Познавательно-творческий проект «Погружение в классику. Творчество Антонио Вивальди» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (18) июнь 2018 г.

Дата публикации: 10.04.2018

Статья просмотрена: 1191 раз

Библиографическое описание:

Каменская, О. А. Познавательно-творческий проект «Погружение в классику. Творчество Антонио Вивальди» / О. А. Каменская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 18-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3258/ (дата обращения: 25.04.2024).



C:\Users\irbis\Desktop\i.jpg

Классическая музыка — основа цивилизованного общества. И признак утонченного ума

Генри Морган

Особое место в жизни ребёнка старшего дошкольного возраста занимает приобщение его к миру музыки, развитию ценностно-смыслового восприятия и понимания им произведений музыкального искусства. Музыка способствует всестороннему развитию ребёнка. Вопросы методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста рассматривались исследователями — Д. Б. Кабалевским, Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой, Н. А. Метловым, Е. В. Назайкинским, Б. В. Асафьевым, М. Б. Зацепиной и другими.

Многие учёные (Б. М. Теплов, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, и др.) считают, что музыкальные способности присутствуют у всех детей, но их уровень разный в силу особенностей физиологического развития. Доминирующую роль в развитии музыкальных способностей дошкольника играет окружающая его среда и систематические занятия данной деятельностью. Именно, в деятельности развиваются способности.

В настоящее время любая программа музыкального развития дошкольников строится на основе ФГОС ДО. В связи с этим для реализации целей ФГОС ДО (социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста) перед ДОО ставится несколько новых ориентиров:

– формирование ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;

– эстетического отношения к окружающему миру;

– углубление элементарных сведений о музыкальных видах искусства;

– развитие восприятия и сопереживания художественным образам произведений;

обеспечение реализации самостоятельной творческой деятельности.

Помочь реализовать вышеприведённые цели может лишь высокохудожественная музыка, какой является классическая музыка. Радынова О. П. рекомендует слушать с детьми классические произведения разного времени — старинную музыку Вивальди, Генделя, Баха, произведения Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Шопена, Глинки и других композиторов — классиков, что формирует у детей старшего дошкольного возраста эталоны красоты.

Актуальность проекта:

4 марта 2018 года исполняется 340 лет со дня рождения Антонио Вивальди, итальянского композитора, скрипача-виртуоза, педагога, дирижёра, католического священника. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года».

Классическая музыка укрепляет память человека. К такому выводу пришли исследователи из университета итальянского города Кьети. Они открыли так называемый «эффект Вивальди», доказав, что регулярное прослушивание его знаменитого симфонического сочинения «Времена года» улучшает свойства памяти у людей.

В настоящее время многие дети в семье слышат, как правило, к сожалению, лишь развлекательную поп-музыку. Данный проект поможет расширить музыкальный мир детей старшего дошкольного возраста, повысить компетентность родителей и педагогов в области музыкальной культуры.

Аннотация проекта:

Проект посвящён 340-летию со дня рождения выдающегося композитора, скрипача-виртуоза, дирижера и музыкального педагога А. Вивальди, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и носит долгосрочный характер. Данный проект формирует основы музыкальной культуры дошкольников на основе знакомства с классической музыкой композитора А. Вивальди, развивает интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на неё, развивает мышление, музыкальную память, внимание, воображение, воспитывает художественный вкус, обогащает музыкальные впечатления, что играет важную роль в подготовке детей к школе.

Проектом предусмотрено не только проведение занятий, мероприятий с дошкольниками, а также совместная деятельность родителей с детьми, просветительская работа с педагогами и родителями, создание окружающей музыкально-художественной среды. Проект будет осуществлён детьми 6–7 лет, их родителями, педагогами ДОУ.

Сроки реализации: 9 месяцев (долгосрочный)

– Начало реализации — сентябрь 2017 года

– Окончание реализации — май 2018 года

Участники проекта:

– воспитанники подготовительной группы,

– воспитатели,

– специалисты,

– музыкальный руководитель,

– родители.

– социальные партнёры (Детская музыкальная школа № 2)

Постановка проблемы:

Современные дети живут и развиваются в эпоху активной агрессивной, шумной музыки. Практически не слышат звуки классической музыки, в том числе и в семье, которая оказывает огромное негативное воздействие на человека. В результате у детей искажается представление о музыкальной культуре. Успех музыкального развития дошкольников во многом зависит от их музыкального опыта, компетентности педагога, родителей (законных представителей). Одним из важнейших аспектов формирования музыкального вкуса у детей является качество используемого музыкального репертуара, как на занятии в ДОО, так и в семье. Важно использовать в работе с детьми высокохудожественную музыку, а это, прежде всего — классическая музыка. К сожалению, в настоящее время по ряду причин не каждый родитель уделяет время для прослушивания с ребёнком классической музыки.

