Проблема отсутствия целей в жизни, или Как мышление ограничивает личность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (180) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 18.11.2017

Статья просмотрена: 378 раз

Библиографическое описание:

Касаткин, Д. А. Проблема отсутствия целей в жизни, или Как мышление ограничивает личность / Д. А. Касаткин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46396/ (дата обращения: 17.12.2024).



Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят.

Эпиктет

Доктор А. Эллис является значимой фигурой в современной истории психотерапии. Его авторитет признан на мировом уровне [4]. Сочетание различных психологических школ («непротиворечивый эклектизм», как называл он сам подобный синтез идей мыслителей разных времен) в его подходе, дало психологии весьма органичный теоретический конструкт, объясняющий природу современного внутриличностного конфликта, нередко выходящий и переходящий в проблемы межличностного характера. Неадекватные эмоциональные реакции по толкованию доктора Эллиса являются следствием иррационального мышления, которое в свою очередь не соответствует реальности [2]. Подобный механизм, запускающий внутриличностный конфликт, является ничем иным как наши мысли (иными словами то предшествующие знание, та логическая установка которая наиболее интуитивно приемлема для индивида, как способ ментальной реакции на любой специфический стимул), заключает Эллис в след за такими великими умами как Сократ, Эпикур, Спиноза, Кант, Шопенгауэр и др. [3]. Убеждения, которые сформировались в течении жизни индивида, и которые обладают свойством догматической, неподдающиеся сомнению установки имеют иррациональное зерно в трактовки действительности, а следовательно, являются потенциально опасными для психологического здоровья личности. К подобным установкам А. Эллис относит, оценочные убеждения касающиеся: долженствования в отношении себя (что означает, какие-либо предписания в отношении своего же поведения, своих чувств и т.п.), долженствования в отношении других (установки в отношения того, что люди должны вести себя и думать определенным образом, так как мне это удобно, или так, как я привык) и катастрофизация (если что-то пойдет не так как я это планирую, как я этого хочу, то неминуемо произойдет «катастрофа»). Генезис подобных (частных когнитивных схем) убеждений обусловлен социальной средой, в которой «окультуривается» человек. Формирование иррациональных убеждений обуславливается: воспитанием родителей, установками транслируемых через СМИ (не имеющих в своем большинстве никаких гуманно-полезных идей, идей к которым, условно выражаясь, следовало бы идти человеку, который чтит человеколюбие) и т.п. Так как основной идей когнитивной психологии является тезис о том, что знание детерминирует поведение, то мы и признаем (в след за А. Беком, А. Эллисом А. Фриманом, Д. Ковпаком и др.), что роль познания (а именно «адекватное» восприятие и реалистичная последующая обработка информации) является ключевой для психологического здоровья индивида [1].

Эмпирическое исследование взаимосвязи иррациональных убеждений и психологического благополучия у студентов, было проведено нами в 2017 г. в Гродно, с использованием следующих психодиагностических методик: тест выраженности иррациональных убеждений А. Эллиса; Шкала психологического благополучия К. Риффа. В исследование приняли 34 человека (30 девушек и 4 парней) все респонденты являются студентами ВУЗа.

В ходе психодиагностического обследования нами были выявлены следующие параметры респондентов. Результаты полученные с помощью методики А.Эллиса (наличие и выраженность иррациональных установок) приведены в табл.1. Результаты, полученные опросником К. Риффа (диагностируемого уровень актуального психологического благополучия) представлены в табл.2.

Таблица 1

Выраженность иррациональных убеждений (в процентах)

Параметры

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Катастрофизация

76,47 %

20,58 %

2,94 %

долженствование в отношении себя

64,70 %

35,29 %

0 %

долженствование в отношении других

29,41 %

67,64 %

2,94 %

Таблица 2

Уровень психологического благополучия (в процентах)

Параметры

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Положительное отношение к другим

17,64 %

67,64 %

5,88 %

Автономия

73,52 %

26,47 %

Управление окружением

41,17 %

47,05 %

11,76 %

Личностный рост

11,76 %

73,52 %

5,88 %

Цели в жизни

23,52 %

61,76 %

5,88 %

Самопринятие

5,88 %

67,64 %

17,64 %

Следующий этап исследования заключался в проведение корреляционного анализа (коэффициент корреляции Спирмена) между переменными вышеперечисленных методик. Значения коэффициентов корреляции представлены в табл.3.

