Моделируемым критерием оценки эффективности доставки грузов автомобильным транспортом на произвольном маршруте, являются удельные логистические затраты , соответствующие отношению логистических затрат на доставку грузов по маршруту , к стоимости грузов , планируемых для доставки по данному маршруту. Выражение для моделирования данного критерия имеет вид:
Очевидно, что при уменьшении значения критерия , доставка грузов на данном маршруте является более эффективной. Таким образом, условие эффективности доставки грузов по некоторому маршруту имеет вид: [1, с. 100].
Моделируемый критерий эффективности работы всей системы доставки грузов (СДГ) за произвольный период времени, отражает основные логистические требования, предъявляемые к процессу доставки со стороны конечного потребителя: «доставка в нужном количестве», «доставка точно в срок» и «доставка с минимальными затратами» [2, с. 203]. Степень выполнения требования «доставка в нужном количестве» в модели оценивается при помощи коэффициента , требования «доставка точно в срок» – при помощи коэффициента , а требования «доставка с минимальными затратами – при помощи коэффициента . Выражения для моделирования данных коэффициентов имеют вид:
где: – стоимость фактически доставленных партий грузов; – стоимость партий грузов, доставленных «точно в срок»; – общая стоимость доставки грузов.
Различие в величинах плановой и фактической стоимостей партий грузов, а также стоимости партий грузов, доставленных «точно в срок», обусловлено возможным отказом автомобиля на маршруте доставки, а также невозможностью организации доставки всех партий грузов при превышении потребностей в доставке над возможностями СДГ (складскими, транспортными, экспедиционными). Очевидно, что при увеличении значений критериев и , а также при уменьшении значения критерия , работа СДГ является более эффективной. Таким образом, условие эффективности работы СДГ имеет вид: .
Общая стоимость доставки моделируется на основании выражения:
где: – количество маршрутов доставки; – стоимость накладных затрат СДГ.
Накладные затраты СДГ учитывают стоимость работы ЛС , стоимости простоя автомобилей , ПРМ и грузчиков-экспедиторов в ожидании работы, а также затраты на устранение возможных отказов автомобилей на маршрутах доставки :
Стоимость работы ЛС моделируется в виде постоянной величины, значение которой зависит от численности и размера заработной платы персонала ЛС. Стоимость простоя возможностей моделируются на основе выражения:
где: , , – соответственно количество простаивающих автомобилей, ПРМ и грузчиков-экспедиторов; – себестоимость простоя; – продолжительность простоя.
Отказ автомобиля на маршруте доставки приводит к увеличению стоимости доставки, т.к. при невозможности устранения отказа усилиями водителя, для доставки используется резервный автомобиль, а для буксировки неисправного автомобиля – один из автомобилей, освободившихся после процесса доставки. Груз перегружается из неисправного автомобиля в резервный автомобиль, и доставка продолжается по ранее запланированному маршруту движения, но с опозданием. Таким образом, при отказе автомобиля необходимо выполнение дополнительных рейсов резервным автомобилем и автомобилем-буксиром. Кроме этого, после устранения последствий отказа, доставка производится с опозданием, что связано с риском несоблюдения требования «доставка точно в срок», а также с риском невыполнения доставки в случае прибытия автомобиля в пункт доставки после его закрытия. Вероятность отказа автомобиля на маршруте , зависит от пробега и моделируется в виде выражения:
Стоимость устранения отказа -го автомобиля, последующей его замены на -й автомобиль и использованием -го автомобиля-буксира, моделируется в соответствии с выражением:
где: – уменьшение стоимости работы -го автомобиля на маршруте при его отказе; – стоимости работы -го и -го автомобилей при устранении отказа -го автомобиля.
Для комплексной оценки эффективности работы СДГ, в модели используется общий коэффициент , соответствующий выражению:
Разработанные критерии оценки эффективности доставки грузов потребителям позволяют уже на стадии проектирования системы доставки грузов в торговую сеть определять наиболее рациональные способы организации процесса доставки грузов, оценивать эффективность системы доставки для различных транспортных сетей, распределительных складов и пропускных возможностей пунктов доставки, а также рекомендовать оптимальную структуру и состав транспортных, складских и экспедиционных возможностей системы.
Литература:
Транспортная логистика: учебник для вузов / Л.Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев, В.А. Гудков, С.А. Ширяев и др.; под ред. Миротина Л.Б. – М.: Экзамен, 2002. – 512 с.
Управление грузовыми потоками в транспортно-логистических системах: монография / Л.Б. Миротин, В.А. Гудков, В.В. Зырянов, А.Г. Некрасов, А.С. Балалаев, О.Н. Ларин, А.К. Покровский, В.М. Беляев, А.В. Вельможин, Н.Ю. Машевец, Д.П. Гронин, С.А. Ширяев, П.Г. Кериди, Е.В. Меланич, С.Ю.; под ред. Л.Б. Миротина. – М.: Горячая линия – Телеком, 2010. – 702 с.