Гипотеза: знакомство с классической музыкой А. Вивальди позволит сформировать музыкальный вкус, развить образное мышление, способность к творческому осмыслению и восприятию музыкальной культуры, обогатить содержание музыкального воспитания ДОУ

Практическая значимость — полученные результаты помогут содержательно обогатить разрабатываемые программы, концепции и проекты нравственного воспитания детей ДОУ. Полученные результаты помогут создать методические рекомендации по организации и проведению занятий в рамках режима дня ДОУ. Работа с детьми по данному проекту поможет подготовить их к начальной ступени школы.

Цель проекта:

– формировать основы музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста через призму музыкального восприятия произведений зарубежного композитора А. Вивальди.

Задачи проекта:

– продолжать расширять представления детей о классической музыке — знакомить с творчеством зарубежного композитора А. Вивальди;

– развивать у детей эмоциональную сферу, творческую активность, познавательный интерес к музыке, умение слушать и воспринимать, понимать, анализировать музыкальное произведение;

– привлекать родителей к участию в совместной деятельности с детьми;

– воспитывать у детей художественный вкус через слушание и восприятие классической музыки.

Планируемые результаты:

Воспитанники:

– положительная динамика в развитии интереса к классическим музыкальным произведениям, к музыкальной деятельности;

– обозначение предпочтений в музыке, развитие художественного и эстетического вкуса;

– развитие творческих способностей, умение слушать и воспринимать, понимать, анализировать музыкальное произведение

– развитие у воспитанников таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, креативность.

Родители:

– повышение компетентности и интереса к музыкальной деятельности детей, к классической музыке;

– использование «Музыкального фонда» группы и детского сада;

– обсуждение проблем музыкального развития детей с музыкальным руководителем, выполнение рекомендаций педагога в данном вопросе.

Воспитатели:

– повышение компетентности в вопросах музыкального развития детей;

– активное сотрудничество с музыкальным руководителем и родителями; в решении общих задач музыкального развития дошкольников;

– использование воспитателем классической музыки в педагогическом процессе;

Музыкальный руководитель:

– организация работы с учетом интересов и возможностей воспитанников;

– помощь в создании «Музыкального фонда» детского сада и группы;

– помощь воспитателю в подборе классического репертуара для организации режимных моментов и педагогического процесса.

Критерии результативности проекта:

  1. Обновление репертуара произведениями классической музыки А. Вивальди в группах старшего возраста.
  2. Использование данного репертуара в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности воспитанников.
  3. Создание базы данных (картотеки) репертуара классической музыки, творчества русских и зарубежных классических композиторов.
  4. Составление методических рекомендаций по итогам реализации данного проекта.

Ресурсное обеспечение проекта:

Материально-техническое:

– музыкальный зал;

– музыкальные инструменты для взрослых, детей;

– проектор, экран DVD-проигрыватель, ПК

– музыкальный центр, акустическая система, микрофоны;

– костюмы, декорации, атрибуты.

Информационно-методическое:

– интернет-ресурсы;

– библиотека музыкальной литературы;

– периодическая печать.

Кадровое:

– Музыкальный руководитель.

– Воспитатели и специалисты ДОУ.

Риски проекта ипути их преодоления:

Недостаточное использование репертуара классической музыки в совместной и самостоятельной деятельности детей педагогами ДОУ.

– Оснащение предметно-развивающей музыкально-творческой среды группы.

– Консультация для педагогов по использованию данного репертуара

– Совместное планирование работы

Отсутствие фонограмм для проведения занятий, подготовки номеров для концерта, праздников, развлечений в детском саду.

– приобретение фонограмм по подписке,

– приобретение фонограмм в магазинах, интернет — магазинах,

запись онлайн.

Этапы реализации проекта

1 этап предварительный.

– мониторинг знаний детей в области классической музыки;

– изучение компетентности родителей и педагогов по теме проекта методом анкетирования.

– подготовка материала к проекту;

– заключение договоров о сотрудничестве с определенными организациями (дошкольными, школьными, государственными) и общественными объединениями.

2 этап: основной

Организационные формы работы над проектом:

Работа сдетьми

Работа сродителями

Работа спедагогами

Сроки реализации

Знакомство с творчеством композитора А. Вивальди.

Цикл музыкальных гостиных «Времена года».

Образовательный салон по циклу «Времена года» А. Вивальди.

