Применение элементов ТРИЗ-педагогики в непосредственно образовательной деятельности в ДОУ по образовательной области «Музыка» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кисель, Л. В. Применение элементов ТРИЗ-педагогики в непосредственно образовательной деятельности в ДОУ по образовательной области «Музыка» / Л. В. Кисель. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46602/ (дата обращения: 26.04.2024).



Мы живем в стремительно меняющемся мире, в мире инноваций и новых технологий. Основная задача системы образования – подготовка подрастающего поколения к жизни в завтрашнем дне. Для того, чтобы лучше понять, как это сделать, необходимо разобраться, как научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире.

Изучая различные методики и педагогические технологии, мы искали ответ на вопрос, каким образом строить сегодня образовательный процесс в ДОУ по образовательной области «Музыка»? Что реально можно изменить или добавить в данном направлении дошкольного образования. Некоторые ответы на эти вопросы даёт педагогическое направление, называемое сегодня ТРИЗ – педагогикой. В учебном пособии Л.А Григорович и Т.Д.Марцинковской (Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2001, стр. 45) ТРИЗ – педагогика определена как педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) возникла в нашей стране в конце 40-х годов усилиями выдающегося российского учёного, бакинского изобретателя, писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. Принципы и аксиомы общей теории сильного мышления позволяют педагогам учить детей решать проблемные ситуации в различных видах деятельности.

Поскольку технология ТРИЗ – это система методов и приемов, то она максимально увеличивает эффективность любой программы.

Подробно изучив методы и приемы ТРИЗ технологии, мы начали постепенно вводить и использовать их в работе с дошкольниками, а именно, в развитии музыкально-творческих способностей. Анализируя полученные знания и накопленный опыт, постепенно вели нас к интуитивному пониманию того, в каком направлении необходимо двигаться, чтобы процесс развития дошкольников проходил успешно. Мы поняли, что методы и приемы ТРИЗ и РТВ (Теория решения изобретательских задач и развитие творческого воображения) представляют собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческого мышления, формирования творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Дидактические и наглядные пособия, развивающая среда выступают основой реализации технологии ТРИЗ и РТВ. Стремление ребенка к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра. Приобщая детей к музыке и развивая музыкально-художественную деятельность дошкольника, мы стараемся сочетать развлечения с обучением, используя методы и приемы ТРИЗ и РТВ, погружая детей в музыкальное творчество. Игровое музыкальное пространство – это естественная среда обучения и развития ребёнка.

В каждый период детского развития воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития. Оно, несомненно, зависит от опыта ребенка, складывается и развивается постепенно. Важнейшей задачей музыкального развития дошкольника является познание окружающего мира, внутреннего пространства человека и взаимоотношений людей с помощью музыки. Сама музыка при этом становится проводником общения дошкольника с социумом. Согласно ФГОС содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

 развитие музыкально-художественной деятельности;

 приобщение к музыкальному искусству;

 организация работы с дошкольниками по развитию творческого воображения;

 расширение информационного фонда ребенка, которое позволит представить тот или иной объект с разной степенью подробности.

Психолого-педагогические исследования имеют различные точки зрения на создание условий для развития воображения у детей. Некоторые авторы считают, что педагоги должны лишь стимулировать творческие процессы средствами изобразительной деятельности. Другие считают, что уровень воображения повышается тогда, когда создается специальный эмоциональный настрой детей на творческую деятельность. Многие исследователи склонны утверждать, что ребенка можно научить создавать воображаемые образы.

Мировой фонд методов развития воображения и производных от них насчитывает около 70 единиц. Главной целью этих методов является снятие психологической инерции у человека, создающего какой – либо творческий продукт.

В своей работе мы попытались адаптировать и проверить на практике некоторые методы и приемы технологии ТРИЗ и РТВ. Методика располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации деятельности.

Метод проб и ошибок наш врожденный метод мышления. Поняв задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и, если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые.

