиболее эффективным способом снижения себестоимости перевозок является разработка оптимальной технологической схемы перевозки заданного груза.
Разработаем алгоритм минимизации транспортных затрат (рис. 1) и проведем выбор оптимальной технологической схемы перевозки строительного кирпича.
Алгоритм минимизации транспортных затрат представлен на рис. 1.
Рис. 1. Алгоритм минимизации транспортных затрат при перевозке строительного кирпича
Основными видами подвижного состава для перевозки кирпича по городу являются бортовые автомобили и автомобили с крано-манипуляторной установкой [2].
Способы размещения поддонов с кирпичом в кузове одиночного бортового автомобиля марки КамАЗ 53215 и в кузове бортового автомобиля 6586–320–01 представлены на рис. 2, расчетные показатели в табл. 1.
Рис. 2. Схема размещения поддонов с кирпичом в кузове с размерами 6100×2320 (КамАЗ 53215 и бортовой автомобиль 6586–320–01)
Таблица 1
Характеристики способов размещения поддонов сгрузом
Показатели |
КамАЗ 53215 |
Бортовой автомобиль 6586–320–01 |
Грузоподъемность, т |
10 |
10 |
Вес поддона с грузом, т |
0,940 |
0,940 |
Число поддонов на платформе, шт. |
10 |
10 |
Коэффициент использования грузоподъемности, |
0,94 |
0,94 |
Погрузочный механизм |
Погрузчик Bobcat S650 |
КМУ Palfinger Inman IT-180 |
Рассмотрим характеристики основных предлагаемых технологических схем перевозки строительного кирпича и проведем расчет транспортных затрат (табл. 2, 3, 4).
Таблица 2
Технологическая схема доставки строительного кирпича бортовым автомобилем
№события |
Наименование работ |
Исполнители |
Продолжительность операции, мин. |
Стоимость операции, руб. |
|
Подвижной состав |
ПРМ |
||||
1–2 |
Ожидание погрузки |
КамАЗ 53215 |
- |
1 |
25 |
2–3 |
Маневрирование |
КамАЗ 53215 |
- |
2 |
50 |
3–4 |
Оформление документов |
КамАЗ 53215 |
- |
10 |
- |
3–5 |
Погрузка |
КамАЗ 53215 |
Bobcat S650 |
50 |
750 + 833 |
5–6 |
Транспортирование |
КамАЗ 53215 |
- |
33 |
495 |
6–7 |
Ожидание разгрузки |
КамАЗ 53215 |
- |
1 |
25 |
7–8 |
Маневрирование |
КамАЗ 53215 |
- |
2 |
50 |
8–9 |
Оформление документов |
КамАЗ 53215 |
- |
10 |
- |
8–10 |
Разгрузка |
КамАЗ 53215 |
Bobcat S650 |
45 |
675 + 750 |
10–11 |
Подача ПС |
КамАЗ 53215 |
- |
33 |
495 |
Итого затрат на 10 поддонов |
187 |
4148 |
|||
Итого затрат на 1 поддон |
418,8 |
||||
Таблица 3
Технологическая схема доставки строительного кирпича бортовым автомобилем сКМУ
№события |
Наименование работ |
Продолжительность операции, мин. |
Стоимость операции, руб. |
1–2 |
Ожидание погрузки |
1 |
41 |
2–3 |
Маневрирование авто |
2 |
82 |
3–4 |
Оформление документов |
10 |
- |
3–5 |
Погрузка |
30 |
700 |
5–6 |
Транспортирование |
27 |
630 |
6–7 |
Ожидание разгрузки |
1 |
41 |
7–8 |
Маневрирование авто |
2 |
82 |
8–9 |
Оформление документов |
10 |
- |
8–10 |
Разгрузка |
30 |
700 |
10–11 |
Подача ПС |
25 |
583 |
Итого затрат на перевозку 10 поддонов |
154 |
2859 |
|
Итого затрат на перевозку 1 поддона |
285,9 |
||
Таблица 4
Характеристика технологических схем перевозки строительного кирпича
Технологическая схема перевозки |
Время транспортного цикла, мин. |
Стоимость перевозки 10 поддонов, руб. |
Число ездок, ед. |
Объем перевозок, т |
Затраты на перевозку одной тонны руб./т |
Одиночными бортовыми автомобилями |
187 |
4148 |
7 |
65,8 |
445,5 |
Бортовыми автомобилями с КМУ |
154 |
2859 |
9 |
85,6 |
304,1 |
Таким образом, видно, что использование автомобилей с КМУ более эффективно, а также более производительно, чем использование бортовых автомобилей. Себестоимость перевозки 1 т строительного кирпича одиночным бортовым автомобилем составляет 445,5 руб./т, а бортовым автомобилем с КМУ — 304,1 руб./т.
