Для начала нам нужно разобраться, что под собой имеет такое понятие как «сила воли». По первому запросу поисковая сеть Google выдает нам, что «волей называется такая способность, которая подразумевает под собой принятие решения на основе мыслительного процесса». И.Гёте в свою очередь считал, что «серьезная, глубокая, настоящая воля характеризуется прежде всего сочетанием с представлением уверенности в достижении цели». Как мы можем увидеть, данное свойство способно направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением. У воли существуют критерии, которые определяют ее работу. Первым критерием можно выделить осознанность, вторым — преднамеренность действий, а третьим — мобилизацию сил. У данного определения может быть и больше подпунктов, но те, что перечислены выше — основные. Дальше перед нами встает вопрос, а для чего человеку нужна сила воли? Сила воли нужна людям для развития волевой регуляции личности, которая развивает такие качества как настойчивость, мужество, целеустремленность, выдержка и так далее.
Пункт первый. Истоки развития силы воли. откуда берет свое начало волевые качества человека?
Прежде чем ответить на вопрос, поставленный в названии статьи, нужно проследить связь воли и ее развития и формирования. Ответим для начала, как развивается воля человека в целом. По данным некоторых наблюдений, начало проявления признаков данного понятия прослеживается в первые годы жизни ребенка. Однако в этом возрасте у детей появляются действия, которые нельзя назвать волевыми, потому как они делаются детьми машинально и имеют импульсивный характер. Волевые действия начинаются, кода ребенок ставит перед собой определенную цель, но осуществить ее не получается по той или иной причине. Ребенок начинает повторять какое-либо действие раз за разом. Например, он пытается достать игрушку, которая стоит высоко на тумбочке. После неоднократных повторений у него рано или поздно получится осуществить свою мечту, вследствие чего он ощутит некую удовлетворенность своим действиям. В данном случае речь идет о первом периоде становления воли — младенчестве —, которое продолжается до 3-х лет. В этом возрасте появляются упрямство и упорство.
Вторым периодом формирования волевых качеств считается возраст от 3 до 9 лет, называющийся периодом детства. В нем уже воля приобретает иной характер — более рациональный, сознательный. В этом возрасте у ребенка появляется такое понятие как игра. Ребенок пытается следить за другими детьми, то, как они играют, изучает основные правила и пытается их повторить. Желание участвовать в игре выступает как мотив, который приводит к волевым действиям. Игра для него проходит также и дома с родителями, в школе с учителями, с друзьями. У детей появляется больше коммуникаций, они вливаются в коллектив со своими сверстниками, которые так или иначе похожи с ним либо характерами, либо интересами. Дети начинаются понемногу трудиться и учиться. Ребенок в этом возрасте приобретает новые волевые качества: ответственность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность.
Третьим периодом развития силы воли является период отрочества, который имеет временные рамки от 9 до 14. Здесь ребенок пытается осуществить волю в своей деятельности. Подросток отличается от дошкольника тем, что первый пытается более часто ставить себе цели и искать действия по ее осуществлению. Цели в свою очередь приобретают более серьезный характер, нежели достать игрушку. Ребенок учится управлять своим поведением, но из-за бурного развития он может быть слишком возбудимым. Появляется юношеский максимализм. Он начинает думать, как понравится друзьям, как преуспеть в той или иной деятельности. Подросток может хорошо разбираться в одной сфере жизни (например, учебе) и преуспевать в ней, а может и отставать от своих сверстников в другой (например, в спорте). Поэтому он пытается восполнить недостатки и быть первым во всем. В данном периоде активно развиваются у подростка целеполагание, поиск деятельности по душе, умение преодолевать препятствия и учиться на ошибках.
Четвертым, и заключительным, является время жизни от 14 и до 21. Данный период имеет название юности, который к своему началу уже характеризуется законченным в плане сформирования личностных качеств. Это означает, что, если человек активно развивал свою силу воли, то ему будет легче дальше ее применять в своих действиях и работах. Если же качества не до конца сформировались, либо вообще отсутствуют, то это неблагоприятно скажутся на юноше. Ему будет сложно бороться в дальнейшем с данными недочетами. Старшеклассники более осознанно подходят к самостимуляции. Они умеют более сдержанно и уверенно идти к цели, чувство терпения увеличивается. Юноши формируют понимание морали, что преподносит к ним общество в лице учителей, родителей, незнакомых людей.
Пункт второй. Полное осмысление себя.
Первый подпункт. Как можно увидеть, воля ребенка и все качества, что она способна дать, развиваются с первых лет, и чем дальше, тем сильнее ее воздействие на личность. Но что происходит после 20 лет? Давайте разберемся.