Используя сюжетно-ролевые игры-драматизации, построенные по сюжетам знакомых детям сказок («Теремок»), предлагаем детям подобрать звучание музыкального инструмента к какому-нибудь предмету, герою, действию или явлению (например, шум полевой травы, где стоит теремок, озвучивание каждого героя, треск бревен при разрушении теремка и т.д.).

Музыкальная игра-сказка – это вид и форма музыкальной деятельности на основе интеграции искусств (музыка, литература, изобразительное искусство, театр), где музыка является ведущим звеном. Дети с огромным желанием играют в сказку, постепенно вживаясь в её образы, сопереживая её героям и осмысливая авторский текст. Их привлекает возможность побыть в образе всех героев, свободно, творчески выразить (в ритмопластических импровизациях и игре на музыкальных инструментах) своё отношение к музыке и сюжету.

В результате дети учатся создавать различные варианты одного и того же объекта уважительно относиться к мнению других детей, радоваться не только своим, но и чужим успехам. Они с удовольствием играют в сказку, спрашивают: «А мы сегодня будем играть в сказку?» При этом ярко проявляют творческую активность в поиске характеристик музыкальных образов.

Еще один метод – «Круги Луллия».

Раймондо Луллий (14 век н.э.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги были разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определенные сектора на каждом из кругов. Раймондо Луллий на каждый сектор ставил свое обозначение. Это были и рисунки, и слова, и даже целые изречения. Любой желающий мог с помощью комбинаций получать какой-либо текст.

Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности. В основе его лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. С помощью Кругов Луллия мы закрепляем и систематизируем знания детей о прослушанных музыкальных произведениях, композиторах, музыкальных инструментах.

На своих занятиях мы используем не более четырех кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. К кругам на общий стержень добавляется стрелка, которая показывает соединение секторов.

Сначала используем пособие следующим образом:

 прослушав знакомое музыкальное произведение, ребенок совмещает картинку, подходящую содержанию этого произведения с портретом композитора его создавшего (например, картинка Веселый крестьянин с портретом Р. Шумана и т. п.)

Второй вариант работы с пособием:

 при случайном соединении картинок ребенок пытается объяснить или пофантазировать над своим выбором (например, у Даши С. совпала картинка «Шествия гномов» не с портретом Э.Грига, а с портретом Н. А.Римского-Корсакова. Подумав и немного пофантазировав, она сказала: «Музыка этого произведения была бы более доброй и немного загадочной, если бы её сочинил Римский-Корсаков, потому что его называют сказочником в мире музыки».

Одним из средств восприятия музыки и развития слуха является музицирование детей. На наших музыкальных занятиях уделяется особое внимание игре на детских музыкальных инструментах, так как именно детское музыцирование расширяет интерес к музыке и музыкальным инструментам, обогащает музыкальный кругозор детей, способствует развитию умений музыкальной импровизации на инструментах, воспитывает доброжелательное отношение со сверстниками, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности.

На занятиях по развитию исполнительского творчества также используем Круги Луллия.

Например: первый круг – четыре времени года, второй круг – музыкальные инструменты, в дальнейшем используются для сочинения мелодии или аккомпанемента, третий круг – пиктограммы с настроением. Раскрутив кольца и соединив время года, придумать и озвучить на выпавшем инструменте мелодию в характере выпавшей пиктограммы. С каким интересом и азартом дети вспоминают музыкальное произведение, соответствующее тому или иному времени году, изображенному на первом кругу, потом фантазируют и выбирают на другом круге инструмент для украшения музыки. Например, чаще всего для озвучивания произведения А. Вивальди «Весна» дети выбирают треугольник и металлофон или «Лето. Гроза» – барабан и ксилофон.

Еще один метод, используемый на музыкальных занятиях для активизации творческого воображения и мышления – Морфологический анализ.