Литература:
- Грузовые автомобильные перевозки: учебник / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, А. В. Куликов. — М.: Горячая линия — Телеком, 2006. — 560 с.
- Куликов А. В. Основные принципы составления технологических схем перевозки грузов в жилищном строительстве / А. В. Куликов, С. Ю. Фирсова // Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств: матер. VII междунар. науч.-техн. конф., Пенза, 16–18 мая 2012 г. / ФГБОУ ВПО «Пензенский гос. ун-т архитектуры и строительства», Автомобильно-дорожный ин-т. — Пенза, 2012. — C. 100–104.
- Куликов А. В. Снижение транспортных затрат за счёт применения эффективной технологической схемы перевозки строительных грузов / Куликов А. В., Фирсова С. Ю. // Известия ВолгГТУ. Серия «Наземные транспортные системы». Вып. 6: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. — Волгоград, 2013. — № 10 (113). — C. 72–75.
- Куликов А. В. Значимость курсового проектирования по дисциплине «Логистика грузовых перевозок» в компетентном обучении бакалавров направления «Технология транспортных процессов» / А. В. Куликов, Я. О. Ткаченко, В. В. Горина // Научный взгляд в будущее. — 2016. — Вып. 2, т. 1 «Транспорт. Безопасность». — C. 4–15.
- Сарбаев Д. С. Совершенствование организации перевозки керамического кирпича автомобильным транспортом / Д. С. Сарбаев, А. В. Куликов, С. А. Ширяев // Наука, образование и инновации: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (г. Челябинск, 28 дек. 2015 г.). В 5 ч. Ч. 3 / отв. ред. А. А. Сукиасян; Международный центр инновационных исследований (МЦИИ) «ОМЕГА САЙНС». — Уфа, 2015. — C. 153–160.
- Горина В. В. Снижение транспортных затрат при перевозке силикатного кирпича / В. В. Горина, А. В. Куликов, С. Ю. Фирсова // Аспирант. — 2015. — № 4. — C. 76–78.
- Фирсова С. Ю. Performance evaluation of road transport when transporting construction cargoes [Electronic resource] / С. Ю. Фирсова, А. В. Куликов // SWorldJournal: International periodic scientific journal (Ukraine): (on-line). — 2015. — Vol. J11511 (May). Transport. — C. 13–32. — URL: http://www.sworldjournal.com e-journal/j11511.pdf.
- Фирсова С. Ю. Systematic approach to organization of work of road transport in the housing industry [Electronic resource] / С. Ю. Фирсова, А. В. Куликов // SWorldJournal: International periodic scientific journal (Ukraine): (on-line). — 2015. — Vol. 17 № 1 (8). — C. 33–36. — URL: http://www.sworldjournal.com/e-journal/j11517.pdf.
- Горина В. В. Разработка алгоритма минимизации транспортных затрат (на примере перевозки силикатного кирпича) / В. В. Горина, А. В. Куликов, С. Ю. Фирсова // Наука и современное общество: взаимодействие и развитие: матер. междунар. науч.-практ. конф. (г. Уфа, 15–16 дек. 2014 г.) / Научно-издательский центр «Ника». — Уфа, 2014. — C. 59–62.