В период молодости (от 20 до 30 лет) у человека очень прочно «въедается» в мозг те качества, что были ранее в нем и которые он развивал в большой степени. Можно сказать, что к этому возрасту волевые качества развиваются в меньшей степени, либо вообще не развиваются. Но так ли это?
1) В каком-то смысле это так. К концу данного периода, если человеку не удалось в достаточной степени развить силу воли, то в дальнейшем он останется тем, кого называют «безвольным человеком». Как сказал однажды немецкий философ Г.Гегель, «воля, которая ничего не решает, не есть действительная воля: бесхарактерный никогда не доходит до решения».
2) Но в то же время на эту проблему можно посмотреть с другого ракурса. Начнем с того, что все люди разные. Бывает и так, что после 25 лет волевые качества человека претерпевают более глобальный и поворотный характер в связи с событиями в жизни (брак, рождение ребенка, смерть близкого человека).
Так или иначе, все изменения происходят в том, что волевое поведение человека приобретает все более взвешенный характер. Он все чаще начинает размышлять над своими действиями, много раз думать перед тем, как что-либо сделать, сравнивать все «за» и «против». Его воля перестает быть необдуманной и становится более рациональной.
Второй подпункт. Следующим периодом после того, как воля человека приобретает более закостенелый характер, наступает период зрелости. От 30 до 60 лет являются для многих людей кризисными. Ответить на вопрос, что в данном периоде происходит с волевой регуляцией, крайне сложно, т. к. данный период изучен психологами менее подробно. В нем нет таких радикальных изменений в человеке, которые были в детстве или юности, но, тем не менее, кое-какие поправки существуют. Одним из первых психологов, который попытался раскрыть данный вопрос, был Э.Эриксон. Он предположил, что в детстве изменения происходят более бурно, чем где-либо, но все же изменения преследуют личность человека на всем его жизненном пути. Мыслитель считал, что основной вопрос, что предстает перед человеком, это «что я могу дать своим последователям?». Данный период характеризуется не только положительными явлениями (продуктивность, цельность), но и отрицательными (стагнация, регрессия). На этой ступени кризис среднего возраста может быть удачно разрешен. Так же не менее важными вопросами является интимность, уединение человека.
Как можно заметить, воля развивается активно в детстве или юности. В зрелости она принимает более «спокойную» форму, в следствие чего в личности человека прочно закрепляются именно те качества, что были в нем привиты ранее. Напомним, что воля — это способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Сегодня мы рассмотрели, как волевые качества развивались, делая свои шаги все больше и больше со временем. Так же мы разобрались, что умение управлять собой, своим поведением и своею деятельностью проявляется на самых ранних этапах развития человека и терпит колоссальные изменения на протяжении всей его жизни. Не стоит так же забывать, что развитие воли может происходить по-разному. Это зависит по большей части от места, в котором живет ребенок, от родителей, которые прививают ему азы своей культуры, общества, в котором он растет и пробует себя в разной сфере деятельности, от времени и важных событий, которые могут происходить на его жизненном пути (войны, нестабильность, вступление в брак, рождение ребенка и т. д.). Все это так или иначе меняет человек в положительную или отрицательную сторону, а вместе с этим и его волевые качества.
Литература:
- Белоконев Г. П., Федосеенков А. В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т. 2005. 60 с.
- Федосеенков А. В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект: автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 1998. 24 с.
- Федосеенков А. В. Философия жизни: овеществление и персонализация. В кн.: Строительство — 2015: Современные проблемы строительства. — 2015. — С. 368–370.
- Федосеенков А., Майданская И. 2012. Синкретические ценности “калифорнийской идеологии”. — Науковедение. С. 216 Доступ: http://naukovedenie.ru/PDF/77prgsu412.pdf (проверено 29.11.2017).
- Майданский А. Д., Полухин О. Н., Федосеенков А. В. Деятельностный подход и принцип рефлексивности в науке. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015. Т. 33. № 14 (211). С. 28–33.
- Борцов Ю. С., Веселая Т. В., Драч Г. В., Запрудский Ю. Г., Коновалов В. Н., Королев В. К., Коротец И. Д., Лубский А. В., Фомина С. И., Федосеенков А. В., Чичина Е. А., Штомпель Л. А., Штомпель О. М. Человек и общество (культурология). — Словарь-справочник / Ростов-на-Дону, 1996.
- Философия и сказка. Сборник научных трудов / Москва-Берлин, 2015.
- Федосеенков А. В. Философия жизни: экзистенциальный аспект социальной маргинальности. — Ростов н/Д, 2014. — 138 с.
- Майданский А. Д., Федосеенков А. В. О категориях качества и количества//Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании: IV Международная научно-практическая конференция. Том 3. Гуманитарные науки в современном образовании. — Таганрог, 2005. — 322 с.