Просветительские беседы «Поговори, послушай со мною мама музыку А. Вивальди»

Круглый стол «Классическая музыка в повседневной жизни ребёнка», «Творчество А. Вивальди», «Значение классической музыки в развитии дошкольника»

Сентябрь

Знакомство с симфоническим оркестром. «Времена года» А. Вивальди.

Аппликация «Мой любимый музыкальный инструмент»

Изготовление неозвученных музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Оформление музыкальных уголков группы в соответствие с темой проекта.

Создание фонотеки в группах (классическая музыка А. Вивальди, включения в режимные моменты.)

Октябрь

Развлечение «Отгадай музыкальный инструмент».

Организация выставки миниатюрных музыкальных инструментов.

Консультация «Как развить способность ребёнка слышать музыкальные инструменты в симфоническом оркестре»

Знакомство с загадками о музыкальных инструментах. Пополнение музыкального уголка музыкальными загадками.

Ноябрь

Инсценировка симфонического оркестра под музыку А.Вивальди.

Инсценировка симфонического оркестра под музыку А. Вивальди

Консультация «Развитие самостоятельной творческой активности у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкальных инструментов»

«Организация совместной музыкальной деятельности в группе»

Декабрь

Рассматривание иллюстраций к циклу «Времена года» А. Вивальди.

Совместная изобразительная деятельность с детьми на тему «Времена года. А. Вивальди»

Помощь в организации выставки рисунков «Музыка А. Вивальди».

Январь

Творческая музыкально-ритмическая композиция — импровизация под музыку Вивальди.

Постановка хореографической композиции под музыку Вивальди.

Помощь в изготовлении костюмов и атрибутов к танцам.

Помощь в создании фотоальбома «Музыка А. Вивальди в жизни нашей группы»

Февраль

Просмотр мультфильма «Антонио Вивальди» из серии мультфильмов «Сказки старого пианино»

Просмотр мультфильма «Вивальди 4 сезона»

Просмотр мультфильма «Времена года», муз. А. Вивальди.

Просмотр документального фильма «Вивальди без маски»

«Антонио Вивальди» (США, Бельгия, 2016)

Просмотр документального фильма «Вивальди без маски»

«Антонио Вивальди» (США, Бельгия, 2016)

Март

Экскурсия в детскую музыкальную школу № 2.

Посещение с детьми с детьми концертной программы в музыкальной школе № 2.

Разучивание песни «Под музыку Вивальди», сл. А.Величанского, муз. В.Берковского, С.Никитина). Выступление с песней перед детьми.

Апрель

Постановка танцевального спектакля -импровизации «Под музыку Вивальди» совместно детей с родителями.

Постановка танцевального спектакля -импровизации «Под музыку Вивальди» совместно детей с родителями.

Совместная подготовка спектакля.

Май

3 этап:

– Мониторинг проектной деятельности.

– Подведение итогов проведенной работы,подготовка отчетных материалов.

– Презентация проекта «Погружение в классику. Творчество Антонио Вивальди».

– Редактирование материалов, публикации в печатных изданиях.

– Выступление с докладом и презентацией проекта на Всероссийской и Международной конференции с целью передачи опыта в работе по данной теме.

Литература:

  1. Арнонкур Н. Программная музыка — концерты Вивальди ор. 8 [Текст] / Н. Арнокур // Советская музыка. — 1991. — № 11. — С. 92–94.
  2. Барбье П. Венеция Вивальди: Музыка и праздники эпохи барокко = LaVenisedeVivaldi: Musiqueetfêtesbaroques. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2009. — С. 280. — ISBN 978–5-89059–140–1.
  3. ВирджилиоБоккарди. Вивальди. — Жизнь замечательных людей (Том 1085). — М.: Молодая гвардия, 2007. — С. 272. — ISBN 978–5-235–03014–5.
  4. Времена года в классической музыке Вивальди http://www.prostosound.com.u
  5. Зацепина М. Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. — М., 2010. — 128 с.
  6. Кирнарская Д. К. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика.М: 2003 г., 368 с.
  7. Кирнарская Д. К. Секреты популярности Антонио Вивальди //Музыка и публика. № 3 (61), 2013, С. 2–9.
  8. Классическая музыка. История музыки, биографии великих композиторов и музыкантов / ответственный редактор Ю. Орлова. — М.: Издательство «Э», 2015. — С. 45–47. — ISBN 5457942228.
  9. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей: В 2 частях. — М., 1997. Ч. 1–608с.
  10. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей:В 2 частях. — М., 1997. Ч. 2. — 400 с.
  11. Концерт, оп. 8 № 1 «Весна». Часть 1 Аллегро (инф.)
  12. Концерт, оп. 8 № 1 «Весна». Часть 2 Ларго (инф.)
  13. Концерт, оп. 8 № 1 «Весна». Часть 3 Аллегро (инф.)
  14. Концерт, оп. 8 № 2 «Лето». Часть 1 Аллегро нон мольто (инф.)
  15. Концерт, оп. 8 № 2 «Лето». Часть 2 Адажио (инф.)
  16. Концерт, оп. 8 № 2 «Лето». Часть 3 Престо (инф.)
  17. Концерт, оп. 8 № 3 «Осень». Часть 1 Аллегро (инф.)
  18. Концерт, оп. 8 № 3 «Осень». Часть 2 Адажио мольто (инф.)
  19. Концерт, оп. 8 № 3 «Осень». Часть 3 Аллегро (инф.)
  20. Концерт, оп. 8 № 4 «Зима». Часть 1 Аллегро нон мольто (инф.)
  21. Концерт, оп. 8 № 4 «Зима». Часть 2 Ларго (инф.)
  22. Концерт, оп. 8 № 4 «Зима». Часть 3 Аллегро (инф.
Основные термины (генерируются автоматически): музыка, ребенок, старший дошкольный возраст, Музыкальный руководитель, симфонический оркестр, Время, музыкальная культура, проект, детский сад, музыкальное развитие дошкольников.