На основе кругов Луллия швейцарский астрофизик Ф. Цвикки в 30-х годах двадцатого столетия создал метод под названием «Морфологический анализ».

Суть его та же самая, что и в кругах Луллия, но мыслительные операции комбинаторного характера осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности.

Например, для закрепления знаний детей о музыкальных инструментах, умения находить их по деталям, различать по способу звукоизвлечения (клавишный, ударный, струнный и т. д.) мы используем морфологическую таблицу (Приложение 1). Сначала дети находят реальное сочетание изображения инструмента, с изображением его части. Затем детям можно предложить пофантазировать, как будет называться музыкальный инструмент, если сделать случайные соединения изображений (например, дети соединили палочки барабана с изображением скрипки и дали название получившемуся инструменту – «баралайка» и т.п.) и здесь полету творческой фантазии детей нет границ.

В итоге у детей формируется умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы. Благодаря созданию условий для оценки ребенком полученных идей, они учатся детализировать наиболее удачные. Морфологический анализ позволяет формировать у детей подвижность мышления и развивает комбинаторику.

Очень интересный метод для активизации мышления, расширения словарного запаса у детей Метод фокальных объектов (Приложение 2). Выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие обычные и необычные свойства. Например, «Музыка». Предлагается детям придумать несколько слов, объектов: «фея», «шар», «огонь». Эти предметы характеризуются, а затем сформулированные свойства переносятся на выбранный нами фокальный объект. Этот метод очень эффективно используется в разделе «Слушание музыки», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики музыкальных произведений. А с этим методом активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании музыкального произведения.

В результате использования элементов ТРИЗ и РТВ в музыкальной деятельности дошкольников, у детей заметно активизировалась творческая и мыслительная активность, так как Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и Развитие творческого воображения (РТВ) учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов и находить свое решение. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом проявляется в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, музыкальном и художественном творчестве и др. Методы и приемы ТРИЗ – педагогики позволяет заложить основы творческой личности подрастающего человека.

Использовать элементы ТРИЗ и РТВ можно не только в Непосредственно Образовательной Деятельности «Музыка», но и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Литература:

  1. Альтшуллер Г.С. и Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества. Журнал «Вопросы психологии» №6, 1956. С. 37-49 (www.trizminsk.org\h\002h.htm)
  2. Альтшуллер Г.С. Структура талантливого мышления. Творчество как точная наука. — М.: Сов. радио, 1979. С. 66-72. (www.trizminsk.org\c\125.htm)
  3. Андреева Е. В. Карты универсального описания объектов как средство обучения мыслительным приемам ТРИЗ – РТВ. // Материалы научно – практической конференции «Технологизация профессионального гуманитарного образования». – Ульяновск, 1999. - С. 4-5.
  4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление дошкольников. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. – М., 1997.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1983.
  6. Григорович Л.А. Формирование творческого мышления в дошкольном возрасте. //Журнал практического психолога. – 1996. – №3.
  7. Железнова С.В., Богомолова Н.Р. Солнышко./ Программа развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста на основе ТРИЗ и РТВ. – Обнинск: ООО «Росток», 1998. – 102 с.
  8. Кононнова Н.Г. Сборник музыкально-дидактических игр для дошкольников. – М.: Просвещение, 1982. - 96 с.
  9. Лелюх С.В. Организация экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения с приоритетным осуществлением интеллектуального развития детей. // Тезисы докладов 2-й региональной научно – практической конференции «Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ». – Челябинск, 4 – 5 июня, 1999. – С.15-16.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, круг, творческое воображение, Теория решения, инструмент, общий стержень, морфологический анализ, музыкальная деятельность, музыкальное произведение, музыкальный инструмент.


Похожие статьи

Организация музыкально-ритмической деятельности для...

Организация музыкально-ритмической деятельности для развития творческих способностей. Автор: Бережанская Светлана Васильевна.

