Физические показатели возможно охарактеризовать уровнем развития силовых, скоростных, выносливых факторов. Они выступают взаимосвязанными факторами двигательной функции. Развивая одно из качеств, путем взаимодействия происходит увеличение показателей других. Тем самым убеждаясь о преимуществе взаимосвязи между тем или иным физический показателем.
Сила — важное физическое качество человека. Напряжение в мышцах является измерителем силы. Сила мышечной массы включает в себя: размеры физиологического поперечника, морфологическую структуру мышечной ткани. Объем и величина мышечного напряжения также определяется воздействием нервных окончаний на мышцу. Немаловажную роль отводят волевому фактору.
С целью оценки силового фактора выводят два вида показателей:
- Абсолютная сила (проявление максимальных мышечных напряжений).
- Относительную силу (абсолютные показатели мышечной силы на один килограмм веса тела)
Рассмотрим режимы работы мышц в которых проявляется силовой показатель человека:
- статический (изометрическом) режим (длина мышц не изменяется);
- динамический режим (длина мышц изменяется);
- изокинетический режим (длина мышц изменяется при постоянном моменте силы).
В целях развития силового фактора применяют физические нагрузки с учетом повышенного сопротивления которые в свою очередь подразделяются на: упражнения с воздействием внешнего отягощения (гири, гантели и т.д.), упражнения с воздействием отягощения массы собственного тела.
Широкое распространение получили три основных методических подхода к развитию силовых качеств:
- преодоление непредельных отягощений до отказа (применяется для развития силовой выносливости);
- преодоление околопредельного и предельного сопротивления (применяется для развития силовой выносливости);
- преодоление сопротивлении с максимально возможной скоростью (применяется для развития скоростно-силовой выносливости)
Скоростной показатель физических качеств человека. Быстрота — это возможность человека производить двигательные действия в наикратчайший промежуток времени.
Факторы определяющие скоростные качества человека:
- временя двигательной реакции;
- быстрота выполнения одиночных движений;
- частота движений в момент времени.
Основополагающим методом тренажа скоростных показателей является неоднократное повторение движений с предельной скоростью.
Развитие скоростных качеств эффективнее всего включать в начало основной части тренировки.
Выносливость — противостояние утомлению в какой-либо деятельности. Выносливость подразделяют на две отдельных взаимосвязанных части:
- Общая выносливость. Базируется на взаимосвязи всестороннего физического развития человека с результатами положительных изменениях в центральной нервной системе, сердечнососудистой и дыхательной системе.
Общая выносливость развивается путем почти всех физических упражнений. Качественным средством для приобретения общей выносливости является длительный бег, лыжная ходьба. Работоспособность сердечнососудистой и дыхательной систем улучшается посредством подобной длительной тренировки. Общая выносливость, определяет общую работоспособность человека и уровень здоровья, выступает прочной основой для развития уровня физической подготовки военнослужащих.
- Специальная выносливость обусловлена спецификой подготовки человеческого организма. Она подразумевает высокий уровень физиологических, психических показателей человека относительно его основной деятельности. Относительно видов деятельности специальная выносливость разнообразна и имеет свои специфические особенности. Базисом для развития специальной выносливости является общая выносливость.
Ловкость — это способность правильно управлять телом в пространстве и во времени. Понятие ловкость подразумевает под собой способность к постижению новых координационно сложных форм движения и умения рационально использовать их в различных, внезапно изменяющихся условиях.
Тренировочный процесс развития ловкости основывается на обогащении занимающихся новыми многообразными двигательными навыками и умениями. Формирование ловкости объединено с совершенствованием способности точно и целесообразности использовать навыки в соответствии с требованиями изменяющейся обстановки быстро и рационально перестраивать их. Осязательное воздействие на развитие ловкости оказывают упражнения, включающие новые элементы. Процесс развития такого качества как ловкость включает в себя три ступени:
- ступень — характеризуется пространственной точностью движений, выполняемых в относительно медленном темпе.
- ступень — характеризуется выполнением быстрых движений.
- ступень — характеризуется способностью быстро выполнять точные движения во внезапно меняющейся обстановке.
Наиболее эффективными выступают средства развития первых двух ступеней ловкости, включающие в себя гимнастические и акробатические упражнения. Самым эффективным средством развития третьей ступени ловкости являются подвижные и спортивные игры.
Литература:
- Алгоритмы, методы и аппаратура анализа временного ряда кардиоритмограммы при нагрузочном тестировании / Ю. М. Рекша, Ф. Р. Гаджимурадов, А. Е. Умрюхин, М. М. Лапкин // Биомедицинская радиоэлектроника. — 2018. — № 1. — С. 33–38.
- Закономерности формирования хронотропных резервов адаптации при физической нагрузке / М. М. Лапкин, С. В. Булатецкий, А. В. Платонов, Ю. М. Рекша // Теория и практика физической культуры. — 2017. — № 1. — С. 19–20.
- Значение периода ранней адаптации в группах с различной переносимостью физической нагрузки / А. А. Жарких, А. Н. Воробьев, Н. С. Бирченко, В. А. Похачевский // Теория и практика физической культуры. — 2018. — № 1. — С. 92.
- Акулова Л. Н. Профессионально-адаптационная физическая подготовка как основа успешной адаптации курсантов к образовательному процессу силовых ведомств России / Л. Н. Акулова, Б. В. Кузнецов // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2015. — № 5 (123). — С. 13–19
- Ашкинази С. М. К вопросу о совершенствовании процесса физической подготовки сотрудников образовательных учреждений государственной противопожаной службы МЧС России / С. М. Ашкинази, Р. М. Шипилов, Б. В. Кузнецов // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2015. — № 6 (131). — С. 18–22.
- Кузнецов Б. В. Влияние профессионально-адаптационной физической подготовки на развитие и совершенствование физических качеств курсантов вузов МЧС России / Б. В. Кузнецов, Г. Р. Гостев //Культура физическая и здоровье. — 2012. — № 6 (42). — С. 53–56.
- Кузнецов Б. В. Организация и методика проведения самостоятельных занятий по физической подготовке: методические рекомендации / Б. В. Кузнецов. — Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский государственный педагогический университет, 2014. — 28с.
- Усков В. М. Воспитание психологической устойчивости у курсантов и слушателей учебных заведений МЧС в условиях воздействиях воздействия психотравмирующих факторов / В. М. Усков, Б. В. Кузнецов, И. В. Теслинов, Е. В. Маркова // Материалы XVIII Междунар. науч.-практич. конф. «Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств». — Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. — Т.2. — С. 377–381.
- Усков В. М. Физическое воспитание в общекультурной и профессиональной подготовке курсантов высших образовательных учреждений МЧС России / В. М. Усков, Б. В. Кузнецов, Н. Г. Сапожникова // Материалы XVII Междунар. науч.-практич. конф. «Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств». — Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2015. — С. 165–168.