Похожие статьи

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях...

ребенок, движение, опорно-двигательный аппарат, музыка, развитие, дошкольный возраст, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое движение, музыкальная культура, головной мозг.

Оркестровая деятельность в детском саду в соответствии... Детский оркестр.

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

Упущенное в дошкольном возрасте невосполнимо. Одной из важнейших задач всестороннего развития ребенка-дошкольника является воспитание музыкальной культуры, основы которой формируются уже в детстве.

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития музыкальных способностей детей. Современное музыкальное воспитание детей дошкольного возраста подразумевает полноценное и всестороннее развитие творческой...

Оркестровая деятельность в детском саду в соответствии...

Детский оркестр. О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорилось в работах известных педагогов-музыкантов.

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного...

музыкальное восприятие, музыкальное произведение, музыкальный образ, старший дошкольный возраст, восприятие музыки

Развитие музыкальности у дошкольников посредством... восприятие музыки, музыкальное восприятие, ребенок, музыка, характер...

Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных...

Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных способностей дошкольника. Автор: Режаметова Нилуфар.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, ансамбля узбекских народных...

Музыка как средство эстетического воспитания детей...

музыкальное восприятие, музыкальное произведение, музыкальный образ, старший дошкольный возраст, восприятие музыки, музыка, художественное слово, музыкальная деятельность, образный рассказ...

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных... ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад, доступная игровая форма, музыкально-дидактическая игра, элементарное музицирование.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

ребенок, движение, занятие, занятие ритмопластикой, музыка, упражнение, дошкольный возраст, ритмопластика, развитие чувства темпо-ритма, старший дошкольный возраст. Ритмопластика как средство развития чувства темпа-ритма...

Похожие статьи

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях...

ребенок, движение, опорно-двигательный аппарат, музыка, развитие, дошкольный возраст, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое движение, музыкальная культура, головной мозг.

Оркестровая деятельность в детском саду в соответствии... Детский оркестр.

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

Упущенное в дошкольном возрасте невосполнимо. Одной из важнейших задач всестороннего развития ребенка-дошкольника является воспитание музыкальной культуры, основы которой формируются уже в детстве.

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития музыкальных способностей детей. Современное музыкальное воспитание детей дошкольного возраста подразумевает полноценное и всестороннее развитие творческой...

Оркестровая деятельность в детском саду в соответствии...

Детский оркестр. О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорилось в работах известных педагогов-музыкантов.

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного...

музыкальное восприятие, музыкальное произведение, музыкальный образ, старший дошкольный возраст, восприятие музыки

Развитие музыкальности у дошкольников посредством... восприятие музыки, музыкальное восприятие, ребенок, музыка, характер...

Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных...

Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных способностей дошкольника. Автор: Режаметова Нилуфар.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, ансамбля узбекских народных...

Музыка как средство эстетического воспитания детей...

музыкальное восприятие, музыкальное произведение, музыкальный образ, старший дошкольный возраст, восприятие музыки, музыка, художественное слово, музыкальная деятельность, образный рассказ...

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных... ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад, доступная игровая форма, музыкально-дидактическая игра, элементарное музицирование.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

ребенок, движение, занятие, занятие ритмопластикой, музыка, упражнение, дошкольный возраст, ритмопластика, развитие чувства темпо-ритма, старший дошкольный возраст. Ритмопластика как средство развития чувства темпа-ритма...

Задать вопрос