Для решения этих задач были подобраны такие формы и методы работы, которые позволили бы заинтересовать детей и вовлечь их в...

Теоретические основы развития детского музыкального...

Ключевые слова: детское творчество, творческая деятельность, творческая активность, музыкальная деятельность, детское музыкально творчество. Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых Г.В. Лабунской, В.С.Кузина, П.И. Пидкасистого...

Развитие творческих музыкальных способностей детей...

творческая способность детей, детское творчество, музыкальная деятельность, развитие, творческая деятельность, ребенок, слух, способность, ученик.

Роль детского музыкального творчества в развитии одаренности

С 4-5 лет наблюдается склонность импровизировать, фантазировать на инструменте; пытаются сочинять и записывать свои сочинения.

Рассмотрим особенности организации музыкально-творческой деятельности одаренных детей.

Познавательно-творческий проект «Погружение в классику.»

– развивать у детей эмоциональную сферу, творческую активность, познавательный интерес к музыке, умение слушать и воспринимать, понимать, анализировать музыкальное произведение

Исследование творческого воображения у детей старшего...

Научить детей мыслить творчески и уметь разряжать свои переживания, эмоции через творчество и в действии воображения.

Инструменты и оборудование: музыкальный центр и диски с детскими сказками и песнями, звуками природы; листы бумаги, простые и цветные...

Формирование профессионального музыкального стиля...

Музыкальный инструмент играет важную роль в работе учителя, так как ничто не может заменить того влияния на музыкальное восприятие

Он включает в работу весь музыкантский опыт исполнителя, заставляет работать его мышление, будит творческое воображение...

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на...

Статья посвящена проблеме влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений...

Художественный образ музыкального произведения...

художественный образ, опорно-двигательный аппарат, работа, нотный текст, музыкальное произведение, навык, произведение, музыкальный инструмент, музыкальная школа, какая мера.

Похожие статьи

Организация музыкально-ритмической деятельности для...

Организация музыкально-ритмической деятельности для развития творческих способностей. Автор: Бережанская Светлана Васильевна.

Для решения этих задач были подобраны такие формы и методы работы, которые позволили бы заинтересовать детей и вовлечь их в...

Теоретические основы развития детского музыкального...

Ключевые слова: детское творчество, творческая деятельность, творческая активность, музыкальная деятельность, детское музыкально творчество. Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых Г.В. Лабунской, В.С.Кузина, П.И. Пидкасистого...

Развитие творческих музыкальных способностей детей...

творческая способность детей, детское творчество, музыкальная деятельность, развитие, творческая деятельность, ребенок, слух, способность, ученик.

Роль детского музыкального творчества в развитии одаренности

С 4-5 лет наблюдается склонность импровизировать, фантазировать на инструменте; пытаются сочинять и записывать свои сочинения.

Рассмотрим особенности организации музыкально-творческой деятельности одаренных детей.

Познавательно-творческий проект «Погружение в классику.»

– развивать у детей эмоциональную сферу, творческую активность, познавательный интерес к музыке, умение слушать и воспринимать, понимать, анализировать музыкальное произведение

Исследование творческого воображения у детей старшего...

Научить детей мыслить творчески и уметь разряжать свои переживания, эмоции через творчество и в действии воображения.

Инструменты и оборудование: музыкальный центр и диски с детскими сказками и песнями, звуками природы; листы бумаги, простые и цветные...

Формирование профессионального музыкального стиля...

Музыкальный инструмент играет важную роль в работе учителя, так как ничто не может заменить того влияния на музыкальное восприятие

Он включает в работу весь музыкантский опыт исполнителя, заставляет работать его мышление, будит творческое воображение...

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на...

Статья посвящена проблеме влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений...

Художественный образ музыкального произведения...

художественный образ, опорно-двигательный аппарат, работа, нотный текст, музыкальное произведение, навык, произведение, музыкальный инструмент, музыкальная школа, какая мера.

Задать вопрос