Таблица 3

Значения коэффициентов между показателями иррациональных убеждений и психологического благополучия с помощью корреляционного анализа Спирмена

Параметры

Значения коэффициента корреляции

Катастрофизация и положительное отношение к другим

-0,18

Долженствование в отношении себя и положительное отношение к другим

-0,32

Долженствование в отношении других и положительное отношение к другим

-0,24

Катастрофизация и автономия

0,6

Долженствование в отношении себя и автономия

0,06

Долженствование в отношении других и автономия

0,41

Катастрофизация и «управление окружением»

-0,15

Долженствование в отношении себя и управление окружением

-0,47

Долженствование в отношении других и управление окружением

-0,42

Катастрофизация и личностный рост

0,1

Долженствование в отношении себя и «личностный рост»

-0,37

Долженствование в отношении других и личностный рост

0,26

Катастрофизация и цель в жизни

-0,25

Долженствование в отношении себя и цель в жизни

-0,38

Долженствование в отношении других и цель в жизни

-0,27

Катастрафизация и самопринятие

-0,9

Долженствование в отношении себя и самопринятие

-0,45

Долженствование в отношении других и самопринятие

-0,9

В результате выявленных связей мы получили статистически достоверные обратные корреляции, между показателями установки «долженствования в отношении себя» и шкалами психологического благополучия следующего содержания: «личностный рост», «цель в жизни» и «самопринятие». Таким образом результаты свидетельствует о том, что чем больше у человека выражена установка такого содержания, тем в меньшей степени он психологически благополучен по данным параметрам своей психологической реальности. Выделим взаимосвязь между показателями «долженствование в отношении себя» и «цель в жизни», так как само понимание такой категории внесло значимый вклад в гуманистическую психологию, в традициях которой важным аспектом в сущности человека является его интенциальная сторона (т. е. его направленность в будущее, стремление к его жизненной цели). Также обозначим факт о прямой корреляционной связи между шкалами: «долженствование в отношении других» и «автономией», что позволяет нам сделать вывод о том, что выраженность данной когнитивной установки имеет свою специфическую полезность для личности. Но все же, мы отмечаем и следующий факт, что изначальное толкование Эллиса, о наличие такой установки, свидетельствует о ее негативном влиянии на личность. Это теоретическое противоречие, раскрытое в опыте, дает нам возможность выйти за приделы плоскости полученных результатов данного исследования и задаться постановкой «новой» научной проблемы. А именно изучить феномен «автономии» более подробно, с целью многомерного изучения, как возможного фактора, обуславливающего повседневные психологические трудности, или же раскрыть те условия, при которых возможность быть самостоятельным является наиважнейшим фактором для развития личности.

Наше эмпирическое исследование (несмотря на немногочисленную выборку) подтверждает тот факт, что рациональный «взгляд» на природу повседневных событий, является неотъемлемым признаком психологического благополучия личности. А следовательно, современный человек, стремящийся к реализации себя и при этом стараясь сохранять свой психологический комфорт оказывается в ситуации, где вынужден быть более рациональным и гуманным, несмотря на жесткие условия современного общества. А гибкость рационального мышления помогает более легко (психологически) адаптироваться к неопределенности, что влечет за собой минимизацию риска психологических травм, а как следствие, и поддержание психологического здоровья.

Литература:

1. Величковский Б.М. . Современная когнитивная психология. — М. : МГУ, 1982. — 336 с.

2. Ремеева А. Ф., Пальчиков И.А. . Особенности иррациональных установок // Психология и право. — 2013. — № 2. — С. 66-76.

3. Эллис, А. . Психотренинг по методу Альберта Эллиса . — СПб. : Питер, 1999. — 224 с.

4. Anthony Ramirez. Despite Illness and Lawsuits // The New Yorke Times. — 2006 DEC. 10

Основные термины (генерируются автоматически): отношение, долженствование, психологическое благополучие, положительное отношение, личностный рост, убеждение, управление окружением, высокий уровень, жизнь, корреляционный анализ.


Задать вопрос